Президент Петр Порошенко намерен поставить точку в вопросе ликвидации налоговой милиции и создании вместо нее новой Службы финансовых расследований (СФР). Порошенко, заявил, что налоговой милиции не бывать, пообещал внести в Раду, как неотложный, законопроект о создании СФР. В свою очередь правительство, после нескольких месяцев обещаний и доработки, наконец-то приняло законопроект посвященный СФР. Его финальная версия претерпела несколько существенных изменений по сравнению с первоначальным вариантом. До конца марта законопроект будет рассмотрен Нацсоветом реформ. Эксперты не сомневаются, что уже в апреле документ будет принят, а в сентябре СФР будет с руководящим составом. Но, как выяснило РБК-Украина, не все так просто. В парламенте в ближайшее время появится альтернативный, а возможно и не один, законопроект о создании Службы финансовых расследований. Подробности в материале РБК-Украина.
Вчера правительство утвердило законопроект о создании Службы финансовых расследований, который более месяца дорабатывала рабочая группа во главе с премьер-министром Владимиром Гройсманом. Изначально в повестке заседания Кабмина этого вопроса не было. Даже в понедельник – 20 марта- после того как президент Петр Порошенко заявил о своей полной поддержке ликвидации налоговой милиции и создании на ее месте нового "интеллектуально-аналитического органа", который должен состоять из ""ботанов" в белых воротничках, а не мускулистых парней в масках", в Минфине не рассматривали возможность внесения законопроекта на заседание правительства. Хотя в ведомстве и заверяли, что он готов.
По сути, своим заявлением Порошенко активизировал застопорившийся процесс создания СФР, и вынудил министра финансов Александра Данилюка и депутатов прекратить конфликт, когда один обещал "вот-вот" подать предложения в парламент, а другие постоянно требовали от него хоть какого-то документа. Президент заявил, что готов поставить точку в этом вопросе, рассмотреть законопроект на заседании Нацсовета реформ, и внести его в парламент от своего имени, как неотложный. "К сожалению, попытки найти компромисс пока что зашли в глухой угол. Я уверен, что пора принимать решение и ставить точку. Моя прямая политическая воля состоит в том, что налоговую милицию нужно ликвидировать", - заявил в понедельник президент.
В распоряжении РБК-Украина оказался принятый на заседании Кабмина законопроект. Напомним, еще в январе Минфин пытался вынести его на рассмотрение правительства, но наличие большого количества замечаний к документу, в первую очередь, от руководителей МВД и Минюста, избранных в правительство по квоте "Народного фронта", заставило Данилюка взяться за доработку законопроекта.
Нынешняя версия документа претерпела ряд существенных изменений, в основном, процедурных. Хотя суть идеи осталась прежней – Служба будет подчинена Минфину, ее задачи - выявление, прекращение, раскрытие и досудебное расследование преступлений против интересов государства в экономической, финансовой и налоговой сферах.
В процессе доработки Минфин отказался от фиксирования предельной численности сотрудников СФР – центрального аппарата и территориальных управлений (как и ранее, их планируется 7). Если в предыдущем варианте количество сотрудников не должно было превышать 2,5 тыс человек, из которых бы не менее 500 имели бы спецзвания, то сейчас количество сотрудников СФР будет определять Кабмин. "Численность личного состава может меняться в зависимости от уровня преступности", - говорится в тексте документа.
Также предполагается несколько изменилась процедура отбора и назначения руководства СФР. Изначально работа конкурсной комиссии была расписана практически пошагово. В нынешней версии текста указывается, что порядок проведения консультативного конкурса будет утверждаться министром. Состав комиссии также под вопросом. Предполагается, что в нее будет входить 9 человек, в том числе, представители общественных и международных организаций, научного сообщества. Ранее, в частности, предполагалось, что в комиссии будут представители от двух профильных парламентских комитетов – налогового и правоохранительной деятельности, НАПК, Советов адвокатов и прокуроров.
В последней версии законопроекта процедура выглядит так: конкурсная комиссия отбирает по три кандидатуры на каждую из руководящих должностей в службе . После, министр, из каждой тройки уже сам выбирает по одной кандидатуре, которую и подает на рассмотрение Кабмина. Ранее предполагалось, что все отобранные комиссией кандидаты будут представлены правительству. "Мы обсуждали этот вопрос. Сегодняшние конкурсы на должности категории «А» по закону о госслужбе имеют много дырок и позволяют выбирать практически любого человека. Поэтому решили, по максимуму, предоставить министру полномочия по отбору и, фактически единолично, сформировать руководящий состав нового органа. И, насколько я понимаю, это согласовано и с премьером, и с президентом", - рассказывает эксперт "Реанимационного пакета реформ" Илья Несходовский.
Эксперт Налоговой палаты Украины Татьяна Потопальская считает, что определенная логика в этом предложении есть, так как СФР будет находится в подчинении министерства и именно министру финансов работать с этими людьми. В то же время член парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики, соавтор депутатского законопроекта о создании финполиции, на основе которого и был разработан правительственный документ, Татьяна Острикова («Самопомич») считает, что здесь речь идет о введении «инструмента зависимости руководителя органа от министра, который имеет право выбора», то есть появились нормы, которые делают СФР более управляемой и контролированной.
