Украина решила заняться своими Военно-морскими силами. Кабинет министров выделил 90 млн гривен на ремонт и модернизацию флагмана украинского флота - фрегата "Гетьман Сагайдачный". Начала действовать отечественная программа кораблестроения: состав ВМС пополнился двумя новых бронекатерами - "Бердянск" и "Аккерман". И все же ситуация на флоте далека от радужной. Согласно открытым источникам, из 52 судов только у трех не окончен срок эксплуатации. В тоже время командование ВМС уверяет, что защитить Украину от классических военных действия у берегов страны - высадки десанта противника - они могут. РБК-Украина побывала на базе ВМС в Одесе, где находятся главные "достопромечательности" украинского флота - фрегат "Гетьман Сагайдачный" и новые катера. О состоянии кораблей, проблемах в ВМС и почему некоторые контрактники не хотят продолжать службу - в репортаже РБК-Украина.
Базу Военно-морских сил Украины в Одессе найти довольно сложно. Интуитивно понятно, что здание за забором из колючей проволоки на улице Приморской - стратегически важный объект. Сначала переходишь железнодорожные пути, а потом наталкиваешься на проходную с надписью "Порт Одесса". Но порт - только "сосед" причала ВМС. Чтобы подойти к причалу, нужно пройти флотскую проходную, где визитеров серьезно проверяют. В начале причала - стена с фотографиями погибших военных ВМС в АТО. Только одно фото не имеет отношения в войне на востоке. На ней погибший в Саках майор Станислав Карачевский.
Фото: Военно-морские силы Украины чтят память погибших военных ВМС в АТО
Порт заполнен разными по размеру и внешнему состоянию кораблями. Некоторые выглядят как новые, другие - с пятнами ржавчины. Самый заметный из них - фрегат "Гетман Сагайдачный" - флагман украинского военного флота. На причал заезжает "бобик" цвета хаки. Из него выходит, с черной папкой в руках, первый заместитель командующего ВМС Украины контр-адмирал Андрей Тарасов, и сразу поднимается по трапу на "Сагайдачный". Сразу же звучит боцманский свисток, тем самым приветствуя контр-адмирала на борту. Догнать Тарасова - дело не из легких: он, в отличие от меня, на родной территории, где ему знакомы все входы и выходы. Иначе быть не может - на "Сагайдачном" он прослужил семь лет. В 1993 году, после окончания военного училища в Петербурге, Тарасова определили служить на фрегат, так что здесь он был фактически с самого начала пребывания корабля в составе ВМС Украины. Начинал он с командира минно-торпедной команды и дослужился до старшего помощника командира корабля.
В отличие от обычных катеров или небольших кораблей, новичку на "Гетьмане Сагайдачном" заблудиться - раз плюнуть. С сопровождающим, начальником пресс-службы ВМС Олегом Чубуком, мы проходим по лестницам и коридорам. Они или пронумерованы, или имеют собственное название. Разминуться здесь с другим человеком довольно трудно. Запахи в этом корабельном лабиринте стоят разные - тут тебе и запах свежей краски, и еды. В одном из коридоров висят портреты начальника Генштаба Украины Виктора Муженко, министра обороны Украины Степана Полторака и президента Украины Петра Порошенко.
Еще один коридор - и мы в кают-компании. В глаза бросаются так называемые плакетки - гербы других кораблей, которыми обмениваются экипажи. На одной из них надпись: "Черноморский флот. Гвардейский ракетный крейсер "Москва". На изображении - георгиевская ленточка.
- Историю не вычеркнешь. Она уже записана, она есть, - серьезно говорит Тарасов. - Соответственно, отношения с ними поддерживали в свое время. По-разному бывало. В 1993 году вообще был такой случай, когда "Сагайдачный" после ходовых испытаний не пускали в Севастопольскую бухту. Когда же он начал швартоваться, завел концы, то экипаж "Сметливого" (сторожевой корабль ЧФ РФ, - ред.) во главе с командиром выскочил на причал и топорами эти концы обрубил. Для моряка такое отношение ненормальное. Скотское, скажу простыми словами.
Фото: Плакетки на флагмане украинского флота - фрегате "Гетьман Сагайдачный"
Есть и положительный пример отношений с Россией. Один из последних - до аннексии Крыма в январе 2014 года - во время выполнения задания в Аденском заливе, когда украинским морякам помог посол РФ в Джибути: "Одного офицера надо было срочно доставить в Украину из-за подозрения на очень серьезное заболевание. Они там помогли, подсказали, как можно покупать билеты и отправить его. Потом мы пригласили его к себе, был у нас на борту посол России", рассказывает контр-адмирал.
