Правительство избавило себя от заботы об отдыхе и оздоровлении украинских школьников, переложив почти весь груз ответственности на местные власти. При этом в Кабмине практически гордятся тем, что в этом году отдохнет примерно столько же детей, как и в прошлом – около 2 млн. На обеспечение их оздоровления и досуга государство выделило менее 50 гривен на каждого. Чтобы удержаться на плаву туркомпании, работающие в сегменте организации детского досуга, разрабатывают новые схемы организации детского отдыха.
Правительство избавило себя от заботы об отдыхе и оздоровлении украинских школьников, переложив почти весь груз ответственности на местные власти. При этом в Кабмине практически гордятся тем, что в этом году отдохнет примерно столько же детей, как и в прошлом – около 2 млн. На обеспечение их оздоровления и досуга государство выделило менее 50 гривен на каждого. Чтобы удержаться на плаву туркомпании, работающие в сегменте организации детского досуга, разрабатывают новые схемы организации детского отдыха.
Этим летом рассчитывать на отдых и оздоровление смогут чуть более половины украинских школьников – всего 2 млн детей (51%). Об этом в своем письме, текстом которого располагает РБК-Украина, Минсоцполитики уведомило Кабмин. Эти показатели чиновники считают успехом, ведь в этом году количество школьников, о здоровье и досуге которых позаботится государство, выросло на 5%.
Впрочем, дьявол, как известно, кроется в деталях. В Минсоцполитики отметили, что для отдыха подготовлено почти 11 тыс. детских заведений. Львиная доля из них - порядка 10 тыс. – предполагают дневное пребывание. То есть, фактически, отдыхать дети смогут лишь в школьных лагерях. Вместе с тем, непосредственно оздоровиться школьники смогут лишь в 545 заведениях (санатории, профилактории, летние детские лагеря).
Однако и на этом проблемы не заканчиваются. В госбюджете на организацию оздоровления и отдыха детей запланировано на 56% больше, чем в прошлом году - 94,7 млн гривен.
Значительная доля этих средств будет направлена на обеспечение отдыха детей в лагерях - "Молодая гвардия" (65 млн гривен) и "Артек" (23 млн гривен), а остальные – на школьников из семей чернобыльцев. Таким образом, на отдых и оздоровление одного ребенка государство предусмотрело в бюджете лишь 47 гривен. "Дело в том, что оздоровление детей перешло на местные бюджеты. Поэтому это - совместное финансирование", - объяснил РБК-Украина эти цифры вице-премьер Павел Розенко.
Местным властям удалось предусмотреть на эти цели значительно больше – около 682 млн гривен, но основную часть финансовых обязательств пришлось взять на себя бизнесу, спонсорам и благотворительным организациям – 770 млн гривен.
В совокупности, по подсчетам Минсоцполитики, в этом году на детский отдых выделено 1,58 млрд гривен. Из этой суммы каждый ребенок, который отдохнет и оздоровится в этом году, получит 788 гривен.
Как увеличить количество школьников, которым государство обеспечит отдых и оздоровление, в правительстве уже знают. Для этого Минсоцполитики начало разрабатывать концепцию госпрограммы, принятие которой должно разрешить проблемы с детским отдыхом и позволит заняться развитием сети детских оздоровительных заведений. Впрочем, как следует из письма ведомства, министерство вынуждено было "приостановить подготовку проектов новых государственных целевых соцпрограмм, которые требуют дополнительного финансирования из бюджета".
Впрочем, это не помешало предложению чиновников выделить 20 млн гривен бюджетных средств на реконструкцию лагеря "Морской", который входит в структуру "Молодой гвардии". После его реконструкции ежегодно можно будет дополнительно оздоравливать 5200 детей, уверены в Минсоцполитики.
Помимо того, в ведомстве считают, что необходимо решить вопрос со льготным железнодорожным проездом детей из многодетных семей, сирот и лишенных родительской опеки в лагеря и санатории. Сейчас такие льготы действуют только на пригородном сообщении.
Одной из самых главных задач для органов местной власти на период оздоровительной кампании 2016 года - обеспечение услугами оздоровления и отдыха количества детей не меньше, чем в прошлом году. К сожалению, в некоторых регионах сейчас отмечается противоположная тенденция, к примеру, в Одесской, Черновицкой, Днепропетровской областях.
В Минсоцполитики считают, что решение этой проблемы кроется в пересмотре местных бюджетов, а также привлечении средств спонсоров, благотворительных и общественных организаций.