Сама процедура прохождения отбора кандидатов на работу в службу также изменилась, хоть и не существенно. До принятия на работу кандидаты, помимо участия в психофизиологическом тестировании на полиграфе, что было предусмотренно и ранее, должны пройти психологические тесты. Они направлены на выявление среди кандидатов лиц со склонностью к девиантному поведению, усложненной адаптацией, несформированной мотивацией. Эти тесты будут проводить специалисты подразделений внутреннего контроля СФР. Их результаты будут только у членов конкурсной комиссии и подлежат обязательному уничтожению через 14 дней после оглашения результатов конкура.
Необходимость психологического тестирования вызвала неоднозначную реакцию у опрошенных РБК-Украина экспертов. С этим можно было бы согласиться, если бы тестирование проводили независимые эксперты. Пока же эта инициатива выглядит как инструмент для "отсеивания неугодных кандидатов". "Поскольку речь идет о службе, которая будет заниматься экономическими преступлениями, то хотелось бы видеть уровень их аналитических способностей, - говорит Потопальская. – Я бы давала кандидатам практические задания, например, проанализировать декларации для определения признаков преступления".
Из нового законопроекта исчезли квоты при формировании СФР. Ранее предполагалось, что новая служба на 70% будет состоять из новых сотрудников. Сейчас в законопроекте говорится о том, что на начальном этапе формировании органа к участию в конкурсе не будут допускаться лица, которые после 2010 года работали следователями или занимали оперативные должности в экономических подразделениях правоохранительных органов. "По квотам – беда. Получается, что запрет для борцов с экономическими преступлениями, которые работали до 2010 года, не распространяется. А что, они более эффективны и менее коррумпированы, чем нынешние? - удивляется Острикова. – Здесь большая опасность. Например, человек мог работать на должности оперуполномоченного УБОП МВД, то есть не с экономической преступностью бороться, а с организованной, но в экономическом отделе. Мы таким запретом создадим препятствие только для небольшого количества людей и не сможем законодательно прописать формулировки, которые бы запретили всем этим людям принимать участие в конкурсе. Поэтому я буду настаивать на квотах".
Подследственность СФР, как неоднократно предупреждал Александр Данилюк, также изменилась. Например, МВД настаивал на передаче в СФР расследование всех преступлений по статьям УК предусматривающих защиту экономики. Речь идет, в том числе и об экологических преступлениях, нарушениях норм трудового законодательства. В Минфине отмечали, что таких дел тысячи и новая служба, отдай ей эти преступления, изначально окажется погрязшей в их расследовании. При этом изначальная идея создания СФР как компактной, аналитической, призванной расследовать и концентрироваться на масштабных преступлениях структуры, будет потеряна.
В итоге, из нового законопроекта исчезла подследственность по таким статьям, как невыплата зарплаты, незаконное занятие игорным бизнесом, незаконный оборот дисков и лазерных систем считывания, а также незаконный сбыт имущества, полученного преступным путем. "Чем больше нам пытались навязать подследственность, тем больше мы понимали, что она нам не нужна. Это позволит нам делать эффективную службу быстрее", - рассказывает РБК-Украина собеседник в Минфине.
"По подследственности напутали. В статье 2 законопроекта написано, что финансовые интересы государства и местного самоуправления – это интересы госбюджета, местных бюджетов, государственного целевого фонда, Фонда госимущества. Теперь смотрим на подследственность. Статья 231 – незаконный сбор информации, которая содержит коммерческую или банковскую тайну, статья 224 – изготовление и сбыт поддельных негосударственных ценных бумаг. Где здесь интерес государства?", - отмечает Татьяна Острикова.
Не смотря на некоторые претензии к тексту, в Минфине заверяют, что законопроект уже согласован с МВФ и основными партнерами Украины.В Меморандуме с МВФ украинская сторона даже берет на себя обязательство принять законопроект до конца апреля 2017 года. По оценкам Несходовского, до конца марта законопроект будет рассмотрен на Нацсовете реформ, и в апреле принят. Уже к сентябрю, по его прогнозам, будет избран руководящий состав СФР и, в начале 2018 года, «реально должна быть создана минимальна структура».
В правительстве заверяют, что Минфин уже сейчас "смотрит на шаг вперед", так как на принятии одного лишь законопроекта работа не останавливается, нужно понимать, как СФР запускать. Поэтому в министерстве ведут переговоры о предоставлении технической помощи в этом вопросе.
Однако не все так просто. На следующий день после того как Петр Порошенко заявил о необходимости создания СФР, с таким же заявлением выступил и глава парламентской фракции НФ Максим Бурбак: "Мы предлагаем создать службу финансовых расследований: забрать у СБУ, МВД, прокуратуры, налоговой милиции соответствующие функции и передать их гражданской службе финансовых расследований". Были ли это слова поддержки президентской инициативы или НФ готов предоставить свою версию законопроекта – пока неизвестно.
В тоже время, по информации РБК-Украина, в парламентской коалиции есть депутаты, которые подготовили альтернативный правительственному законопроект о СФР, который, по предварительным данным, и будет представлен экспертному сообществу на следующей неделе. "Изучим законопроект Данилюка, посмотрим в чем сходство с нашим и презентуем свой вариант. Будем искать компромисс, никто разрывать процесс не будет. Но я не верю, что президент будет вносить именно законопроект Минфина", - рассказывает РБК-Украина один из депутатов коалиции.