С Андреем Тарасовым заходим в кают-компанию. В ней - большой кожаный угловой диван, два телевизора и кондиционер. Больше всего места занимает длинный узкий стол с синей скатертью на 20 человек. Во главе стола ничем не примечательный стул, но сидеть на нем имеет право только командир корабля. На него не садится даже Андрей Тарасов, хоть он и первый заместителя командующего ВМС. Он занимает место рядом. За его спиной - картина с изображением Ласточкиного гнезда в Ялте и фото "Гетьмана Сагайдачного" в Севастополе. Там корабль базировался до аннексии Крыма.
В кают-компании с контр-адмиралом мы проговорили более двух часов, больше всего он говорит об истории флота и ВМС в целом. Первый заместитель командующего ВМС имеет собственную классификацию периодов 25-летней истории отечественных военно-морских сил. Первый - период "надежд и ожиданий". За это время сформировался штаб и флот, в состав ВМС принимались корабли - новые или доставшиеся в наследство от советского флота, это время первых больших походов - например, в США и Францию.
- Когда мы впервые входили в Средиземное море, украинский корабль прошел турецкие проливы, из пролива Дарданеллы вышел в Эгейское море, там нас встречал французский фрегат, - вспоминает Тарасов. - Он увидел флаг, корабль, поздравил. Спрашивают: "Из какой страны?" - "Украина". Возникла пауза: "Это Скандинавия?". Это из-за флага (на флаге ВМС Украины синий крест на белом фоне, - ред.), он как финский.
Второй период Тарасов называет периодом "потерь и бега на месте". К 2013 году количество фрегатов сократилось в четыре раза, противолодочных корветов - вдвое, ракетных катеров - в 2,5 раза. Тогда в Украине даже не могли сформировать тактическую или десантную группу. По его словам, много было потерь в системе базирования. В тоже время, несмотря на проблемы с финансированием, ВМС продвинулись по отдельным параметрам к стандартам НАТО, а Украина участвовала в международных антипиратских операциях.
Фото: первый заместитель командующего ВМС Украины контр-адмирал Андрей Тарасов утверждает, что сейчас ВМС сосредоточены в основном на обороне побережья
Последнему периоду - после аннексии Крыма - дать название он пока не может, потому что "он еще не пройден". Общаться о сегоднешнем состоянии сложно - большинство информации либо известна, либо имеет общий характер, без деталей, поскольку действует режим секретности. Сейчас украинскии флот выглядит примерно так: в составе есть 52 кораблей, катеров и других вспомогательных судов. Только три из них не отслужили установленного срока службы. Средний возраст судов - 30 лет. Почти 10 кораблей подлежат списанию. По шести из них решение уже принято. Боевая часть флота - два корабля и три катера. Морская авиация - более 11 единиц. Из всех сил флота в Украине полностью отсутствует один - подводный. Единственная подводная лодка - "Запорожье" - Украина так и не вернула себе после аннексии Крыма. Андрей Тарасов утверждает, что стране не нужны атомные или малые подводные лодки. Достаточно - 1-3 сверхмалых.
- По опыту, во время масштабных поисков одной подводной лодки привлекается примерно от 100 до 200 кораблей и самолетов. Масштабы представляете? Черноморский флот не имеет таких средств для того, чтобы выявить, особенно сверхмалую подводную лодку, - объясняет он. - Она может выполнять задачи непосредственно у берегов противника.
По словам Тарасова, сейчас ВМС сосредоточены в основном на обороне побережья.
- Мы не можем осуществлять оборону у берегов противника, потому что у нас нет сейчас того морского могущества, - рассказывает он. - Но мы сосредоточились у побережья для того, чтобы не допустить высадки десанта. Мы осуществляем контроль за нашим побережьем. Но мы не можем осуществлять - у нас сил нет - контроль над исключительной экономической зоной. Это - 100 миль от побережья.
На вопрос, можно ли вернуть буровые вышки, которые раньше были куплены НАК "Нафтогаз Украина", а позже, аннексированы, как и весь полуостров - ответ положительный, но с уточнением.
- Украина сейчас имеет возможность это сделать. А что дальше после этого? - говорит он. - Мы можем захватить их спецподразделением, но потом просто не сможем удержать.
Рассказ о проблемах и достижениях этого периода ВМС в диалоге иногда переплетаются. Среди небольшого списка "побед" он вспоминает первую кораблестроительную программу, формирование в прошлом году единственного в Украине Военно-морского института, а также в планах сдача общежития для экипажа кораблей ко Дню ВМС в этом году. По словам Тарасова, финансирование сейчас хоть и не покрывает всех потребностей, но значительно улучшилось. Сумму называть он не хочет - очередной секрет. Но вспоминает о выделенных средствах на первую, за 25 лет, модернизацию кораблей - флагмана "Гетьмана Сагайдачного". Несмотря на сообщения в СМИ о 90 млн гривен, из бюджета сумма обновление фрегата обойдется в несколько раз больше.
