ru ua

Причины несостоятельности иностранцев-технократов в правительстве Арсения Яценюка

Причины несостоятельности иностранцев-технократов в правительстве Арсения Яценюка Фото: Экс-первый замминистра экономики Саша Боровик
Был в начале 1990-х такой литературный хит - рассказы Карлоса Кастанеды о жизни индейских магов в Латинской Америке. Главный герой - "человек знания" Дон Хуан - учил бестолкового белого человека, как понимать энергетическую сущность окружающего мира и соотносить свои поступки с этим знанием. В одном из наставлений Дон Хуан рассказал, что нужно видеть сигналы в событиях или тварях и явлениях, наделенных мистическими смыслами. Если сомневаешься, жди согласия, когда в нужном месте и в нужное время произойдет нечто, подтверждающее сигнал.

Был в начале 1990-х такой литературный хит - рассказы Карлоса Кастанеды о жизни индейских магов в Латинской Америке. Главный герой - "человек знания" Дон Хуан - учил бестолкового белого человека, как понимать энергетическую сущность окружающего мира и соотносить свои поступки с этим знанием. В одном из наставлений Дон Хуан рассказал, что нужно видеть сигналы в событиях или тварях и явлениях, наделенных мистическими смыслами. Если сомневаешься, жди согласия, когда в нужном месте и в нужное время произойдет нечто, подтверждающее сигнал.

Ситуация c первым замминистра экономики Сашей Боровиком, покинувшим Кабмин - это уже согласие. При этом, сигналы, неоднократно озвученные ранее, общество видеть отказывалось.

Самый первый сигнал поступал еще от Кахи Бендукидзе. Он не питал иллюзий насчет того, что власть в Украине одумается - и поспешно покинул нашу страну.

Экс-Президент Грузии Михаил Саакашвили упорно рассказывал, что народу нужно требовать реформ, что без них государство не выстоит, пропадет. Здесь он прямо обвинял украинскую власть в нежелании меняться.

Впрочем, увидеть эти сигналы можно только при наличии опыта тесного взаимодействия с госчиновниками. Поводом для меня поделиться своим опытом работы с правительственными чиновниками стала даже не ситуация с Боровиком, а реакция публики на его отставку, мол, кто он такой - и публика тут же переключилась с проблем в правительстве, озвученных Боровиком, на персоналию самого Саши.

Но важна не сама по себе отставка Боровика, тем более, она явно не станет последней, а ее причины. Чем же так искренне изумлен, поражен, возмущен и огорчен бывший замминистра экономики Саша Боровик?

Сизифов камень плюс интриги

Меня позвали на работу в правительство на выборы Верховной Рады в 2012 году. После чего я проработала в Кабмине около полутора лет, но на госслужбу так и не оформилась. Кстати, особо и не предлагали. Оформление на госслужбу там считается успехом, для этого надо заслужить доверие своего начальника и благосклонность всех, кто попадает в его зону влияния.

Понятно, что работать надо было на партию, первым номером в списке которой был премьер Николай Азаров. В работе по предвыборным мероприятиям были задействованы чиновники министерств, секретариата Кабмина, информационного департамента и пресс-службы. В первых рядах - патронатная служба премьера. По-видимому, ее Боровик и называет "командой господина премьер-министра".

Патронатная служба - самые близкие к шефу сотрудники. Они сопровождают премьера в поездках и на официальных мероприятиях. Редкая бумажка, адресованная шефу, или важный посетитель пройдут мимо них. Без их участия не проходит подготовка и проведение ни одной встречи, ни одного мероприятия. Уходят из Кабмина сотрудники патронатной службы, как правило, вместе со своим патроном, поскольку новый босс приводит свою команду.

Но с премьером Арсением Яценюком вышло иначе. В его патронатной службе работают те же люди, что были у Азарова. Понятно, что Николай Янович создавал налоговую систему Украины, у него был большой опыт управления финансами, а его люди - профессионалы высокой квалификации, которые знают бюджетные вопросы на всех уровнях, налогообложение и, возможно, лучшие в стране по освоению государственных финансов.

Безусловно, такие специалисты востребованы, независимо от политической принадлежности главы правительства. Их знания пригодились бы в реформах. Никто так хорошо не понимает, какую кнопочку отключить, чтобы сломать коррупционный механизм или отдельные схемы.

Но проблема в том, что помимо профессиональных знаний, эти люди - носители корпоративной культуры постсоветского госчиновника. И для них одно из главнейших качеств - искусство интриги, по всем лекалам византийского наследия.

Чиновник, в частности, постсоветский, не заточен на результат. Его не оценивают по результатам, к результату его не стимулируют. Смысл его работы - в процессе. Причем, даже не в выполнении функциональных обязанностей.

