Алексей Зубрицкий: Приватизация-2015 сорвана. Как ускорить процесс
"Быки" в камуфляже, командующий ими чеченец из Грозного, милиция, приехавшая через четыре часа, которая смотрит в сторону - так у нас выглядит "спор хозяйствующих субъектов" за госпредприятие "Благодатное" в Харьковской области.
На кону - 5500 гектар земли, коровники, зернохранилища. Все оказалось передано в доверительное управление ООО, учредителем которого выступил чеченский гражданин, прописанный в Грозном, по совместительству - заместитель директора ГП.
Директор уволен. Его сменщик не может принять дела, попасть на предприятие, из которого, на его глазах, уже бывший директор вывозит 500 тонн подсолнечника.
Пока в Киеве ведутся споры о приватизации, на местах торопливо растаскивают, что осталось. Слишком много чиновного люда и аффилированных коммерсантов присосались к кормушке - невозможно отодрать.
Доходит до смешного. Уволенный месяц назад директор госпредприятия "Спецагролизинг", как уехал с работы сразу на двух служебных машинах, так и пропал - дорогу назад, видать, забыл. Милиция же не видит факта угона, забывчивость - не преступление.
Логика процесса понятна. Бюрократы будут выдаивать госпредприятия, пока пустые юридические оболочки без собственности, обремененные долгами, не останутся висеть на шее бюджета, как дохлые мухи в паутине.
Все это время в информационное пространство будет вбрасываться пафосная ерунда о государственных интересах, возрождении госсектора экономики, программах, кредитах и тому подобное. И все ради того, чтобы вдолбить людям нужный месседж об ужасах приватизации, а сами граждане продолжали оплачивать этот банкет из своих налогов.
Приватизация госпредприятий блокируется на всех уровнях. Верхи не устраивает цена, низы устраивает все как есть - интересы в сохранении status quo совпадают. Пока правительство размышляет, как бы это так все очень дорого продать, продавать станет нечего, ибо цена банкроту - копейка.
Из 3000 украинских госпредприятий условно работает 1800. 1200 - уже дохлые высосанные мухи, их путь на свалку, на ликвидацию.
На 100 крупнейших предприятий приходится 90% стоимости государственных активов. Логика вдумчивой приватизации для этой золотой сотни понятна: это продажа ради пополнения государственного бюджета.
Но остальные 1700?! Они не приносят прибыли, они погрязли в коррупции. Смысл их приватизации - искоренение коррупционных схем и сокращение госаппарата, обслуживающего эти схемы.
Возникает несколько логичных вопросов. Сколько из них будет приватизировано в этом году? Сколько будет хотя бы передано Фонду госимущества?
Рискну предположить, что из сферы управления Минагрополитики - не больше 20 предприятий. И это передано, а не продано.
Сегодня законодательно вся приватизационная процедура выписана так, чтобы максимально затормозить процесс. Кто будет в здравом уме приватизировать 5000 гектар, с каждого из которых можно получить 200-300 долл. теневой прибыли? 100-200 тыс. долл. взятки в год - какой чиновник зарежет такую курочку?
Программа приватизации на 2015 год уже сорвана. Группа финансовых аналитиков Минагрополитики может это уверенно констатировать, поскольку ведомство дальше других продвинулись на этом пути - и уперлось в чиновничьи заслоны.
Думаю, коллеги из других министерств скоро придут к тем же выводам.
Единственный выход: решительное ускорение и упрощение процесса приватизации для недорогих и небольших госпредприятий.
В случае сельхозпредприятий сегодня существует две основные проблемы:
1. Активы предприятий не оформлены, имеют документы старого образца.
2. Многие отрасли занесены в списки запрещенных к приватизации, что препятствует процедуре распаевания.
Если у предприятия нет земельного банка, но есть строения и другие неоформленные активы, продать его сейчас невозможно. Эксплуатировать можно. Воровать можно. Продать нет.
Зачастую есть документы старого образца и другие подтверждающие право пользования активами, но оформлять их директора не спешат. Хоть расстреливай, хоть увольняй. Никто не будет пилить сук, на котором сидит, приближая приватизацию, а значит собственное увольнение частным собственником.
В этой связи есть простое предложение - продавать на открытом конкурсе как есть, с установлением переходного периода в полгода - год для оформления новым собственником активов по требуемому образцу.
Уверен, новый, заинтересованный владелец сделает это в кратчайшие сроки.
Вторая проблема еще более искусственная. Если у предприятия есть виноградник или слово "племенной" в названии, его нельзя распаевать. Обязательно нужно индивидуальное решение Кабмина, а потом - корпоратизация.
Корпорация с виноградником. Размещение акций.
Много интересных, трудоемких, денежных и главное продолжительных во времени процессов, ради одного - отодвинуть трудовой коллектив от земли и поиграть в продажу акций. В чьих-то интересах, конечно.
Вся игра строится вокруг земли. При корпоратизации есть варианты передать покупателю и право пользования землей. И это стоит больших денег. А трудовой коллектив останется ни с чем.
Решение этой проблемы проще, чем кажется. Необходима политическая воля законодателей сделать шаг в сторону социальной защиты трудящихся на селе - дать им прямую и справедливую приватизацию через распаевание.
Для всех госпредприятий агросектора, даже если там когда-то производили по военному заказу шелк для парашютов. Достаточно просто отменить требование корпоратизации для сельхозпредприятий с землей.
Быстрая и справедливая приватизация - необходимое условие искоренения коррупции в министерствах и повод для сокращения "эффективных" менеджеров и контролеров.
Разогнать взяточников и дармоедов - это и есть та реформа, которую ждут от власти. И для этого нужно сделать усилие.
Усилие на самом верху.