Для многих украинцев покупка квартиры становится одним из важных вопросов в жизни. Новая квартира - это новые перспективы для человека и членов его семьи. Для большинства - это место, где будут расти их дети. Естественное стремление родителей - дать своему ребенку лучшее, расширить горизонты его возможностей в будущем, а это значит, дать ребенку качественное всестороннее образование.
С приобретением нового комфортного жилья, казалось бы, сделан хороший задел на будущее: малыш растет в современном уютном доме, в комфортной психологической обстановке. Однако слаборазвитая, а то и просто отсутствующая детская инфраструктура, сводит на нет все радости от покупки нового жилья.
Катастрофический дефицит детских садов и школ стал краеугольным камнем для новоиспеченных новоселов пригорода. Где и как учить детей, ради блага которых и было приобретено это жилье? И во что в конечном итоге обходится экономия при покупке квартиры в пригороде, стоит разобраться детально.
Под трендом экологичности – проживания в тишине рекреационных зон, с чистым звенящим воздухом, в окружении лесов и живописных водоемов, и главное более доступной цены за квадратный метр, потенциальные покупатели переориентировались на пригород. Анализ открытых источников информации свидетельствует об устойчивом росте населения в городах-сателлитах столицы за последние несколько лет. К примеру, в районе Софиевской Борщаговки количество жителей увеличилось на рекордные - 530%. На Крюковщине прирост составил 300%, в Буче - 110%, на Петропавловской Борщаговке - 80%, в Броварах - 40%.
Очевидно, что местная социально-бытовая инфраструктура, рассчитанная на гораздо меньшее количество жителей, не справляется с резким увеличением их численности. В то же время, новые социальные объекты не появляются, поскольку в изначально невысокие цены жилья "не вписываются" необязательные расходы на школы и детские сады. Их постройка значительно увеличит в цене объект и соответственно уменьшает прибыль застройщика. Им важно продать метры, а обучение детей – это проблема родителей.
В лучшем случае инфраструктурный спектр представлен коммерческими помещениями на первых этажах и в цоколе - для придомового магазина, салона – парикмахерской, аптеки, стоматологии и наземной парковки, а в худшем - в наличии детская площадка и придомовая территория, "украшенная" бордюрчиками.
Следует отметить, что с запуском новых очень крупных проектов застройщики все-таки предусматривают в жилых комплексах детские сады, реже - школы, спортивные комплексы, но они коммерческие, и соответственно цены не каждому по карману.
Если где-то анонсируется строительство муниципального детского сада или школы, это вызывает ажиотаж и бурное волнение в среде жильцов новостроек. Столичным жителям вряд ли придет в голову мысль о том, что ребенку негде учиться. При большом выборе школ, спецшкол, лицеев и гимназий разной тематической направленности киевляне разве что могут испытывать трудности, в выборе школы пытаясь подогнать под себя многочисленные параметры: близость к дому, специализация, престижность и т.д.
К тому же, только в 2017 году в столице построят и реконструируют 4 школы и 3 детских сада. В Дарницком районе столицы планируется строительство школы и детского сада. В 6-м микрорайоне жилмассива "Осокорки-Северные" будет построен лицей на 22 класса. Общеобразовательная школа появится в Соломенском районе.
Кроме того, будет проведен ряд реконструкций школ и детских садов в Подольском и Днепровском районах. В перспективе трех ближайших лет запланировано реконструировать еще 21 школу и 11 дошкольных учебных заведений.
В это же время, перед жителями быстрорастущих городов-сателлитов стоят совершенно иные проблемы. Вопрос заключается лишь в одном: как попасть в школу.
Например, Гатное получило широкую известность не только благодаря найденному в этих местах единственному целому скелету мамонта, а из-за проблем острой нехватки муниципальных общеобразовательных учреждений. Из-за дефицита мест в единственной школе практикуется обучение в две смены. Как это сказывается на здоровье и успеваемости детей не столь важно, в этом случае главное, чтобы дети вообще сели за парту. А те, кому не хватило мест даже за счет второй смены, вынуждены ездить на учебу в Ирпень.
Жители Петропавловской Борщаговки с нетерпением ждут 2018 года. К этому времени в планах местного сельсовета постройка новой муниципальной школы на 650 мест. Однако хватит ли парт всем школьникам неизвестно. Только за последнее время в селе Петропавловская Борщаговка в эксплуатацию было введено более 25 жилищных комплексов.
Ситуация в Броварах по признанию депутатов местного городского совета – плачевно показательна: ни единой школы за четверть столетия. При том, что статистика наполнения броварских школ учениками более чем тревожная. Дети учатся в две, а то и в три смены. Количество детей в классах, особенно в младшей школе, достигает 40 учеников. Ситуация уже критическая, и если медлить дальше, то ни вторая ни третья смены не спасают.
В Вишневом и Ирпене — детям вовсе негде получить бесплатное образование из-за недальновидности местной власти и безответственности застройщиков. В Буче четыре общеобразовательных школы, одна гимназия на 3150 мест и два детских сада. Который год подряд к 1 сентября, местные власти обещают построить школу. А сегодняшняя реальность такова: в одной из школ детей набирают исключительно по прописке, на сегодня это более 300 первоклашек, то есть минимум 9-10 первых классов только в одной школе.
Очевидно, что имеющаяся инфраструктура не выдерживает такое количество жителей новостроек. Тенденция к ухудшению ситуации будет сохраняться. Земельные комиссии местных властей раздавали и продолжают раздавать землю под жилую застройку, без каких либо предварительных расчетов и анализа инфраструктурной составляющей.
В результате - очереди в детские сады с рождения, а школы, потихоньку переходят на вторую, а то и третью смены. При таких темпах и высокой плотности жилищной застройки, вторая-третья смены в скором будущем не спасут ситуацию. В прямом смысле, похоже, что совсем скоро детям просто негде будет учиться.
Факт остается фактом: часто обещания застройщика построить полноценную муниципальную школу остаются лишь декларацией. Если ее и построят, то или только начальную или частную - платную.
В результате большинство детей учится в переполненных старых школах. Качество образования далеко не лучшее. Те, кто могут, возят детей на учебу в Киев. А каково детям с ранними утренними подъемами и изматывающей дорогой в школу и обратно?
Вот и получается, что приобретение квартиры в пригороде – далеко не лучший вариант. Застраивающиеся большие территории, при практически полном отсутствии детской инфраструктуры сводят к минимуму комфорт проживания в пригороде для молодых семей с детьми и в разы увеличивают расходы их на образование и оплату проезда из пригорода в город и обратно.
Склоняясь к приобретению жилья в пригороде столицы, в конечном итоге покупатель рискует заплатить больше. Если перед человеком стоит выбор: где покупать квартиру, нужно дополнительно изучить все "за" и "против", просчитать все риски, предполагаемую экономию, в разрезе не текущего момента, а 2-3 лет и только после этого делать выводы, потому, что зачастую заманчивые дешевые предложения пригорода хранят под собой множество подводных камней, с которыми люди сталкиваются уже после покупки жилья. А ставки слишком высоки, на кону накопленные за всю жизнь деньги, но сделать что-либо может быть уже поздно.