Правовые последствия национализации ПриватБанка
Процедура национализации банка (выведения неплатежеспособного банка с рынка с участием государства) предусмотрена ст. 41-1 Закона Украины «О системе гарантирования вкладов физических лиц» от 23.02.2012 г. В рамках данной процедуры выведение неплатежеспособного банка с рынка осуществляется за счет государственного бюджета и/или средств государственного банка.
Государство приобретает право собственности на акции банка по окончании двух календарных дней со дня, следующего за днем начала такой процедуры. Оплата акций происходит на условиях отсрочки платежа. При этом государство может либо внести денежные средства в уставный капитал банка, либо обменять облигации внутреннего государственного займа на акции такого банка (что, по-видимому, и произойдет в случае с ПриватБанком). После приобретения государством акций банк, с привлечением независимых экспертов или аудиторов, должен разработать план реструктуризации с учетом лучшего мирового опыта для обеспечения его дальнейшей прибыльной деятельности.
Национализация ПАО «Приватбанк», на долю которого приходится треть всех депозитов физических лиц Украины, связана с невыполнением его акционерами плана докапитализации банка (по данным НБУ, общая потребность банка в капитале на сегодня составляет 148 млрд. грн.) и письмом, направленным акционерами ПАО «Приватбанк» в Кабинет министров Украины с просьбой о вхождении государства в капитал банка.
Как следует из пресс-релиза, размещенного на сайте регулятора, НБУ обратился к правительству с предложением передать ПАО «Приватбанк» как системно важный банк в государственную собственность. Кабинет министров на своем заседании 18.12.2016 г. принял решение о вхождении государства в капитал ПАО «Приватбанк». Согласно данному решению, 100% акций банка будут принадлежать государству в лице Министерства финансов . Таким образом, были выполнены все предусмотренные законом условия для начала данной процедуры.
Заявленные изменения в функционировании ПАО «Приватбанк» пока коснутся только смены Правления и Наблюдательного совета банка. Новый акционер (государство) гарантирует бесперебойную работу банка и сохранность средств на текущих, депозитных, карточных счетах физических и юридических лиц, обслуживание выпущенных банком карт, неприкосновенность вкладов, размещенных в данном банке – исходя из правовых предписаний, на их доступности национализация не должна отразиться. Клиентам банка гарантируется защита размещенных в нем средств и сбережений, на них по-прежнему распространяются законодательные гарантии возмещения средств по вкладам, предусмотренные Законом Украины «О системе гарантирования вкладов физических лиц».
Более того, буквально сегодня был подан законопроект о внесении изменений в Закон Украины «О банках и банковской деятельности» относительно гарантирования государством вкладов физических лиц (№5553 от 19.12.2016 г.), по сути, с целью усиления защиты интересов вкладчиков ПАО «Приватбанк», который переходит в государственную собственность. Согласно этому законопроекту, вклады физических лиц в государственных банках гарантируются:
а) в сумме, не превышающей предельного размера возмещения средств по вкладам (т.е. до 200 000 грн.) – в соответствии с Законом Украины «О системе гарантирования вкладов физических лиц» (т.е. их возмещение будет производиться Фондом гарантирования вкладов физических лиц в предусмотренном указанным Законом режиме);
б) в пределах суммы, которая превышает вышеуказанных лимит, - государством.
Таким образом, в случае принятия указанного законопроекта государство будет гарантировать возвращение вкладов физических лиц в любых объемах, то есть гарантии будут такими же, как и для вкладчиков «Ощадбанка».