- Это была информация о договоре между одним предприятием и другим, - объясняет он. - В целом деньги будут использованы в этом году именно на закупку имущества, оборудования, вооружения, которое необходимо будет потом устанавливать. Этот год - подготовительный для проведения модернизации. Пока не будет комплекта оборудования, модернизация не начнется. И закупка запланирована на этот год.
Главный командный пункт "Гетьмана Сагайдачного" в это время пустой. Это - мозговой центр во время походов, а не пребывания в порту. Именно с этого места на корабле командир управляет действиями подчиненных ему подразделений и руководит использованием вооружения, а также поддерживает связь и взаимодействует со старшим командиром и другими кораблями.
ГКП - одна из частей флагмана, которую планируют обновить. Сейчас большинство установленной там техники времен 80-х годов прошлого столетия. Но для управления флагманом и этой "начинки" хватает. Здесь есть все - от магнитного компаса, машины-телеграфа до станций связи, локационных станций, а также станции, в которой проецируется изображение в 3D. Есть даже прибор высотой в половину человеческого роста, разработанный еще советскими учеными, он необходим для маневрирования в море.
- Сейчас эти задачи выполняет ноутбук. Поэтому планируется модернизация, установка новых станций, - объясняет помощник командира корабля Василий Швачич.
На фоне устаревшего оборудования в глаза бросается новый ЖК-монитор, который волонтеры подарили несколько лет назад еще до аннексии Крыма. На него поступает информация о судах.
- 25 лет (возраст "Гетьмана Сагайдачного", - ред.)… если сравнивать с человеком… это - молодой человек, перспективный, полон сил. Корабль, при надлежащем финансировании и модернизации - достаточно перспективный, - говорит Швачич. - Он может выполнять задачи, соответствующие своему классу. Западные аналоги кораблей такого класса превосходят по вооружению, мощи и оснащению.
Управляет 25-летним "Сагайдачным" около 200 человек. Сейчас идет подготовка к отправке корабля в док. Обычно же на судне экипаж проходит боевую подготовку, постоянно тренируется. Корабль выходит в море по два-три раза в месяц на плановые учения с боевой подготовки, участие в "Seabreeze", патрулирование. Судно может находиться в море до трех месяцев. Но, к примеру, боевые торпеды экипаж экономит во время учений.
- Торпеды боевые мы не отстреливаем, это очень дорого, к сожалению, - говорит Василий Швачич. - То есть, личный состав готов выполнять задачи. Из-за ограниченности боеприпасов их трудно сейчас выполнять. Потому что в Украине нет заводов по производству торпед. Их нужно покупать.
За последнее время украинский флагман принял участие в нескольких международных операциях: "Черноморская гармония", антитеррористической операции НАТО "Активные усилия" в Средиземном море, а 2013-2014 годах - в антипиратской операции НАТО "Океанский щит" в Африке. Именно во время возвращения из последней операции в Африке, корабли в Крыму начали захватывать российские военные. Василий Швачич, служивший с 2012 года на "Сагайдачном", также застал крымские события. Он говорит, что если бы "Сагайдачный" был на базе в Севастополе, его могла постигнуть судьба других захваченных кораблей.
- "Сагайдачный" был бы первым под ударом. Все прекрасно понимают, что это - флагман. Сломать флагман - дальше все пойдет "по накатанной". И плюс он самый боевой, - обьясняет он. - Корабль, когда находится на базе, он максимально уязвим. Тогда защиту корабля должна обеспечивать база, а если она сдалась и предала - что тогда? Только выход в море и оттуда уже можно вести боевые действия и идти воевать.
Информацию о событиях в Крыму в 2014-м экипаж узнал, находясь на Крите. После прохода в Черное море корабль сразу взял курс на Одессу.
- Мы шли в полном радиомолчании, со светомаскировкой. Были готовы ко всему - на борту был полный комплект вооружения, часть - в строю. Мы еще на Крите готовились, - говорит Василий. - Надеялись, что пойдем в Севастополь, чтобы "выдернуть" тех, кого сможем вытянуть за собой. Экипаж был настроен, боевая подготовка была проведена на достаточном уровне - полгода в море, на технике.
