Посол США в Украине Мари Йованович в интервью РБК-Украина рассказала о том, какими будут украинско-американские отношения в 2018 году.
В прошлом году отношения Украины и США не были однородными. С одной стороны Штаты утвердили долгожданное для нашей страны решение о предоставлении летального вооружения, с другой - миссия Международного валютного фонда так и не посетила Украину для пересмотра и продолжения программы макрофинансовой помощи.
США по-прежнему ожидают от украинских властей реформ и борьбы с коррупцией. О том, сможет ли Украина воспользоваться летальным вооружением на Донбассе, что думают в Администрации президента США о введении миротворцев, и нужно ли Верховной Раде принимать закон о реинтеграции территорий, о деле Саакашвили и о финансовой помощи в интервью РБК-Украина рассказала посол США в Украине Мари Йованович.
- В конце декабря Соединенные Штаты наконец приняли решение по поставкам летального вооружения в Украину. В частности, речь идет о противотанковых ракетных комплексах "Джавелины". Расскажите, когда могут начаться поставки, в каком объеме, и о каких суммах идет речь? В СМИ прозвучала информация, что мы не сможем применять это летальное оружие в зоне АТО. Соответствует ли это действительности? Или же мы сможем использовать это вооружение на свое усмотрение?
- Действительно в прошлом году Администрация (президента США, - ред.) приняла решение о предоставлении Украине дополнительных оборонных возможностей. Пока что подробностей, как это будет сделано, нет. У нас, как и в Украине, есть определенная процедура - для реализации этих решений мы должны проинформировать Конгресс о том, как это будет сделано. И только пройдя эту процедуру, приступить к реализации. Мы рады, что это решение принято. Это позволит Украине укрепить свою обороноспособность, что важно для защиты суверенитета и территориальной целостности вашей страны.
- И все же, уточните, соответствует ли действительности информация, что мы не сможем использовать это летальное вооружение в зоне АТО?
- Детали еще прорабатываются. И мы работаем не только в рамках нашего внутреннего процесса с Конгрессом, но и в ходе переговоров и координации с правительством Украины. Однако, еще раз подчеркну, что речь идет именно о оборонном вооружении.
- Ведутся ли переговоры по поставкам, возможно, других видов вооружений между Украиной и Соединенными Штатами?
- Мы пока не получали других официальных запросов от правительства Украины относительно этого.
- Россия негативно отреагировала на это решение Соединенных Штатов. Насколько мы понимаем, это решение снова должен утвердить Конгресс. Может ли что-то измениться? Сколько еще нужно времени, чтобы начались поставки?
- Если речь идет о помощи в усилении обороноспособности, то как и при любой другой помощи какой-либо стране, мы всегда должны проработать это дело и проинформировать Конгресс. Процедура информирования ветвей власти в Соединенных Штатах занимает некоторое время. Кроме того, потом нужно будет обработать все логистические вопросы, чтобы поставки были выполнены тщательно и хорошо. И это, прежде всего, в интересах Украины. Администрация (президента США, - ред.) приняла решение о предоставлении Украине дополнительных оборонных возможностей. Теперь об этом должен быть проинформирован Конгресс, но, напомню, что Конгресс уже в свое время принял закон, который предусматривает финансирование такой помощи, и мы знаем, что Конгресс в целом поддерживает этот вопрос, поэтому ждем продвижения вперед в этом вопросе.
- Это будут поставки от правительства или Украина будет заключать контракты с отдельными производителями вооружения?
- Сейчас мы говорим об оборонной помощи, которая предоставляется Украине от правительства Соединенных Штатов. Коммерческие контракты и коммерческие продажи - это совсем другой вопрос.
- То есть мы получим это летальное вооружение абсолютно бесплатно?
- Да.
- Кроме противотанковых ракетных комплексов "Джавелины", какое еще летальное вооружение мы должны получить?
- Подождем, пока этот вопрос будет проработан. Тогда можно будет рассказать больше подробностей.
- Не считаете ли вы, что после таких поставок летального вооружения в Украину у США ухудшатся отношения с Россией?
- Тут я вспомню слова министра обороны США Джеймса Меттиса, которые он произнес во время своего визита в Украину: "Оборонные вооружения не являются провокационными вопросом, если только вы не агрессор".
Мари Йованович: "Конгресс в целом поддерживает вопрос предоставления Украине летального вооружения" (Виталий Носач, РБК-Украина).
