Прощай, прописка: как в Украине планируется менять правила регистрации места жительства
В Украине предлагают изменить процедуру регистрации места жительства. Гражданину достаточно будет просто назвать органам регистрации свой адрес. Те, в свою очередь, получат право проверить правдивость предоставленных данных.
В Украине может измениться процедура регистрации места проживания граждан. Новый законопроект, разработчиком которого является Офис реформы админуслуг, предполагает отмену обязательных штампов "о прописке" в паспорте, и упрощение самой процедуры регистрации. Если документ будет принят, то предоставлять органам регистрации документы, доказывающие право проживания по конкретному адресу будет не нужно.
Граждане смогут просто уведомить госорганы о месте проживания и получить регистрацию по указанному адресу, даже если они арендуют жилье. Но для предотвращения махинаций и предоставления ложной информации факт проживания государство сможет проверить и оштрафовать нарушителя. Эксперты говорят о том, что такая инициатива ограничивает права человека, а разработчики проекта уверяют в законности нововведений. Как изменится процедура регистрации места жительства, и как она повлияет на жизнь украинцев - в материале РБК-Украина.
Офис реформ административных услуг при Министерстве экономического развития и торговли обнародовал для общественного обсуждения проект новой редакции закона "О свободе перемещения и свободном выборе места проживания". Документом предлагается кардинально изменить процедуру регистрации места проживания в Украине с 2020 года.
Друзі, ми дуже раді, що проект Закону по спрощенню реєстрації місця проживання отримав такий значний розголос. Мільйони...
Опубліковано Офіс реформи адмінпослуг 23 квітня 2018 р.
Как известно, институт прописки в Украине был отменен решением Конституционного суда еще в 2001 году. Но сейчас, согласно действующему законодательству, для получения прописки в 30-дневный срок в орган регистрации необходимо было подать заявление, паспорт или свидетельство о рождении, квитанцию об уплате административного сбора на сумму почти 32 гривны. Если гражданин не зарегистрировал место проживание в течение месяца, он должен заплатить тройную сумму сбора – до 95 гривен. Для получения "прописки" необходимо также предоставить документы, подтверждающие право на проживание - право собственности на недвижимость или договор аренды жилья, а также военный билет для военнообязанных.
Напомним, с апреля прошлого года полномочия по регистрации места жительства и снятию с нее перешли от Госмиграционной службы к органам местного самоуправления и Центрам предоставления административных услуг (ЦНАП). В селах оформлением регистрации занимаются сельские и поселковые советы.
Данные о "прописке" или снятии с регистрации вносятся в паспорт гражданина или записываются на чип ID-карты. При этом ст. 197 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает ответственность за отсутствие у граждан регистрации в указанный законодательством срок: сначала предупреждение, а за повторное нарушение штраф до 51 гривны.
По словам юриста ЮК "Тарасов и партнеры" Дениса Хомченкова, сейчас реализация гражданином своего закрепленного законом права на свободу передвижения и свободный выбор места жительства связана "со значительными неудобствами и лишней тратой времени". "Более десяти миллионов человек, не могут воспользоваться услугой регистрации из-за несовершенства процедуры. К тому же более 60 процентов детей проживают без соответствующей регистрации по тем же причинам. Кроме того, граждане вынуждены обращаться за услугами "посредников", которые за неправомерное вознаграждение регистрируют место жительства в нужной местности", - пояснил он РБК-Украина недостатки действующего законодательства.
Без лишних документов и временных затрат
Новый законопроект, разработанный Офисом реформ админуслуг, предлагает упростить процедуру регистрации, а само понятие "прописки" сделать декларативным. Документом предусмотрено сокращение перечня документов для подачи на регистрацию места жительства с 4-5 до одного. Если проект будет принят парламентом, для регистрации достаточно будет подать декларацию, (в том числе, и в электронном виде), в которой указаны контактные данные и адрес проживания. "Ты просто сообщаешь государству, где ты проживаешь, а государство должно тебе доверять. Граждане не обязаны указывать, на каких основаниях они проживают по определенному адресу. Государство это не должно интересовать, иначе данный механизм не сработает", - уточнил эксперт "Реанимационного пакета реформ" Виктор Тимощук.
Руководитель сектора политики и реинжиниринга Офиса реформы административных услуг Людмила Рабчинская пояснила РБК-Украина, что новый законопроект также отменяет подачу справок о составе семьи и места жительства, а штамп о месте регистрации можно будет поставить в паспорт только с согласия гражданина. При этом сумму уплаты административного сбора разработчики законопроекта предлагают оставить прежней - 32 гривны.
Вся информация о месте регистрации граждан будет храниться в Единой информационной системе. Рабчинская уточнила, что такую систему уже разрабатывает Государственная миграционная служба. Система должна быть введена в эксплуатацию с 1 июля 2019 года, а все граждане, которые не зарегистрированы по месту проживания, смогут бесплатно зарегистрироваться до 31 марта 2021 года.
"Мы при разработке законопроекта присылали Госмиграционной службе свои предложения, но ответов от них не получали", - поделилась Рабчинская. В пресс-службе ГМС РБК-Украина сообщили, что не владеют информацией о разработанном Офисом реформы админуслуг законопроекте, и на момент публикации статьи, на запрос информагентства не ответили.
Обслуживать работу Единой информационной системы будет ГМС, а пользоваться ее смогут также госорганы, имеющее право на доступ к информации о проживании граждан – Центризбирком и Министерство обороны. К общим, а не персональным, данным в системе доступ получат и органы статистики. По словам Рабчинской, другие ведомства смогут использовать данные конкретного гражданина исключительно по его согласию.
