Почти год назад автор напоминал читателю о «проклятии третьего транша», довлеющему над взаимоотношениями Украины и МВФ. К сожалению, высказанные тогда опасения снова стали реальностью. Задержка с получением Украиной третьего транша по программе EFF достигла уже 12 месяцев.
Почти год назад автор напоминал читателю о «проклятии третьего транша», довлеющему над взаимоотношениями Украины и МВФ. К сожалению, высказанные тогда опасения снова стали реальностью. Задержка с получением Украиной третьего транша по программе EFF достигла уже 12 месяцев.
Вкратце, проклятие третьего транша заключается в том, что Украина за последнее десятилетие имела много программ реформ, подкрепленных кредитом МВФ, но практически ни разу не смогла поддерживать удовлетворительный темп преобразований, чтобы получить третий транш кредита. Единственным исключением была программа stand-by 2008 года, когда третий транш, по сути, был получен обманным путем – на этом она и прекратилась.
В исходном латинском языке слова «кредит» и «доверие» звучат одинаково (а фразеологизм «кредит доверия» ужасно тавтологичен). Кредит МВФ не является чем-то особенным в мире кредитов: кредитор дает деньги заемщику под конкретную программу действий, которая создает у первого убеждение в том, что последний будет способен вернуть средства по кредиту. Если же по мере выборки кредита наблюдается стойкое и неприемлемое отклонение от согласованной программы действий, доверие кредитора к заемщику иссякает – и кредитные средства прекращают выдаваться.
Именно накопившимся недоверием к способности Украины как заемщика выполнять взятые на себя обязательства и объясняется годовая задержка в выдаче кредита МВФ.
Еще одним однозначным выражением недоверия стал произведенный этим летом пересмотр структуры кредитной программы. Напомню, изначально третий, четвертый и пятый транши планировались в размере 1,7-1,7-0,6 млрд долларов соответственно.
Однако недавно расстановка предстоящих трех траншей кредита была изменена на такую: 1,0-1,3-2,0 млрд долларов. Очевидно, что план выборки средств был «утяжелен» на более отдаленную перспективу, чтобы Украина не «расслаблялась» после получения довольно крупных сумм, а шла далее по намеченному пути, имея перед собой весомые возможности финансовой поддержки.
Вернемся непосредственно к третьему траншу. Формально Украина выполнила все предварительные условия для его получения – пускай и с большими «скрипом» и опозданием по некоторым пунктам. До последнего момента делались бравурные заявления, что вопрос третьего транша может быть рассмотрен в июле.
Но вопрос был перенесен на месяц. Собственно, это и есть итоговая черта накопившегося недоверия к способности Украины выполнять обязательства. В этих условиях (а также потому что макрофинансовая ситуация в стране довольно стабильна) Украине четко дали понять, что ее случай не является чрезвычайным, и на особое отношение со многими послаблениями рассчитывать не придется.
То есть наши кредиторы вполне резонно решили занять более выжидательную позицию. А на некоторые процессы в Украине можно смотреть бесконечно долго. К примеру, последний опыт проведения приватизации в Украине вряд ли добавил стране очков в восприятии ее решительности и успешности на пути реформ. Еще один яркий пример – неприличное затягивание электронного декларирования, которое было предметом пристального мониторинга практически всех западных партнеров Украины. Результаты законодательной поддержки изменений в последнее время также очень низкие – а это огромный пласт работы.
Сейчас популярно мнение, что, мол, в конце августа Украина уж, наконец, получит отложенный третий транш кредита. Ведь средства пригодятся: 1 сентября нужно будет выплатить 0,5 млрд долларов процентных платежей по еврооблигациям, накануне отопительного сезона нарастают закупки газа и прочих энергоносителей, баланс валютного рынка осенью традиционно ухудшается.
Автор данного текста не разделяет однозначный оптимизм относительно получения третьего транша кредита МВФ в августе. Мы можем стать свидетелями очередной паузы.
Что изменится за август? К примеру, по законодательным вопросам – ничего. Как известно, никаких пленарных заседаний Верховной Рады до сентября не планируется. Тем временем действующая программа EFF содержит очень много отсылок к законодательным изменениям, причем многие из наших обязательств датированы летом 2016 года.
То есть к концу августа ситуация с законодательным обеспечением реформ в Украине будет еще хуже, чем она выглядит в конце июля! Это означает, что нужно будет как минимум в очередной раз вести с МВФ переговоры по корректировке указанных в программных документах сроков выполнения задач. А некоторые из законопроектов либо еще не были внесены в повестку дня парламента, либо даже были им отклонены.
С каждой очередной задержкой третьего транша МВФ Украина лишается доступа и к средствам других доноров. Ярким примером является 1 млрд долларов кредитных гарантий США, которые были анонсированы уже с десяток раз, но так до сих пор и не пришли в Украину.
Дешевые деньги международных финансовых организаций (Мировой банк, ЕБРР, ЕИБ) на разные проекты развития также не торопятся в Украину из-за неспособности последней добиться положительного решения по очередному траншу. В период ноября 2015 года – июля 2016 года Украина получила мизерные объемы внешней финансовой помощи, самым крупным из которых было 0,3 млрд долларов от Японии, привязанных к выданному еще в августе 2015 года кредиту Мирового банка.
Но самое главное, что, как и годом ранее, совершенно не просматривается перспектива устойчивого экономического роста и заметного притока частных инвестиций в экономику. Ведь проклятие третьего транша касается не третьего транша кредита МВФ как такового, а способности Украины не останавливаться на пути экономических преобразований.