- Чего вы ожидаете от переговоров о введении миротворческого контингента на территорию оккупированного Россией Донбасса? Появилась информация, будто бы эти переговоры сорваны. Соответствует ли это действительности?
- Мы знаем, что специальный представитель Госдепартамента США по делам Украины Курт Волкер и советник по вопросам внешней политики президента России Владислав Сурков согласились встретиться в конце января. И это -позитивный сигнал. Почему этот процесс происходит и в дальнейшем? Мы исходим из необходимости восстановить суверенитет и территориальную целостность Украины, и необходимости остановить насилие. Мне, пожалуй, не нужно вам напоминать, что 2017 год был напряженным годом в плане насилия, интенсивности боевых действий и по количеству разрушений и жертв как среди военных, так и гражданского населения. Поэтому, прежде всего, приоритетом номер один является прекращение военных действий. Следующее - должно быть отведено тяжелое вооружение с обеих сторон. И мы считаем, что лучшим способом поддержания мира было бы размещение миротворческого контингента. Этот вопрос мы продолжаем обсуждать.
- То есть, вы не подтверждаете, что переговоры провалились?
-Нет. Потому что Волкер с Сурковым собираются встретиться в конце месяца, так что переговоры будут продолжаться.
- Можно ли говорить, что переговоры зашли в тупик, ведь российская сторона настаивает лишь на одном условии - миротворцы должны защитить наблюдателей ОБСЕ и не иметь доступа ко всей территории зоны АТО и украино-российской границе?
- Несовпадение позиций является естественным в процессе переговоров. Если позиции совпадают - тогда нет смысла вести переговоры. Наша точка зрения, и ее поддерживает большинство международного сообщества, что миротворческий контингент должен действовать на всей территории, о которой идет речь, вплоть до международно-признанной границы Украины с Россией. А ответственность миротворцев должна быть шире, а не только касаться защиты членов специальной мониторинговой миссии ОБСЕ. Потому что мы знаем, что масса украинских граждан там находятся под угрозой, и их защита - это очень важная задача. И государственный секретарь Рекс Тиллерсон, и Курт Волкер неоднократно говорили, что эти переговоры как раз являются настоящей проверкой намерений России, действительно ли Россия хочет мира на Донбассе и найти решение этого конфликта. И это мы постараемся понять.
- Если Россия все-таки согласится на размещение миротворческой миссии ООН, могут ли в составе миротворческого контингента быть россияне?
- Мне кажется, что это трудно себе представить. Но опять же, по этому поводу ведутся переговоры, и там рассматриваются разные варианты. Хочу также добавить, что спецпредставитель Волкер провел несколько переговоров не только с Сурковым - он и осуществлял консультации как здесь, в Украине, встречался с президентом Порошенко, с министром иностранных дел (Павлом Климкиным, - ред.), депутатами Верховной Рады, так и с представителями международного сообщества и здесь, в Украине, и с партнерами в европейских столицах.
- Поскольку мы вспомнили про граждан Украины, которые подвергаются угрозе, со стороны США звучали заявления, что Украина должна возобновить социальные выплаты гражданам, которые находятся на оккупированных территориях, в полном объеме. Действительно ли это так?
- Да. Мы так считаем. Люди оказались по разные стороны линии соприкосновения из-за превратности судьбы. Представьте себе, есть люди которые находятся буквально рядом с линией с той или другой стороны. Почему люди на одной из сторон должны потерять пенсии, другие социальные выплаты? Ведь они являются такими же гражданами Украины, как и остальные. Если случаются какие-то случаи мошенничества, нецелевого использования этих денег, думаю, есть способы решить такие проблемы. Есть немалый международный опыт решения подобных вопросов. Кроме того, что такая социальная помощь важна для конкретных граждан и конкретных семей, можно посмотреть на это и с более широкой, национальной точки зрения. Ведь именно таким способом украинское правительство может продемонстрировать, что оно считает украинскими гражданами всех людей, в том числе и тех, которые по воле случая оказались не с той стороны контактной линии, и будет делать все, чтобы обеспечить их поддержку. И важно прямо сейчас продемонстрировать, что российская пропаганда по поводу того, что Украина не заботится о людях на востоке, это - неправда. И это важно в будущем для перспектив реинтеграции этих районов. Борьба за умы и сердца - это один из важнейших аспектов того, что происходит на востоке сейчас.