Впрочем, участники рынка туристических услуг уверены, что чиновники не до конца понимают ситуацию. Директор консалтинговой компании "АвторитетА" (консалтинговые услуги в сфере оздоровления, отдыха и досуга детей) Валентина Горбынко говорит, что сейчас меняются принципы работы системы детских лагерей .
"Раньше стоимость путевки в детский лагерь финансировалась Фондом соцстрахования, профсоюзами и только часть покрывалась родителями. Но уже два года как в Украине деньги из этого Фонда не выделяются на эти цели. Сейчас источниками финансирования остались профсоюзы, местные бюджеты, спонсоры и родители", - говорит она.
По словам Валентины Горбынко, денег из местных бюджетов хватает только на финансирование путевок детям из социально незащищенных слоев, поэтому остальным отдых обеспечивают их родители.
Но даже на тех небольших суммах, которые власти все же выделяют на отдых детей, чиновники пытаются нажиться. Сооснователь и первый директор Международного детского центра "Артек-Карпаты" Андрей Довженко говорит, что пока не удалось побороть коррупцию при проведении тендеров по закупке услуг детских лагерей. "В большинстве случаев на тендерах побеждают лагеря, которые предложили наилучшие условия тем, кто будет выбирать победителей, в так сказать, неофициальных беседах", - отмечает он.
Эти схемы можно исключить, внедрив принцип "деньги хотят за клиентом". То есть, дети или родители будут сами выбирать себе лагерь, после чего чиновники будут перечислять туда деньги.
Андрей Довженко отмечает, что государству необходимо внедрять элементы монетизации при предоставлении услуг по оздоровлению в детских лагерях. "По законодательству дети из социально незащищенных семей имеют право на бесплатные путевки в детские лагеря. Им и родителям предоставляют на выбор до десятка вариантов лагерей, которые победили в тендерах, или которые находятся в госсобственности. Однако может так быть, что ни в одном из этих лагерей программа не подходит ребенку. Чтобы этого избежать, а также, чтобы лагеря боролись за клиентов своим качеством, необходимо создать рейтинг из 100-200 лагерей, из которых и могут выбирать лагерь дети или их родители", - рассказывает он.
Эксперт также отмечает, что минимальная стоимость одного дня отдыха ребенка в детском лагере с питанием и качественной развлекательной программой стоит 300 гривен. "Если организовывать детский лагерь только с проживанием и питанием, то можно это сделать и дешевле", - говорит он.
Правда, в результате аннексии Крыма и боевых действий на Донбассе Украина лишилась примерно 200 учреждений для оздоровления детей. "Результатом этого стало активное развитие частных детских лагерей. Однако они столкнулись с дефицитом мест, на базе которых можно было бы организовать полноценные детские лагеря. Поэтому они сейчас организовывается на базе отелей, к примеру, в Карпатах. Руководители частных детских лагерей договариваются с собственниками отелей о проживании и питании детей. Если нет питания, то с соседним рестораном. Плюс к этому организовывают свою развлекательную программу. И уже такой комплекс продают родителям в виде лагеря", - рассказал РБК-Украина Довженко.
Таким образом, сейчас организовывается большинство частных детских лагерей, и это позволяет им избежать излишнего контроля со стороны государственных органов. К примеру, в полноценный детский лагерь должен выполнять нормы о том, сколько в комнате должно быть кроватей и утверждать их количество с санитарной службой. "При работе по схеме "организованные группы детей" это требования не контролируются", - поясняют эксперты.
Валентина Горбынко говорит, что такие лагеря работают не на основании закона "Об оздоровлении и отдыхе детей", а руководствуются законом "О туризме". "Согласно закону "Об оздоровлении и отдыхе детей" у лагеря должна быть своя база. И большинство контроля касается базы, а не воспитательного компонента и программы. А лагеря, которые работают на основании закона "О туризме", покупают эти услуги у туристических объектов и фактически привозят только программный материал", - уточнила Горбынко.
Вместе с тем, государству стоило бы обращать больше внимания на организацию детского отдыха и оздоровления и подкреплять это финансами. Одна из основных причин этого – резкий рост количества детей-переселенцев, лишенных возможности отдохнуть.
"Бесплатное оздоровление необходимо предлагать детям, покинувшим зону АТО. К тому же, многие их них теперь нуждаются в психологической помощи. Кроме того, для того, чтобы у детей из разных регионов не было с раннего возраста враждебного отношения к друг к другу, необходимо в лагерях собирать детей из разных областей, чтобы они подружились", - говорит один из основателей "Артек-Карпаты".