Кабинет министров намерен ужесточить правила рекламы в сфере здравоохранения - на сей раз чиновники взялись за рекламу диетических добавок. Из-за правительственных инициатив их поставщики, особенно продающие товары под видом лекарств, могут пострадать из-за оттока клиентов. Однако вскоре они переориентируются на другие каналы продвижения своей продукции, считают эксперты.
Кабинет министров намерен ужесточить правила рекламы в сфере здравоохранения - на сей раз чиновники взялись за рекламу диетических добавок. Из-за правительственных инициатив их поставщики, особенно продающие товары под видом лекарств, могут пострадать от оттока клиентов. Однако вскоре они переориентируются на другие каналы продвижения своей продукции, считают эксперты.
Сегодня, 7 октября, Кабинет министров должен рассмотреть законопроект, который существенно ужесточает правила рекламы в медицинской сфере. По данным источника РБК-Украина на фармрынке, вчера, 6 октября, этот документ был поддержан правительственным комитетом по вопросам гуманитарного развития и социальной политики. Законопроект подготовлен Министерством здравоохранения.
В частности, чиновники предлагают дополнить закон "О рекламе" нормой о том, что в рекламе диетических добавок запрещается указывать контактные номера телефонов.
Кроме того, законопроектом предложено запретить указывать контактные номера телефонов в печатных изданиях и во время трансляции информационных и информационно-аналитических программ, передач на медицинскую тематику. Исключения составит реклама учреждений здравоохранения и физических лиц-предпринимателей, которые получили лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по медицинской практике.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что он разработан с целью урегулирования ситуации, которая сложилась в связи со злоупотреблением лицами, реализующими диетические добавки населению в качестве лекарственных средств. А именно - исключить ситуации, когда по телефону, вводя в заблуждение, в качестве лекарств реализуются диетические добавки.
Также в пояснительной записке Минздрав указывает, что обращения относительно возможных мошеннических действий таких лиц направлялись в Министерство внутренних дел. Но в ответ от него Минздрав получает лишь сообщения о приостановлении проверок по данным обращениям "в связи с отсутствием фактов, которые указывали бы на наличие уголовного правонарушения".
"Во время проведения рабочего совещания по данному вопросу с представителями госорганов, правоохранительных ведомств, в том числе и СБУ, поступили предложения относительно законодательного урегулирования ситуации. В связи с этим, а также из-за продолжающихся обращений от обманутых граждан, Минздрав и решил подготовить данный законопроект", - указывается в пояснительной записке.
Председатель правления Союза потребителей медуслуг, лексредств и изделий медназначения Владислав Онищенко поддерживает принятие инициативы Минздрава. По его словам, в Украине очень сильно развита описанная Минздравом схема.
"Фактически мошенники при рекламировании своих якобы чудодейственных лекарств указывают номер телефона кол-центра, позвонив куда можно купить эти препараты. После того как люди звонят по этим номерам, сотрудники кол-центров начинают оказывать на них психологическое давление, навязывают покупку тех или иных препаратов", - пояснил Владислав Онищенко.
В частности, по его словам, сотрудники кол-центров узнают у позвонивших их жалобы на то или иное состояние организма, заболевания и тому подобное, после чего перезванивают и сообщают, что для таких пациентов у них есть тот или иной препарат или даже их набор.
"Если пациент отказывается, то звонки продолжаются постоянно, в течение месяцев, с тем, чтобы заставить позвонившего купить продукт. Фактически оказывается жесткий психологический прессинг с целью продать якобы лекарства, которые на самом деле не нужны", - отметил Владислав Онищенко.
Он также рассказал, что стоимость таких продуктов начинается от 2-3 тыс. грн, и их покупают, как правило, пенсионеры или пациенты с тяжелыми заболеваниями.
"После того как врачи не помогли, люди идут к шарлатанам и гадалкам", - пояснил Владислав Онищенко.
При этом он отметил, что сейчас в Украине можно проконтролировать рекламу и способ ее донесения до потребителя, но вот сам разговор по телефону между клиентом и сотрудниками таких кол-центров - невозможно.
"Это было узкое место, которое в случае принятия данного закона парламентом будет убрано с фармрынка", - резюмировал Владислав Онищенко.
Вместе с тем генеральный директор "Украинской ассоциации издателей периодической прессы" Алексей Погорелов не поддерживает данную инициативу Кабмина. По его словам, ассоциация не поддерживает почти все инициативы, направленные на сокращение рекламного рынка и уменьшение экономической самостоятельности СМИ.
"Запреты, как правило, не действуют на тех людей, которые не собираются соблюдать законодательство. Запреты действуют для законопослушных граждан", - объяснил он такую позицию.
По словам Алексея Погорелова, если продавцам биологически активных добавок (БАДов), диетических добавок запретят размещать в рекламе телефоны, они переориентируются на размещение рекламы в интернете, будут раздавать флайеры и т. д., поскольку не заинтересованы размещать рекламу без контактов. При этом он отметил, что категория БАДов, диетических добавок занимает существенную долю в общей рекламе в медиа, доходя до 10-15% в региональных СМИ.
"Чиновники борются с последствиями, а не с причинами. Вместо запретов им стоит реформировать систему здравоохранения, пропагандировать такие ценности, как здоровый образ жизни и тому подобное", - заключил Алексей Погорелов.