- В парламенте находится законопроект о реинтеграции Донбасса, который предлагает признать эти территории оккупированными, а также и то, что, в конце концов, за жизнеобеспечение этих территорий должен нести ответственность оккупант - Российская Федерация. Можно ли сделать вывод, что Соединенные Штаты против такого определения?
- Я еще не видела этого законопроекта. Я знаю, что есть проект, есть много поправок к нему, но каким будет его финальная формулировка, еще неизвестно. Конечно, это право Украины принимать закон о реинтеграции Донбасса, как своей части. Важно, чтобы этот закон оставлял открытым путь к имплементации Минских договоренностей, чтобы Украина поддерживала возможность использования всех путей для достижения мира. И опять-таки гуманитарный аспект, забота о конкретных людях, которые остались там жить, - это также очень важные вопросы в рамках принятия этого закона.
- То есть, по мнению Соединенных Штатов, Минские договоренности желательно было бы упомянуть в этом документе?
- Чтобы говорить что-то конкретное о тексте закона, надо этот текст прочитать. Но еще раз подчеркну - важно, чтобы Украина оставила открытыми все пути для достижения мирного решения конфликта. И когда мы ведем речь о реинтеграции, то, конечно, суверенитет и территориальная целостность - это важные вопросы, но не забывайте также о людях, их гуманитарных потребностях и социальной защите.
- Не помешает ли разрешению российско-украинского конфликта политико-дипломатическим путем то, что Рада одобрит этот проект, возможно, даже во вторник, 16 января? Тогда будет определено, что Россия - агрессор, оккупант.
- Это право Верховной Рады принимать законы, которые она считает нужным. Но еще раз повторю, что очень важно, чтобы этот процесс не подрывал усилия по достижению мира.
- Можно ли утверждать, что "нормандский формат" работает не так, как того хотелось бы, и не сможет обеспечить решение российско-украинского конфликта?
- США поддерживают Минские соглашения, усилия ОБСЕ и наших европейских партнеров по прекращению насилия и восстановления суверенитета и территориальной целостности Украины. Мы регулярно проводим консультации не только с Францией и Германией, но и с Великобританией, Канадой, Швецией и другими - относительно того, как остановить насилие, и относительно реалистичного пути к миру и восстановлению суверенитета. Но давайте четко зафиксируем: Россия вооружает анти-правительственные силы, учит их, руководит ими и принимает участие в боях вместе с ними. Россия должна использовать свое влияние на силы сепаратистов, которых она поддерживает в восточной Украине, чтобы остановить насилие и вернуться к поступательному движению по выполнению Минских договоренностей.
Мари Йованович: "Россия должна использовать свое влияние на силы сепаратистов" (Виталий Носач, РБК-Украина)
- Накануне нового года в Верховную Раду был внесен так называемый законопроект "Герасимова-Бурбака", который упрощает процедуру увольнения руководителей антикоррупционных ведомств. Соответствует ли действительности информация о том, что вы лично встречались с лидерами, в частности, "Народного фронта" для того, чтобы этот законопроект не был принят?
- Прежде всего стоит отметить, что мы ведем диалог и обсуждаем в том числе и различные законопроекты с практически всеми политическими силами в Украине. Как вы знаете, действующий закон о НАБУ предусматривает аудит, который должен быть осуществлен представителями парламента, президента и правительства. И мы считаем, что важно, чтобы были отобраны соответствующие люди на должности аудиторов. Это должны быть независимые профессиональные люди, которые заслуживают доверия. Важно, чтобы доверие было как от институтов, которым подчиняются эти структуры, так и от народа Украины. Чтобы, когда аудит будет проведен, когда будут опубликованы отчеты об аудите, эти рекомендации бы уважали как заинтересованные стороны в Украине, так и международное сообщество. И если в результате будут рекомендации провести конкретные изменения в этих структурах, то будет общее понимание, что эти рекомендации опираются на профессиональную оценку, а не на политическую прихоть.
- Как вы расцениваете увольнение с должности главы антикоррупционного комитета парламента Егора Соболева? Не вызывает ли это у вас определенных опасений, учитывая то, что этот комитет парламента должен отобрать аудиторов НАБУ?
- Мы считаем, что господин Соболев прекрасно справлялся со своей работой в качестве председателя антикоррупционного комитета Рады. И мы надеемся, что его преемник сможет выполнять свою работу так же хорошо. Потому что это очень важный комитет Рады. И мы ясно видим, что украинский народ считает борьбу с коррупцией очень важным вопросом.
