О плачевном состоянии украинских дорог известно не только жителям нашей страны, но и, увы, далеко за ее пределами. Поскольку ямами и колдобинами у нас испещрены не только дороги местного значения, но и международные трассы. В 2012 году Украина заняла 133-е место из 148-ми в мировом рейтинге, составленном по отзывам водителей. И с тех пор состояние украинских дорог разве что только ухудшилось.
О плачевном состоянии украинских дорог известно не только жителям нашей страны, но и, увы, далеко за ее пределами, поскольку ямами и колдобинами у нас испещрены не только дороги местного значения, но и международные трассы. В 2012 году Украина заняла 133-е место из 148-ми в мировом рейтинге, составленном по отзывам водителей. И с тех пор состояние украинских дорог разве что только ухудшилось.
В апреле нынешнего года в ходе совещания премьер-министра Украины Владимира Гройсмана с руководителями профильных министерств и "Укравтодора" было сделано заявление: ремонта в Украине требуют более 97% дорог. Позже глава Мининфраструктуры Владимир Омелян уточнил: 90% из них нуждаются в ремонте капитальном, поскольку "убиты в хлам". Вдумайтесь: государство, претендующее на роль транзитного моста между Европой и Азией, пытающееся интегрироваться в возрождаемые "Шелковый путь" и "Путь из варяг в греки", имеет на своей территории всего 3% автодорог, которые можно назвать нормальными. О какой роли Украины как транзитной державы можно вообще говорить при таких показателях?
Разумеется, власти Украины это понимают. Как понимают и стратегическую, жизненно важную для нашего государства необходимость восстановить дорожную инфраструктуру Украины. "Фактически дорожное хозяйство в стране находится в критическом состоянии. Главная задача - очень быстро организовать работы, чтобы мы по всей территории Украины обеспечили текущий ремонт дорог, и начать строительство тех дорог, которые были запланированы", - заявил на упомянутом совещании с дорожниками премьер Гройсман.
Как ни странно, в случае с дорогами слова властей не расходятся с делом: в текущем году на ремонт и строительство дорог государство выделило 20 миллиардов гривен. Это рекордный показатель, подтверждающий, в том числе, что руководство страны серьезно относится к проблеме.
Безусловно, для качественного, европейского ремонта украинских дорог даже такие колоссальные средства – капля в море. Но для начала – вполне прилично. Тем более, что переход "Укравтодора" на систему ProZorro обещал, что выделенные государством средства не будут разворованы, как это часто случалось в предыдущие годы, а пойдут именно на качественный ремонт или строительство дорог.
Но вот тут как раз могут возникнуть проблемы. Безусловно, ProZorro – прогрессивная и крайне необходимая система для государства, 70% экономики которого до недавнего времени пребывало в тени, а уровень коррупции зашкаливал. Но дело в том, что государство лишь только учится ее использовать, а потому у него не всегда получается избегать крайностей.
СМИ и социальные сети время от времени сотрясают скандалы вокруг госзакупок: отдельные структуры (в особенности власти на местах) уже научились "обманывать" систему, снимая с торгов компании с более выгодными предложениями и отдавая лоты "своим" бизнес-структурам. Но есть и противоположные случаи: опасаясь негативного общественного резонанса, тендер формируется под самое дешевое предложение – без учета качества товара или услуги, поставляемой победителем. По сути, зачастую за скобки торгов выносятся такие отнюдь не эфемерные для западного мира понятия, как "репутация", "гарантии". И многие фирмы, имеющие, скажем так, неоднозначную историю, этим пользуются.
За примерами далеко ходить не нужно. Еще в прошлом году был объявлен конкурс на реконструкцию трассы Киев - Чернигов - Новые Яриловичи на участке от 18,7 до 98,8 километра. Реконструировать дорогу будут, кстати, за деньги ЕБРР – в рамках реализации "Проекта улучшения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог на подъездах к г. Киеву (паневропейские коридоры)". К декабрю 2015 года о желании участвовать в тендере объявили восемь компаний: четыре турецких, украинская, китайская, азербайджанская и итальянская. При этом разница в ценовых предложениях составляет десятки миллионов евро.
