Что предусматривает законопроект Порошенко о национальной безопасности
В законопроекте закреплен годовой объем финансирования сектора безопасности и обороны - он должен составлять не менее 5% запланированного объема ВВП, из которых не менее 3% - на финансирование сил обороны.
28 февраля в Верховную Раду поступил законопроект о национальной безопасности, поданный президентом Петром Порошенко. Руководители парламента уже заявили о приоритетности этого документа, который должен приблизить Украину к стандартам НАТО и предусматривает реформу сектора госбезопасности. На необходимости принятия соответствующего законопроекта ранее акцентировали и в Соединенных Штатах Америки. В чем суть документа - в материале РБК-Украина.
17 января Совет национальной безопасности и обороны дал добро на внесение законопроекта "О национальной безопасности Украины" на рассмотрение Верховной Рады. Как заявили в СНБО, документ разрабатывался в тесном взаимодействии с экспертами НАТО, США и Европейского союза с целью приведения украинской законодательной базы в соответствие к стандартам государств-членов НАТО.
"Проект ставит перед собой задачу членства Украины и в Европейском союзе, и в Североатлантическом договоре, должно быть безусловной гарантией безопасности суверенитета и территориальной целостности нашего государства", - говорил президент Петр Порошенко.
Он упомянул о нем и во время своей пресс-конференции 28 февраля: "Проект разрабатывался много месяцев в тесной координации с нашими партнерами по НАТО, он предусматривает переход нашего сектора безопасности на стандарты НАТО. Ключевое - внедрение демократического гражданского контроля за армией, за правоохранительными органами, за спецслужбами. Я долго колебался, но принял решение, что даже во время войны мы должны принять назначение гражданского министра обороны. Разделить позиции главнокомандующего и начальника Генерального штаба, сделать ряд реформ, чтобы перевести Украину на стандарты НАТО и имплементировать нормы, которые я отметил в стратегическом оборонном бюллетене".
К принятию соответствующего закона неоднократно призывали и в США. Так, по убеждению министра обороны США Джеймса Мэттиса, принятие такого законопроекта было бы шагом, обеспечивающим "прочную правовую основу для осуществления реформ в обороне в поддержку безопасной и демократической Украины". А в Госдепартаменте США заявили, что "принятие закона усилит соответствие Украины евроатлантическим стандартам и поможет создать профессиональную, устойчивую систему обороны, способную полностью защитить территориальную целостность Украины".
Впоследствии, после финального утверждения и обсуждения в АП, в среду, 28 февраля законопроект №8068 появился в парламенте, и был направлен на рассмотрение профильного комитета.
Что предусмотрено документом
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что цель документа - исправить существующие недостатки действующего законодательства в сфере нацбезопасности. В частности, сейчас перечень угроз нацбезопасности Украины весьма размыт. Также действующий перечень угроз и меры реагирования на них не соответствует практикам государств - членов ЕС и НАТО. В нынешнем законодательстве "отсутствует четкое разграничение полномочий государственных органов, прежде всего органов сектора безопасности, что затрудняет межведомственную координацию, в частности в условиях длительной агрессии против Украины, которая частично осуществляется в т.н. "гибридных" проявлениях", говорится в пояснительной записке.
Как указано в самом тексте законопроекта, обнародованном 28 февраля на сайте ВР, документом:
- определяются и разграничиваются полномочия государственных органов в сферах национальной безопасности и обороны (то есть четко определяется какое из ведомств за что отвечает и кому подчиняется);
- создается основа для интеграции политики и процедур органов государственной власти, других государственных органов, функции которых касаются национальной безопасности и обороны, сил безопасности и сил обороны;
- определяется система командования, контроля и координации операций сил безопасности и сил обороны;
- вводится всеобъемлющий подход к планированию в сферах национальной безопасности и обороны (разделяется на долгосрочное (более пяти лет), среднесрочное (до пяти лет) и краткосрочное (до трех лет), обеспечивая таким образом демократический гражданский контроль над органами и формированиями сектора безопасности и обороны.
Среди "фундаментальных национальных интересов Украины" в документе прописаны интеграция в ЕС, приобретение членства в ЕС и НАТО. В законопроекте закреплен и годовой объем финансирования сектора безопасности и обороны - он должен составлять не менее 5% запланированного объема ВВП, из которых не менее 3% - на финансирование сил обороны.
К сектору безопасности и обороны законопроектом определяются такие составляющие: силы безопасности; силы обороны; оборонно-промышленный комплекс; граждане и общественные объединения, добровольно участвующие в обеспечении национальной безопасности. А в состав сектора безопасности и обороны входят: Министерство обороны, ВСУ, МВД, СБУ, Аппарат СНБО, Нацгвардия, Нацполиция, Госпогранслужба, Госмиграционная служба, Государственная служба по чрезвычайным ситуациям, Управление госохраны, Госслужбы спецсвязи и защиты информации, Государственная специальная служба транспорта, разведывательные органы, центральный орган исполнительной власти по военно-промышленной политике, другие органы. Руководство сектором нацбезопасности и обороны, согласно документу, должен осуществлять президент.