- Как вы оцениваете уголовные дела, которые взаимно начали друг против друга руководители Генеральной прокуратуры и Национального антикоррупционного бюро? Видите ли вы риски в этом противостоянии силовых структур Украины?
- Между правоохранительными органами бывает случаются несогласия и споры по поводу, скажем, юрисдикции. Это неудивительно. Важно, чтобы такие разногласия в подходах прорабатывались коллегиально, профессионально и способствовали утверждению репутации Украины, как страны, которая серьезно относится к задаче борьбы с коррупцией. Это важно для международных партнеров Украины, но более ключевым является то, есть ли уверенность украинского народа в НАБУ, Генеральной прокуратуре и других правоохранительных органах. Ведь борьба с коррупцией - это то, за что люди боролись в ходе Революции достоинства. И, исходя из моего личного общения с людьми, и из данных социологических опросов, - это те вопросы, решения которых они до сих пор ждут.
- Не вызывают ли у вас опасений обвинения в адрес сотрудников НАБУ о том, что они занимаются провокацией взяток, что, согласно украинскому законодательству, является уголовным правонарушением?
- Это не та информация, которой я владею. Насколько я могу судить, НАБУ действует в соответствии с украинским законодательством. Конечно, все украинские правоохранительные органы, включая НАБУ, должны придерживаться украинского законодательства.
- Недавно вы утверждали, что одна из главных проблем Украины - это то, что до сих пор не преодолена коррупция. Международные партнеры неоднократно настаивали на том, что нужно создать Антикоррупционный суд. Соответствующий законопроект президент наконец внес в парламент в конце декабря. Ряд депутатов, антикоррупционных организаций уже выразили свои замечания и даже требовали, чтобы президент его отозвал и внес ряд правок. Есть ли у вас какие-то замечания к этому законопроекту, ознакомлены ли вы с ним?
- Мы считаем, что это очень позитивный шаг, что президент Порошенко внес в Верховную Раду проект закона. Это шаг вперед, если исходить из всех тех причин, о которых мы только что говорили. Важно, чтобы этот закон соответствовал рекомендациям Венецианской комиссии и условиям, записанным в Меморандуме сотрудничества с МВФ. Следовательно, определенную работу еще предстоит проделать, но мы надеемся, что она может быть завершена в ближайшем будущем. Мы верим, что создание независимого антикоррупционного суда в Украине - это один из ключевых приоритетов.
- Не является ли угрозой то, что в предметную подследственность этого суда предлагается не вносить дела в отношении электронного декларирования топ-чиновников?
- Мне об этом неизвестно. Насколько я понимаю, рекомендации Венецианской комиссии заключаются в том, чтобы в подсудность Антикоррупционного суда подпадали те дела, которые ведут НАБУ и САП.
- Еще один вопрос относительно этого законопроекта касается отбора судей, которые будут, наконец, работать в Антикоррупционном суде. Достаточно влиятельные члены президентской фракции говорят о том, что, если мнение иностранцев во время отбора судей будет решающим, то возникнут проблемы с его принятием. Так что, по вашему мнению, должны ли международные антикоррупционные организации участвовать в отборе судей Антикоррупционного суда?
- По этому поводу есть четкие рекомендации Венецианской комиссии.
- Тогда представители международных антикоррупционных организаций должны нести рекомендательную функцию или быть членами комиссии по отбору таких судей?
- Я еще раз буду ссылаться на рекомендации Венецианской комиссии. Именно их нужно соблюдать, потому что они выработаны международными специалистами, которые очень тщательно проработали эти вопросы.
Мари Йованович: "Создание независимого антикоррупционного суда в Украине - это один из ключевых приоритетов" (Виталий Носач, РБК-Украина).
- Хотелось бы понять позицию Соединенных Штатов и в деле в отношении Михаила Саакашвили. Протесты под парламентом продолжаются, он является уголовным подозреваемым. Как вы относитесь к этому делу? По вашему мнению, это действительно политическое преследование, как утверждает сам Саакашвили? Или это объективный вопрос?
- Это очень сложный вопрос. Конечно, важно, чтобы в Украине были услышаны все голоса, чтобы люди могли иметь возможность заявлять о своих взглядах, проводить демонстрации, если они так хотят. Но это должно делаться мирно. Конечно, здесь есть политические аспекты. Возможно, есть какие-то другие аспекты, и по мере развития событий, видимо, это прояснится. Что важно для правительства Украины - это то, чтобы все шаги в этих делах отвечали духу и букве закона.
