"Беда Украины в том, что ею управляют люди, которым она не нужна". Когда Михаил Грушевский написал эти пророческие слова, ставшие лейтмотивом новейшей украинской истории, он, конечно же, не мог знать, что совсем скоро в гуманитаристике разовьется целое направление - постколониальные студии, представители которого разработают фундаментальные теории, способные не только объяснить причину такого печального положения вещей, но и предсказать тенденции его развития, а также - возможные последствия.
Валентин Гладких, кандидат философских наук,
политический аналитик, специально для РБК-Украина
"Беда Украины в том, что ею управляют люди, которым она не нужна". Когда Михаил Грушевский написал эти пророческие слова, ставшие лейтмотивом новейшей украинской истории, он, конечно же, не мог знать, что совсем скоро в гуманитаристике разовьется целое направление - постколониальные студии, представители которого разработают фундаментальные теории, способные не только объяснить причину такого печального положения вещей, но и предсказать тенденции его развития, а также - возможные последствия.
К несчастью, многие отечественные интеллектуалы мало того, что, в отличие от Михаила Грушевского, начисто лишены творческой интуиции, так еще и вопреки усилиям Оксаны Забужко, Соломии Павлычко, Николая Рябчука так и не взяли на себя труд ознакомиться хотя бы поверхностно с основопологающими тезисами вышеупомянутого направления гуманитаристики.
По меньшей мере странно, что в эпоху после Франца Фанона, Эдварда Саида, Гаятри Спивак принципы и подходы постколониальных исследований слишком мало используются украинцами для осознания нынешнего плачевного положения дел в молодом, независимом от здравого смысла государстве.
Если в культурной или языковой сфере отголоски принципов и подходов постколониальных исследований изредка и прорываются, то для анализа сферы социально-политических или политико-экономических отношений в Украине они практически не применяются. Именно поэтому от нашей рефлексии ускользает практически самоочевидный факт - так называемая украинская элита, является элитой постколониальной и образ ее как мышления, так и поведения определяется именно постколониальным характером.
В самом общем виде схему можно представить следующим образом.
Для представителей этой "элиты" государство Украина - это не более чем временно подконтрольная территория, ресурсы которой можно и нужно максимально использовать для собственного обогащения. Ключевыми в данном аспекте являются три понятия: временно; максимально использовать; личное обогащение.
Причем первичным и определяющим является слово "временно" потому как срок господства представителей колониальной элиты определяется не ими самостоятельно, а исключительно волей сюзерена. А поскольку предпочтения и симпатии сюзерена могут быть довольно изменчивыми, то нужно успеть выжать по-максимуму из своего временного господствующего положения. По этой же причине колониальная элита не связывает свое будущее, а тем более будущее своих детей с "временно" подконтрольными территориями.
Красноречивым показателем может служить величина вывозимого с Украины капитала по схеме: завод на металлолом, рабочих на колбасу, а деньги в оффшор.
Именно сюзерен, а не народ, является для колониальной элиты носителем суверенитета и власти. Народ же рассматривается исключительно как ресурс, который нужно максимально эксплуатировать в личных целях. Для господствующей колониальной элиты лояльность народа играет второстепенную и техническую роль - покорный и лояльный народ легче и приятней эксплуатировать.
Конечно, в зависимости от конкретно-исторических обстоятельств народу можно и нужно льстить. Можно даже записать в Конституцию слова о том, что только народ является источником и носителем власти. Это совершенно не меняет образ мышления и поведения колониальной элиты, "понимающей", что на самом деле источник ее легитимности и доминирования не в лояльности "собственного, единокровного" народа, а в поддержке и симпатиях сюзерена. Народ что? Ничто, быдло...если не слушается, то мы его веником. А с сюзереном нужно вести себя осторожно и подобострастно, того гляди рассердится и погонит в шею.
Колониальная элита, не осознающая себя самодостаточным субъектом, тем более не может осознать народ самодостаточным и равным себе субъектом. Весьма показательным в этом плане является "страх" таких "элит" перед "цветными революциями", которые всегда рассматриваются как "проделки враждебных сил, инспирированные врагами из-за границы". Весьма забавно в этом аспекте наблюдать за попытками уже новой власти интерпретировать любые проявления народного недовольства ее действиями как "план Путина".
Закономерно спросить: зачем власть своим как действием, так и бездействием способствует реализации "плана Путина"?
Именно такими категориями мыслит и по таким схемам действует украинская элита сотни лет. Как минимум, начиная с Богдана Хмельницкого, который без зазрений совести расплатился с союзниками украинскими женщинами и детьми - ясыром. По такой же схеме действовала и постсоветская элита уже независимой Украины, лавируя между разными сюзеренами с единственной целью - сохранить и усилить собственное господство над неожиданно доставшимся в наследство огрызком советской империи. Точно так же действовали деятели эпохи "преступного режима" Виктора Януковича - начхать на народ, Кремль нам поможет! О презрительном, цинично хамском отношении всевозможных януковичей, арбузовых, пшонок, клименков к гражданам Украины уже при их жизни ходили легенды.
К сожалению, нынешняя "проевропейская, реформаторская" власть в этом отношении ничем не отличается в лучшую сторону.
Президент склоняется в поклоне перед почетным караулом в Австралии, но демонстративно разговаривает "на ты" с гражданами во Львове. Премьер расшаркивается по европейским столицам, но принципиально продолжает использовать фрезеологизм "маленькие украинцы", позволяя себе хамское поведение привселюдно. Довольно быстро подхватили вирус "чувства собственного превосходства" и так называемые "новые лица", дорвавшиеся к власти на волне "революции достоинства". Про экономическое и социальное содержание "реформ", инициированных "демократическим" правительством и коалицией сказано и написано столько, что ни осталось ни малейшего сомнения в их антинародной сущности.
Две с половиной тысячи лет назад Аристотель справедливо отметил, что не имеет значения, кто находится при власти, значение имеет лишь то, в чьих интересах эта власть действует. К сожалению, судя по всему, нынешняя власть решила продолжить традицию "колониального" подхода к господству в Украине - действовать исключительно в своих собственных интересах, максимально учитывая интересы нынешних и потенциальных сюзеренов, абсолютно игнорируя интересы "маленьких украинцев".
Печально, но заявления и поведение Президента, премьер-министра, депутатов парламента, дают все основания утверждать, что эти люди готовы договариваться с кем угодно, лишь бы сохранить свое господствующее положение в Украине. Если завтра западным партнерам надоест поддерживать нынешний клептократический, плутократический "режим мародеров", его представители сделают не менее изящный геополитеческий финт, чем Виктор Федорович Янукович, и став на колени поползут просить прощения и помощи в Кремль.
Ибо сказано: "сердце твое будет там, где сокровища твои". Могут ли быть в Украине сердца тех, у кого фабрики в Липецке, счета в Швейцарии, виллы в Испании, недвижимость в Лондоне, дети в Оксфорде, шоппинг в Милане, любовницы в Париже, дивиденды в США, а медицинское обслуживание в Японии и Израиле? Вопрос риторический. Украина интересует таких людей исключительно как источник личного обогащения. Ни Клименко, ни Арбузов не льют слезы и не страдают от ностальгии по обворованной ими Украине.
Но беда даже не в том, что нынешняя постколониальная элита не способна решить сложнейшие проблемы, стоящие перед украинским обществом и государством. Проблема в том, что постколониальное украинское общество до сих пор не смогло сформировать другую элиту. И в условиях глобализации сделать это украинцам буде более чем проблематично.