ua en ru

Под прицелом: как Минфин может способствовать монополизации рынка сигарет

Под прицелом: как Минфин может способствовать монополизации рынка сигарет Иллюстративное фото (zak.sfs.gov.ua)

Табачная индустрия всегда была прибыльным делом. Во времена, когда еще никто не знал о вреде курения, доходы производителей сигарет достигали немыслимых размеров. Да и сейчас, когда во всем мире идет борьба за здоровый образ жизни, табачники получают немалые прибыли.

Неудивительно, что власти любой страны пытаются снять "свой процент" с этих денежных потоков. Обосновывается это традиционно двумя лозунгами: повышением доходов бюджета страны за счет акцизных сборов (так называемого "налога на порок"), и борьбой с курением среди населения.

В мировой практике есть несколько путей, как можно повышать акцизные налоги на сигареты. Довольно интересно и сбалансировано выглядит подход ЕС, где до 2025 года акциз в цене пачки должен вырасти до 60%.

Европейцы наряду с фиксированным акцизным налогом, который платится со всех сигарет, также активно используют адвалорную ставку – это переменная часть акциза, которая зависит от цены на табачную продукцию. Чем дороже сигареты, тем больший налог с них платится. Т.е. все курильщики платят налог, когда покупают сигареты, только они могут сами выбирать исходя из своих возможностей и потребностей, какого качества продукцию выбирать и сколько платить. Классическая прозрачная конкурентная среда.

Если какая-нибудь табачная компания не хочет платить лишние акцизные сборы (а в некоторых странах ЕС адвалорная ставка достигает 52%), она может, начать производить и продавать продукцию в более дешевом ценовом сегменте.

Если курильщик не может покупать дорогие сигареты, он может курить дешевые или отказаться от вредной привычки. Да, в ЕС сами по себе сигареты стоят дорого, но и доходы и уровень жизни в Европе намного выше, чем во многих других странах.

"Что касается цен на сигареты в 2018 году, то по предварительным расчетам они вырастут на 4-5 грн. Безусловно, такой рост не порадует курильщиков", - сообщала ранее директор департамента корпоративных связей "Филип Моррис Украина" Наталья Бондаренко, но не уточнила, что данный факт очень порадует международные табачные корпорации дополнительной прибылью.

В Украине сигареты стоят ощутимо дешевле, чем в ЕС и наши власти постоянно пытаются исправить "столь досадное", недоразумение. При том, что рост акцизных сборов в последние годы значительно опережает улучшение социально-экономического благополучия украинцев.

Таким образом, по данным, которые приводятся в отчете Bloomberg, Украина и так уже получила последнее место в рейтинге доступности "греховных" товаров, в числе которых сигареты. В верху рейтинга поставили Люксембург, а Украина оказалась в конце списка. Оценка доступности "порочных" товаров осуществлялась на основании уровня средней заработной платы, получаемой работником за одну неделю работы.

Но, что поражает больше всего, это то, что наши руководители, которые так много и громко говорят о евроинтеграции, не только отказываются использовать подходы ЕС, но и принимают решения, прямо противоречащие нормам законодательства Европейского союза.

За примерами далеко ходить не надо. Как пишут СМИ со ссылкой на источники, недавно Министерство финансов разработало законопроект, который фактически приведет к установлению в Украине "минимальной рыночной цены" на сигареты. Согласно этой инициативе украинцы уже с лета должны будут покупать сигареты не дешевле 26,8 грн.

Сегодня самые простые марки можно купить за 18-22 грн. При этом адвалорная ставка не меняется и составит 12%, а действует только для сигарет дороже 40 грн. Таким образом, повышение цены на сигареты хотят провести за счет самых малообеспеченных слоев населения. А вот средний и ценовой сегменты, по "странному стечению обстоятельств", трогать не хотят.

Такой подход на самом деле противоречит Директиве ЕС 2011/64 / EU о структуре и ставке акцизного налога на табачные изделия, а также основным принципам Всемирной торговой организации.