- После того, как Михаила Саакашвили лишили гражданства, в сентябре он смог, нарушая украинские законы, все-таки попасть в Украину. С того момента и до сегодняшнего дня встречались ли вы с господином Саакашвили? Обращался ли он к вам с просьбой о какой-то поддержке?
- Мы проводим разнообразные встречи здесь, в Украине. С господином Саакашвили после его возвращения в сентябре я не встречалась. Еще раз повторю, что очень важно, чтобы все, кто живет в Украине, придерживались украинского законодательства. Дух и букву закона должна соблюдать и украинская власть, и пытаться при этом быть объективной, сохранять баланс и стремиться, чтобы ее действия воспринимались как беспристрастные.
- Европейский Союз не выделит Украине очередной транш помощи в 600 миллионов евро. Сейчас, стало понятно, что поставлена пауза в переговорах о предоставлении дальнейшей поддержки Украины от Международного валютного фонда. В частности, из-за того, что Украина не выполняет часть обязательств перед МВФ, которые закреплены в Меморандуме, в частности, касающиеся повышения цены на газ для населения. По вашему мнению, имеют ли эти переговоры шансы на восстановление, и сдвинется ли с места этот процесс?
- Здесь, возможно, об этом лучше спрашивать правительство Украины и, собственно, представителей Международного валютного фонда. Что я могу сказать, мы, со своей стороны, конечно, надеемся, что Украина будет двигаться вперед в выполнении тех условий, которые прописаны в согласованном Меморандуме с Международным валютным фондом как относительно Антикоррупционного суда, так и цен на газ, и законодательства по приватизации.
Я думаю, важно помнить, что два миллиарда долларов - это серьезная сумма кредитования, потому что она помогает сбалансировать бюджет Украины. Но посмотрим на более широкую картину. Те реформы, которые Украина согласилась проводить по этой программе, это - реформы, которые нужны самой Украине. Они нужны для того, чтобы развивать ее экономику. И это в интересах самой Украины. Если будет принят закон о приватизации, то это откроет целый ряд возможностей для роста экономики. И важно, чтобы эти реформы были завершены как можно быстрее.
- Ведутся ли сейчас переговоры о выходе на украинский рынок американских компаний, в частности, в энергетическую сферу? Было много разговоров, что американские компании заинтересованы инвестировать в атомную энергетику и нефтегазовую отрасль в Украине.
- Интерес со стороны американских компаний вести бизнес в Украине достаточно большой. И это особенно справедливо в отношении энергетического сектора, который вы отметили. Так, вы упомянули сферы наибольшей заинтересованности - это атомная энергетика, газодобыча, конечно также нефть и альтернативные источники энергии. Есть достаточно большой интерес. Я надеюсь, что вскоре можно будет выйти с конкретными объявлениями. Ведь вы поймете, что мы не можем выйти с сообщением, пока оно не готово. И в контексте этого, важным является создание Антикоррупционного суда, чтобы иностранные инвесторы были уверены, что если возникнет какой-то бизнес-спор, они смогут положиться на суд, который его справедливо разрешит. Если, скажем, закон о приватизации будет принят, то это откроет огромные возможности не только для американских компаний, но, честно говоря, и для украинских компаний и компаний из других зарубежных стран. Украина имеет очень много возможностей. И мы надеемся, что 2018 год станет годом, когда некоторые из этих возможностей, которые будут использованы, смогут принести пользу украинскому народу, поднять украинскую экономику, и к тому же принести пользу американским компаниям и американской экономике также.
- Чего вы ожидаете от украинско-американских отношений в 2018 году?
- За последние четыре года США и Украина сотрудничали очень тесно, поскольку наши интересы совпадают во многих сферах. Мы отстаиваем суверенитет и территориальную целостность Украины и очень активно сотрудничаем со страной в сфере безопасности. Но не менее важно, что мы работаем вместе, чтобы Украина была крепкой изнутри. Только сильная Украина сможет противостоять внешней агрессии. Только сильная Украина сможет обеспечить благосостояние своего народа. А чтобы построить такую сильную Украину, руководство страны должно двигаться вперед в реформах и в борьбе с коррупцией - в том числе в судебной реформе и создании Антикоррупционного суда. Именно таким образом можно привлечь инвестиции и создать новые рабочие места. Это и есть путь Украины в будущее. Именно так можно помочь социально незащищенным. В начале этого, нового года, США выражают надежду на продолжение взаимодействия и сотрудничества в совместной работе для достижения этих целей.