Для командира гидроакустического отделения старшего матроса Валентина из Хмельницкого участие в международной операции "Океанский щит" стало первым и последним походом такого уровня. После года службы срочки на флоте и трех лет гражданской работы он вернулся на "Сагайдачный" как контрактник, чтобы отправиться в Африку. В декабре прошлого года трехлетний срок договора истек, но до отдельного распоряжения он автоматически продлен. Как только появится возможность, Валентин будет увольняться. Так он решил еще летом прошлого года.
- Нет жилья. Жить 4,5 года на железке… - грустно объясняет он. - Зарплата - 7,5 тыс. гривен. 3 тыс. отдай за квартиру, 1 тыс. заплати за коммуналку. Жена, двое детей или ребенок. Сколько остается? Какой смысл, если дома есть квартира? Приходи - живи. На тех же 3 тыс. устройся на работу, и ты получишь то же самое. И ты каждый день дома.
Размер каюты "замполита" - примерно 2х5. Здесь стоит стол, два стула, умывальник и двухъярусная койка.
- Это - каюта офицеров. Видите, две койки. А допустим, кубрик матросов - там таких коек 15. Вот так по кругу, - говорит сослуживец Валентина.
- И в три этажа, - дополняет Валентин.
По подсчетам матроса, едва ли не половина экипажа думает об увольнении после окончания контракта. По информации источника, близкого к штабу ВМС Украины, в конце прошлого года среди членов экипажа "Гетьмана Сагайдачного" проводилось внутренний опрос. 58% моряков не хотят продолжать служить из-за "морального неудовлетворения". Как объяснил источник, речь идет об "отсутствии положительных изменений в армии", а также "возвращения бумажной армии и показухи". Впрочем, в пресс-службе ВМС Украины РБК-Украина заявили, что не имеют информации о таком опросе.
Недалеко от гиганта "Сагайдачного" стоят два бронекатера "Аккерман" и "Бердянск". За последние 10 лет это - единственные судна, введенные в состав ВМС Украины. На вооружение флота они поступили в декабре 2016-го. Различить их можно только по свежеокрашенной надписи с названием. Катера стоят друг возле друга, между ними - трап. Они будут прикрывать силы с моря, и сопровождать гражданские суда, охраняя их. Сначала их должны были отправить для формирования дивизиона на Дунае на границе с соседними государствами. Но военные события в Украине изменили планы.
- Wellcome, - приглашает командир "Аккермана" Алексей Мельник после проверки документов и телефонного разговора с начальством.
Он сразу предупреждает: фотографировать можно только верхнюю палубу судна сверху. Но без проблем запускает в центр управления катером - ходовую рубку, откуда происходит управление, связь и ведется огонь.
- Любой корабль, любой катер - это дитя, которое требует внимание, любви, - говорит Алексей. - Металл - живой. Много раз это доказано и проверено. К нему нужно относиться с любовью, уважать, ценить как родного ребенка.
В отличие от "Сагайдачного" здесь оживленной работы экипажа из командира, старшин и трех матросов почти не ощущается. Пушки - зачехлены. Каждый день, говорит командир, происходит боевая подготовка, занятия личного состава и уход за катером.
- За прошлый год мы накатали по милям ... хватит, так сказать, сходить в Грецию и вернуться назад, - шутит он. - В этом году не выходили, в связи с ледовой обстановкой и также из-за отработки задач.
Но если надо будет, проблем с выходом в море не будет, уверяет он.
- Есть буксиры, которые могут пройтись, расколоть лед и вывести корабли, катера. Лед - это не помеха.
Алексей в командование катерами не новичок. До этого он уже управлял несколькими. Но от первого выхода в море на "Аккермане" получил огоромное удовольствие.
- Вы всю жизнь ездите на "Жигулях", а здесь вам подарили Mercedes последней модели, - сравнивает он. - Вы сели в этот Mercedes, и вот сравните ощущения.
Во время выполнения задания в ходовой сидит механик и командир. Все системы на катере выведены на "электронику", с помощью которой идет контроль всех параметров.
- Реальная автономность катера - пять суток. Но за счет этой опреснительной установки ее можно увеличить на очень много, скажем так. А продукты - не проблема по размещению, - рассказывает Мельник.
Вместе с нами на борту и командир катера "Бердянск" Роман Мокряк. Это не только для общения с журналистом. Два экипажа не привязаны к своим катерам, они взаимозаменяемы. И командиры, и матросы могут выполнять задачи на любом из них.
До аннексии Крыма Роман служил на подводной лодке "Запорожье".
- Нельзя сказать, что где-то было интересней. Познание нового - это всегда интересно, - говрит Мокряк.
- Это как седьмой айфон купил, - вмешивается командир "Аккермана".
- По сути, да. У нас двоих есть два новых седьмых айфона, - улыбаясь, поддерживает Роман Алексея.
- Даже восьмых, - не утихает командир "Аккермана".