ua en ru

Предприниматели часто не осознают, насколько им нужна система автоматизации

Предприниматели часто не осознают, насколько им нужна система автоматизации Александр Рыжков считает, что системы автоматизации значительно облегчат работу сферы HoReCa
Автор:
Очередным гостем подкаста "Технократы сегодня" стал днепропетровский предприниматель Александр Рыжков, один из основателей проектов "Выходной" и Poster. Ведущим подкаста Андрею Хветкевичу и Марине Зайцевой он рассказал о том, как с нуля запустить решения для автоматизации целой отрасли и как кризис помогает развитию проектов. Сегодня "Выходной" превратился в одну из самых популярных дисконтных систем Украины и вышел на рынки нескольких европейских стран, а системой Poster каждый день пользуется все больше и больше заведений из сферы HoReCa.

Очередным гостем подкаста "Технократы сегодня" стал днепропетровский предприниматель Александр Рыжков, один из основателей проектов "Выходной" и Poster.

Ведущим подкаста Андрею Хветкевичу и Марине Зайцевой он рассказал о том, как с нуля запустить решения для автоматизации целой отрасли и как кризис помогает развитию проектов. Сегодня "Выходной" превратился в одну из самых популярных дисконтных систем Украины и вышел на рынки нескольких европейских стран, а системой Poster каждый день пользуется все больше и больше заведений из сферы HoReCa.

Слушайте подкаст сейчас:

В этом материале приведены основные тезисы Александра Рыжкова. Слушайте полную аудиоверсию, чтобы узнать больше: почему для систем автоматизации iOS предпочтительнее, чем Android, как так вышло, что почти все клиенты предпочитают принтеры Epson, и почему подписка на сервис - самая оптимальная модель его оплаты. Оставить комментарий и задать вопрос Александру Рыжкову можно на странице в Facebook.

"Выходной": проект для души

- Расскажи о проекте "Выходной"

Александр Рыжков: Задумались мы над этой идеей давно, когда были студентами. У нас тогда еще не было своего офиса, и работали мы по ночам в круглосуточной кофейне. Потом это заведение начало портиться, работать стало неудобно, и тогда мы придумали проект "Выходной", основной идеей которого было рассказывать людям, где и как можно интересно провести время. Начиналось все с одной маленькой странички, на которой было всего три-четыре новых заведения и столько же анонсов событий. Раз в неделю мы обновляли информацию. Через несколько месяцев мы заметили, что на страницу начали ходить люди - 300-400 человек в день. Тогда мы добавили архив, рубрикатор, и в целом стали уделять этому проекту больше внимания. А когда он превратился в большой сайт с посещаемостью 1500-2000 человек, мы решили отойти от разработки внешних проектов и сосредоточиться только на "Выходном".

- Какой это был год?

Александр Рыжков: Это было в 2007-2008 годах.

- А как относились к этому заведения?

Александр Рыжков: Где-то примерно через год, после того, как мы запустили сайт, у нас собрался определенный пул любимых заведений, и тогда пришла в голову идея создать единую для всех скидочную карточку с едиными для всех заведений правилами. Заведениям эта идея очень понравилась, и мы заказали первый тираж - порядка 500 экземпляров. Эти карточки разошлись буквально за несколько недель. Конечно, не обошлось без ошибок, но первые проблемы мы преодолели. А дальше популярность карточек росла, заведения стали подключаться сами. С некоторыми, конечно, приходилось очень долго договариваться.

- Сейчас очень популярными становятся дисконтные системы в мобильном телефоне, когда приложение - одновременно и дисконтная карточка. Почему вы решили печатать карточки, а не сразу пойти по инновационному пути?

Александр Рыжков: Семь лет назад это было не очень популярно, да и сейчас карточки востребованы.

- Но у вас, тем не менее, есть приложение, почему им нельзя воспользоваться вместо карточки? Может, стоило бы это внедрить?

Александр Рыжков: У нас действительно была такая идея, и мы тестировали несколько разных пилотных проектов. Но потом мы это заморозили, так как в этот момент у нас родилась идея Poster, и мы решили сосредоточиться на этом проекте.

- Карточки привязаны к городам?

Александр Рыжков: Мы работаем в Украине, Польше, Израиле, Швейцарии, России. Одно время даже была Грузия. Карточка едина для всей страны и работает во всех заведениях в разных городах страны.

Poster: кому и зачем это нужно

- Как родилась идея Poster? Это логическое продолжение "Выходного"?

Александр Рыжков: Да, это логическое продолжение. "Выходной" - это проект скорее для души, и нельзя сказать, что он приносит какую-то прибыль. Но он дает много знакомств с интересными людьми, в особенности с рынка HoReCa - владельцами разных кафе, ресторанов, магазинов. В какой-то момент, когда у нас накопилось много участников, мы решили ввести систему таргетинга. Мы поняли, что единственное верное решение - это полная интеграция с POS-системами, системами учета, которые стоят в заведениях. Только так можно понимать, какая карточка в какое время была использована, и что по ней было заказано. Таким образом, людям, которые интересуются, например, музыкой и театром, мы не будем предлагать информацию о новом баре или фильме. Когда мы начали ходить по заведениям, то увидели, что в большинстве вообще не стоит никакая автоматизация. В лучшем случае они ведут все в Excel. В больших заведениях ситуация была не намного лучше. Тогда мы и начали думать над простым решением, чтобы помочь бизнесу.

- А как можно одним-двумя предложениями объяснить, что такое Poster?

Александр Рыжков: Poster - это облачная система автоматизации, которая позволяет контролировать все процессы, которые происходят в заведении, начиная от закупки сырья, и заканчивая начислением зарплаты сотрудникам и расчета аренды.