Следует отметить, что в мирное время Нацгвардия входит в состав сил безопасности (подчиняется МВД), выполняя правоохранительные функции. Но с введением военного положения, как предусмотрено документом, Нацгвардия "приводится в готовность к выполнению задач по назначению в условиях действия правового режима военного положения", входит в состав сил обороны и переходит в подчинение главнокомандующего ВСУ. Сейчас, по действующему закону о Нацгвардии, во время военного положения Нацгвардия подчиняется Министерству обороны.
Еще одно новшество - с 1 января 2019 года (дата вступления в силу этой статьи прописана в заключительных положениях) министр обороны Украины будет из числа гражданских лиц (не военнослужащий), как и его заместители. Изменения коснутся и должностей командующего ВСУ и главы Генерального штаба. На сегодняшний день обе должности занимает Виктор Муженко. Согласно документу, с 1 января 2021 года эти должности должны быть разделены. Главнокомандующий ВСУ должен подчиняться президенту и министру обороны, и станет высшим военным должностным лицом в ВСУ. А начальник Генштаба, в свою очередь, будет подчиняться главнокомандующему ВСУ.
Объединенный оперативный штаб ВСУ будет обеспечивать управление войсками (силами) в операциях в течение длительного времени (например, нынешней АТО). Руководить объединенным оперативным штабом ВСУ должен командующий объединенных сил. Назначается и увольняется он президентом по представлению министра обороны, но подчиняется Главнокомандующему ВСУ.
Документом, среди прочего, предусмотрено, что общественность, наряду с президентом, ВР, СНБО, Кабмином, органами исполнительной власти и местного самоуправления, судебного контроля будет принимать участие в осуществлении "демократического гражданского контроля". Контроль со стороны граждан может быть через общественные объединения, через депутатов местных советов, лично путем обращения к уполномоченному по правам человека или в государственные органы. Однако сфера общественного контроля может быть ограничена законом.
В заключительных положениях законопроекта указано, что после его принятия свою силу теряют уже существующие законы "Об основах национальной безопасности Украины" от 2003 года, "О демократическом гражданском контроле над Военной организацией и правоохранительными органами государства" от 2003 года и "Об организации оборонного планирования" от 2005 года.
Что думают о законопроекте парламентарии
Пока большинство опрошенных изданием народных депутатов признают, что еще не успели ознакомиться с текстом законопроекта. А те, кто успел - перечисляют положительные стороны законодательной инициативы.
По мнению первого вице-спикера Рады Ирины Геращенко, соответствующий закон приблизит Украину к стандартам НАТО: "Это действительно чрезвычайно важный закон, который приблизит Украину к стандартам НАТО, который еще раз фиксирует необратимость нашего евроатлантического выбора, который усиливает контроль над силовыми структурами. И, в конце концов, который фиксирует, что министр обороны должен быть гражданским, что также является стандартом и нормой для стран НАТО".
Секретарь парламентского комитета по вопросам нацбезопасности, депутат от БПП Иван Винник считает, что концепция законопроекта о национальной безопасности заключается в лишении политиков возможности влиять на силовые органы. "Концепция закона о национальной безопасности состоит в том, чтобы силовые подразделения, правоохранительные органы и спецподразделения ограничить от любого влияния политиков. Чтобы не было ситуаций, как это было в свое время, когда Янукович хотел использовать армию против мирных протестов… Чтобы не было ситуаций, когда Госпогранслужба не исполняет своих обязанностей и прочее. Закон должен быть один для всех, монополия на силу должна быть исключительно у правоохранительных органов. И ни один политик не может на это влиять", - рассказал журналистам Винник в понедельник, 26 февраля.
По словам замглавы фракции "Народного фронта", члена профильного комитета ВР Андрея Тетерука, законопроект о нацбезопасности направлен на адаптацию стратегии безопасности к современным вызовам и требованиям. "Речь идет о противодействии киберугрозам, гражданском контроле за деятельностью ВСУ, взаимодействии военно-промышленного комплекса, осовременивании системы управления ВСУ, приведения ВСУ к стандартам НАТО для приобретения членства в НАТО", - заявил нардеп в комментарии РБК-Украина.
"Лично я буду голосовать "за", - добавил Тетерук. И уточнил, что фракция пока не принимала консенсусного решения касательно документа. В то же время, глава фракции БПП Артур Герасимов сообщил, что эта сила будет поддерживать президентский законопроект.
По прогнозам Андрея Тетерука, члена профильного комитета ВР, документ будет рассмотрен комитетом уже на следующем заседании. "Думаю, до окончания сессии мы его примем в целом в парламенте. До июня будем работать, чтобы в июне прошло второе чтение", - заявил изданию парламентарий.