И лишь немногие могут задуматься, за счет чего имеет место дешевизна. Почему среди тех же четырех турецких компаний одна предлагает отремонтировать участок дороги за 29 миллионов, а другая – тот же участок – за 45 миллионов. Только лишь за счет оптимизации труда и собственной прибыли?
В вышеупомянутом случае турецкая Сakir Yapi предлагает цену, которой конкуренты явно проигрывают. И это может стать весомым аргументом при принятии окончательного решения о победителе тендера. Но вот относительно качества…
Затратив несколько минут и ознакомившись с историей азербайджанской Akkord/Accord (входит в консорциум, или т.н. joint ventures, с турецкой Yapi в данном тендере) любой сможет отыскать историю вероятного победителя конкурса. И составить ясное представление, за счет чего такие привлекательные предложения. В частности, стоит изучить историю недостроенного туннеля в Грузии при сооружении автобана Руиси-Игоети (Ruisi-Igoeti). Или качества автобана, сооруженного из материалов, имеющих неподходящие технические характеристики (что в итоге заверено экспертами).
В ходе реконструкции компанией Akkord/Accord в 2006-2007 годах переходов в Баку сумма итоговых затрат была превышена над изначально заявленными в 8 раз (смотрите стр. 29 в документе по ссылке).
Один из участников упомянутого тендера в Грузии на правах анонимности озвучил бизнес-схему деятельности Akkord/Accord: "Ахмед Илдиз (Ahmet Yildiz) - глава Akkord/Accord - обычно заявляет самую низкую цену, таким образом выигрывает тендер. Получает первые транши. Начинает строительство. Получает следующее финансирование. И после этого начинает удешевлять материалы, что непосредственно влияет на качество. Или откладывать работы. Или вообще каким-либо образом аргументировать отсутствие продвижения ремонта/реконструкции. При этом средства направляются на участие в следующих тендерах, где снова реализуется та же схема…".
Согласитесь, описанная схема очень смахивает на аферу. Учитывая, что финансирует ремонт дороги Киев - Чернигов - Новые Яриловичи ЕБРР, последствия неправильного решения грозят не только очередной некачественно сделанной дорогой, но и международным скандалом.
Кстати, отдельные предвестники скандала в ходе ремонта упомянутой трассы уже имели место. Правда, связаны они с другой компанией, выигравшей тендер на ремонт участка со 101-го по 136 км. И это еще раз подтверждает, что при отборе победителей госзакупок не всегда наиболее экономное предложение является лучшим.
При принятии решения госорганам все же стоит обращать внимание на добросовестность подрядчика, его репутацию, историю. Ведь в конечном итоге при выборе в качестве победителя неблагонадежной компании страдают все (разумеется, за исключением самой компании). И потребители, то есть мы с вами, получающие некачественные дороги. И те же исполнители в лице министерства инфраструктуры и Укравтодора, которых международные доноры будут воспринимать как неспособных обеспечить прозрачные условия конкурса, проверку благонадежности и ответственности участников. В конце концов, гарантировать не только рациональное, но и эффективное использование выделяемых средств.
Учтет ли в итоге Мининфраструктуры риски, которые могут нести компании, уже зарекомендовавшие себя с не лучшей стороны в других странах? Какие аспекты и аргументы станут ключевыми при принятии решения в тендере по строительству дороги Киев - Чернигов - Новые Яриловичи, а также в других тендерах? Вопросы, собственно, к министерству. Нам же остается констатировать: не всегда самый очевидный путь является самым правильным. На этапе активного реформирования всех сфер экономики и госуправления, который сейчас проходит Украина, пробы и ошибки неизбежны. Задача же правительства – своевременно и всесторонне разобраться в ситуации и принять действительно правильное решение.