- По сути это система, решающая бизнес-задачи для небольших кафе и ресторанов?

Александр Рыжков: Да. Изначально мы создавали ее как альтернативу ручке и тетрадке и ориентировались на мелкий бизнес, но теперь у нас все больше необычных клиентов. Есть и большие рестораны, и магазины, отели, бассейны, сауны, и даже школа танцев.

- Допустим, я хочу открыть кафе на три столика. Что мне нужно для того, чтобы купить эту систему?

Александр Рыжков: Для начала нужен какой-то планшет. Обычно мы советуем iPad - на них система работает начиная со второй версии. Такой сейчас можно купить буквально за 200 долларов. Потом понадобится принтер для печати чеков и пречеков. Такой принтер Epson стоит в районе 300 долларов. Роутер за 10-15 долларов и подставка под iPad, которая стоит в районе 20 долларов. По сути это все, что нужно будет.

- А как насчет фискальной части?

Александр Рыжков: Это отдельная огромная тема. Мы потратили много сил, чтобы сделать поддержку фискальных регистраторов. Самая большая проблема в том, что большинство регистраторов имеют COM-порт, который, как бы ни хотел, ты никогда не подключишь к iPad. И хотя сейчас стали появляться регистраторы с USB, все равно остается вопрос, где хранить драйвер. В результате мы используем микрокомпьютер, который позволяет подключить к iPad любой фискальный регистратор и печатать фискальные чеки.

- Вам пришлось столкнуться с фискальным законодательством?

Александр Рыжков: Большого ажиотажа в связи с новым законом, вступившим в силу с 1 июля, пока что еще нет. Конечно, новые клиенты появляются и потихоньку начинают внедрять фискальную аппаратуру. Но это не массовое явление. А сейчас мы работаем над тем, чтобы продвинуть законопроект об облачной фискализации. Такое сейчас работает в Казахстане, например, когда фискальный чек хранится на серверах налоговой, и фискальный принтер по сути не нужен.

- Когда начинается новый бизнес, всегда бывают какие-то разочарования. Было ли у вас подобное?

Александр Рыжков: Нет, таких моментов не было, хотя иногда мы сталкиваемся с тем, что клиенты не совсем понимают, что это вообще такое. Они не понимают модель подписки. Часто люди вообще не осознают, насколько им нужна система автоматизации и что они от этого получат. Были клиенты, которые купили систему, чтобы увидеть, кто ворует в заведении. Прошел месяц - и им все стало понятно, они уволили администратора и отключились от нас.

- Как вы находили своих первых клиентов?

Александр Рыжков: Пробовали и "горячие звонки", и походы по заведениям, но это не дало никакого результата. Поэтому мы сосредоточились на продукте, чтобы довести его до максимальной функциональности, и со временем клиенты сами стали нас друг другу рекомендовать.

- Сейчас сервис работает по подписке. Как это организовано?

Александр Рыжков: Сервис по подписке - это сервис, который вы оплачиваете ежемесячно, а не единоразово. Некоторые клиенты говорили, что мы таким образом подсаживаем их на "крючок", но на самом деле наоборот, крючок - это система, которая покупается сразу и стоит в 20-50 раз дороже. Если в ней что-то сломается, вам придется оплачивать работу специалиста. Поэтому мы изначально ориентировались именно на модель подписки.

- Были ли у вас инвесторы?

Александр Рыжков: Да, были. Довольно необычная история - это компания "908", с которой мы были знакомы давно. Я поделился с ними идеями Poster, и они сами предложили инвестировать в нас.

- Вы храните данные в облаке. Расскажите немного подробнее, где оно находится, как гарантируется безопасность данных.

Александр Рыжков: Основная часть информации обрабатывается на наших серверах, которые находятся в Германии, есть и прямая репликация на облако в "Амазоне". Случаев несанкционированного доступа у нас не было. А вся система устроена так, что если пропадает связь, то сами терминалы могут работать оффлайн. Когда связь появляется, то они синхронизируются.

- Как на вас отразился нынешний кризис?

Александр Рыжков: Мы были к нему готовы и смогли заранее просчитать риски. Цены для клиентов вне Украины зафиксированы в долларах, а таких клиентов у нас больше половины. Для украинских клиентов мы смогли себе позволить зафиксировать цену в гривнах. Глобально же кризис нам на руку. Большие рестораны закрываются, но появляется много маленьких заведений, которым выгодно использовать облачную систему автоматизации.

- Сколько у вас человек в команде?

Александр Рыжков: Сейчас больше двадцати. Примерно половина из них это разработчики, остальные - техническая поддержка, а также юрист.

- Какие у вас планы на ближайшее время?

Александр Рыжков: Мы хотим сосредоточиться на рынке HoReCa, в частности, готовим приложение для официантов, чтобы они могли поставить его на свой личный телефон, принимать на него заказ и прямо оттуда отправлять на кухню. Также готовим приложение и для кухни. Работаем над подключением к Poster новых устройств, например, весов. Что касается стратегии, мы активизируемся на рынках СНГ, например, в Казахстане, также готовим новую платформу для Польши. А в дальнейшем будем заниматься Европой и, наверное, Азией.

Подпишитесь на подкаст, чтобы не пропустить:

Предприниматели часто не осознают, насколько им нужна система автоматизации Предприниматели часто не осознают, насколько им нужна система автоматизации Предприниматели часто не осознают, насколько им нужна система автоматизации Предприниматели часто не осознают, насколько им нужна система автоматизации

Узнайте первыми о следующих выпусках подкаста на странице в Facebook. Там же можно задать вопросы следующему гостю, оставить комментарий к текущему выпуску или внести предложение о развитии подкаста.