Уже были прецеденты, когда ЕС и США инициировали в рамках ВТО торговые споры со странами, которые вводили минимальные рыночные цены. Более того, введение "минималки" нарушит ряд норм Налогового кодекса и закона Украины "О ценах и ценообразовании".

Рабочую группу по вопросу повышения табачных акцизов Минфин создал еще прошлым летом. "Костяк" в ней составили работники Минфина, представители ГФС, а также лоббисты из украинской Ассоциации производителей табачных изделий "Укртабак". Это организацию, по информации СМИ, содержит международный "табачный картель" Бритиш Американ Тобакко, Филип Моррис Украина, Джей Ти Интернешнл Украина и Империал Тобако.

Представители отечественных табачных производителей были фактически не допущены к обсуждению. Пригласили только одного независимого производителя "Винниковскую табачную компания" и то, скорее для ширмы, чем для конструктивного диалога.

В итоге, уже в марте три концерна Бритиш Американ Тобакко, Филип Моррис и Джапан Тобакко предложили с этого лета ввести "минималку" на сигареты. Империал Тобакко и небольшие отечественные производители выступили против, но чиновников это не остановило, и в Минфине быстро подготовили соответствующий законопроект. И это несмотря на протесты и обращения отечественных производителей.

Пока молчит глава Антимонопольного комитета Украины Юрий Терентьев, хотя на лицо попытка повлиять на конкуренцию в отдельно взятой отрасли и угроза монополизации рынка. Если Минфин доведет начатое до конца, а лоббисты международных концернов обеспечат лояльность парламента, то уже в июне многих украинцев ждет очень неприятный сюрприз.

Сигареты дешевых марок подорожают минимум на 5 гривен. Общие потери для населения в денежном эквиваленте при ежегодной продаже 600 тысяч пачек дешевых брендов составят 3 млрд грн. Именно настолько вырастут прибыли международных корпораций, которые сегодня продают свои марки в ценовом сегменте от 27 грн. Никто не будет покупать дешевые сигареты по цене более дорогих. Так что чиновникам предстоит столкнуться с банкротством и закрытием независимых украинских производителей и социальными проблемами их уволенных коллективов.

А простым людям придется еще больше экономить или переходить на сомнительный контрафакт, которым начнут торговать намного более активно чем сейчас. Вот такой "двойной эффект".

Данная инициатива уже широко обсуждается среди экспертного сообщества. Так политический эксперт, аналитик международного информационно-аналитического Центра Александра Решмедилова высказалась резко против нее:

"Если благодаря этой законодательной инициативе социальные табачные изделия снова подорожают, то это сильно ударит по карману пенсионеров, рабочих, студентов и ветеранов. Снова будет буять теневой рынок и будут торговать из-под полы. Экономического обоснования я не вижу, кроме как власть пробует заигрывать с монополистами ради поддержки взамен их и без того антисоциальных инициатив".

Сложно оценить, сколько украинцев будут покупать сигареты по новым ценам, а сколько перейдут на контрафакт, но ясно одно: в гарантированном выигрыше окажутся международные табачные компании. Они зачистят рынок от местных конкурентов и получат дополнительные прибыли.

Потеряют простые люди и экономика страны. Но это, судя по всему, это мало интересует отдельных чиновников, которые ради своей личной коррупционной выгоды, а по-другому это не назовешь, готовы наплевать на интересы государства и граждан.

К сожалению, даже Революция достоинства не отбила у наших чиновников желание наживаться везде, где только можно. Неудивительно, что западные партнеры все чаще и громче начинают говорить, что антикоррупционные реформы в Украине буксуют и вся борьба сводится к пустым заявлениям. Лимит доверия к действующей власти, чего греха таить, практически исчерпан. Возможно поэтому, ощущая приближение конца пребывания на "хлебных" местах, они так активно пытаются напоследок заработать пару лишних нолей на своих офшорных счетах.

Будем надеяться, что указанный законопроект так и останется "в проекте", а по-настоящему достойные и справедливые инициативы по изменению правил начисления адвалорной ставки придут на смену попыткам сыграть на стороне международных компаний.