Чиновнику, чтобы оставаться в процессе (то есть - на работе), нужно уметь лавировать среди хитросплетений интересов. Выпадешь, не уследишь, пропустишь момент - сначала отодвинут, потом обязательно выбросят из процесса.

То, о чем рассказал Саша Боровик, как о невозможности выполнять свою работу, на жаргоне чиновников, называется "откроить функционал", когда тебя по негласной договоренности между коллегами и с поощрения начальника лишают возможности выполнять свою работу. Ему его непосредственный начальник не рекомендовал общаться с иностранцами, с прессой. Но так как в его задачи входила работа с иностранными инвесторами, донорами и кредиторами, то таким образом у него забрали часть функционала в пользу кого-то другого.

Процедурная защита от чужаков

При таких ориентирах по карьерной лестнице принцип "Я - начальник, ты - дурак" остается главным. При режиме Виктора Януковича он был доведен до абсурда.

Тогда по заказу большого начальника руководитель Института экономики академик Геец вынужден был подписываться под 160 млрд долл., которые Янукович и Азаров требовали у Еврокомиссии в качестве компенсации за последствия торгового Соглашения в рамках Ассоциации с ЕС и переход наших производителей на стандарты и регламенты ЕС. А куда было деваться академику, если институт финансируется из бюджета?

А народу, чтобы не особо тосковал по европейской мечте, предлагалось сравнить стоимость котлеты домашней в Украине и в развитых европейских странах. Выяснялось, что дороже всех котлета домашняя обходится французам, и это несоизмеримо больше, чем тратилась на нее украинская семья.

Когда Саша Боровик рассказывает, что тоненькая яркая брошюрка с набором тезисов подавалась как программа правительства и это оскорбительно, стоит вспомнить похожие брошюрки времен последнего правительства Азарова. Тогда в аналогичных брошюрах рисовали графики и картинки о достижениях правительства, согласно "социальным инициативам Президента Виктора Януковича". Сейчас очень похоже на то, что аналогичные буклеты штампуют для Яценюка.

Чужого в систему не пускают. Растянутая процедура получения подписи, затянутое прохождение документов по всем инстанциям - довольно действенный механизм фильтрации доступа.

Так, в моей работе на выборах, чтобы получить информацию, необходимую для подготовки материалов по мероприятиям премьера, необходимо было писать запрос, который визировал некий начальник, после чего соответствующим департаментам и министерствам опускалось распоряжение. Поскольку избирательная кампания и чиновник - вещи несовместимые (перерыв на обед, по пятницам короткий рабочий день), то не всегда было время ожидать по процедуре.

В таких случаях выручал проверенный способ прямого интервьюирования экспертов из профильных департаментов министерств. И вот здесь уже выяснялось, что никакого ядерного топлива на новом заводе в Кировоградской области не производят, но лишь ведут финальную сборку ТВЭЛов. Что наше авиастроение ничего нового не строит, а, в лучшем случае, ремоторизирует. Что из Фонда развития регионов местным советам не выделялось ни копейки. Но уже при втором контакте с экспертами становилось ясно, что нужна формальная процедура с утверждением вопросов и полученных ответов.

А теперь представим, какую реакцию вызывает в среде госчиновников амбициозный и успешный в западных корпоративных кругах топ-менеджер Саша Боровик. Он, разумеется, потребовал командной работы, открытой и жесткой дискуссии, полномочий принимать решения. И даже вздумал разрабатывать экономическую стратегию. Его можно было бы терпеть, но когда он публично сказал премьеру, что нужно бы отчитаться о расходе донорских денег, то подписал себе приговор.

Время печенек прошло

В правительстве Яценюка единственной, к кому из приглашенных иностранцев премьер демонстрирует почтение, остается министр финансов Наталья Яресько. Она же единственная из них, кто имеет многолетний опыт работы и тесного контакта с органами власти. Министры Александр Квиташвили, Айварас Абромавичус, первый замглавы МВД Эка Згуладзе больше не разрывают информационное пространство громкими заявлениями о реформах в своих ведомствах. Как, впрочем, ничего из заявленного ранее, они и так не сделали.

Резюмируя, могу сказать: премьер Арсений Яценюк - порождение старой советской системы. Более того, он - чуть ли не самый успешный в этой системе. Он говорит по-английски, умеет красиво улыбаться, по-американски закидывать ногу на ногу перед журналистами на встречах с западными лидерами. И он уже сам поверил в то, что несет крест реформатора-камикадзе. Но когда все окружение действует по главному принципу совкового управления, а ты - тот самый начальник, перед которым все остальные - дураки, немудрено стать очередным главным в насквозь прогнившей системе.