"Доступ к Единой системе я бы ограничил, и не давал его другим ведомствам, которые прямо не заинтересованы в месте регистрации людей. Например, фискальной службе. Мы выступаем за то, чтобы доступ к системе имели органы местной власти с правом передачи информации по запросу другим службам – миграционной службе, избирательным комиссиям, военкоматам, органам соцзащиты", - считает Виктор Тимощук.
При этом изменения в процедуре регистрации места жительства никак не повлияют на работу других ведомств, использующие информацию о проживании граждан, также как и на самих граждан, уточнили в Офисе реформы админуслуг. "Для физлиц-предпринимателей (регистрация ФЛП происходит по месту жительства, - ред.) ничего не изменится, как и для получателей субсидий и плательщиков жилищно-коммунальных услуг, - пояснила Людмила Рабчинская. - Не повлияет и новый порядок на начисление жилищных субсидий и выставление счетов за коммунальные услуги. Он и сейчас не влияет, ведь расчет происходит на основании договора, заключенного с поставщиком услуг ЖКХ, и вносить изменение в договор может только тот, кто его заключил. Также граждане смогут голосовать на выборах по месту регистрации, указанному в декларации".
Ничего не изменится и для тех, кто сдает жилье в аренду, а вот арендаторам будет проще зарегистрироваться по месту жительства. "Сейчас большинство договоров об аренде жилья составляются в произвольной форме, и органы регистрации отказывают таким людям в прописке. Новый законопроект гражданам, которые снимают жилье, в этом плане поможет – основания проживания по данному адресу доказывать будет не нужно", - пояснила Рабчинская. Не предусматривает законопроект изменений и в порядке регистрации внутренне перемещенных лиц: "Они, получая статус внутренне перемещенного лица в органах соцзащиты, будут регистрироваться на новом месте жительства без потери своего статуса", - уточнили в Офисе реформы админуслуг.
Доверяй, но проверяй
Несмотря на декларативный принцип регистрации, который предлагается новым законопроектом, факт проживания гражданина по указанному им при регистрации адресу можно будет проверить.
Основанием для проведения проверки органами регистрации может стать обращение владельца жилья или местных властей о том, что зарегистрированный человек не проживает по данному адресу. Документ обязывает директоров школ обращаться за подобными проверками, чтобы выяснить, проживают ли дети на территории обслуживания их учебных заведений. Но такие проверки будут проводиться, если количество заявок в первые классы будет превышать количество мест в школе. Проверить проживание по зарегистрированному адресу можно будет и в случае, если граждане в третий раз за год меняют место регистрации, а также при подозрении, что по одному адресу зарегистрировано более трех семей.
"Если возникают сомнения у органов регистрации в правдивости предоставленных гражданами данных о проживании, они по своему усмотрению могут приостановить или аннулировать регистрационные действия, а в случае необходимости - даже отправить своего уполномоченного сотрудника к гражданину домой, чтобы проверить представленную им информацию", - уточнил юрист Денис Хомченков. Впрочем, по его словам, опасность этой нормы в том, что такую проверку смогут инициировать почти любые ведомства, если у них возникнет потребность.
Людмила Рабчинская уточнила, что проверять планируется не более 0,3 % зарегистрированных граждан. При этом подвергать проверкам не будут собственников и совладельцев жилья, которые в нем зарегистрированы. "Мы допускаем, что в отдельных, исключительных случаях граждане могут злоупотреблять декларативным правом регистрации. Поэтому предусмотрели 10 случаев, на основании которых может быть проведена проверка. В таких случаях орган регистрации будет отправлять анкету, в которой люди будут отвечать на вопросы, чтобы подтвердить проживание по конкретному адресу", - пояснила она. В такой анкете также можно будет указать, каким образом человек может предоставить доказательства своего проживания: письмом, предъявить документы лично или определить даты, в которые представитель органа регистрации сможет прийти для их получения. "Если письменного ответа будет недостаточно, то тогда гражданин должен будет пригласить проверяющего для проверки добровольно. Только в случае, когда человек пригласит представителя органа регистрации, указав точное время и дату, проверяющий сможет прийти к нему. Человек может просто открыть и закрыть двери перед проверяющим, не впуская его в квартиру", - пояснила Рабчинская, добавив, что с момента подачи обращения о проверке до принятия решения должно пройти не больше 30 дней.
Санкции и права человека
За нарушение процедуры регистрации, законопроектом предусматриваются штрафные санкции. Гражданин заплатит штраф в 1700 гривен, если он предоставил ложные данные о месте регистрации, а за повторное аналогичное нарушение в течение года – 3400 гривен. За проживание без регистрации более 90 дней санкция составит 340-680 гривен, или 850-1700 гривен при повторном нарушении.
По мнению эксперта РПР Виктора Тимощука, в стране давно назрела необходимость изменения существующего механизма регистрации. По его словам, предложенный законопроект вряд ли ограничит право граждан на свободное передвижение и выбор места жительства. Наоборот, новый закон будет способствовать росту правосознания граждан - и тех, кто выбирает место жительства, так и тех, кто намерен сдавать принадлежащее им жилье в аренду. "Закон также будет способствовать профилактике фиктивной регистрации в одном помещении многих лиц, которые фактически там не планируют проживать, упростит процедуру взаимодействия граждан с органами государственной власти относительно регистрации места жительства и обеспечит устранение коррупционной составляющей при реализации этой правовой институции", - подытожил эксперт. Что касается законности предложенных инициатив, то полномочий проверять место жительства у органов регистрации быть не может. "Проверки подразумевают вмешательство в личную жизнь, что возможно только по решению суда", - уверен Виктор Тимощук.