О последствиях запрета денежных переводов между РФ и Украиной
Осуществление денежных переводов между Россией и Украиной в ближайшее время будет еще более осложнено. Как известно, в прошлом году Нацбанком Украины были введены санкции в отношении платежных организаций российских платежных систем: "Колибри", "Золотая корона", "Юнистрим", Anelik, Blizko и др. Санкции введены на один год, согласно решению Совета национальной безопасности и обороны Украины от 16.09.2016 г. Знали бы инициаторы, как их непродуманная инициатива очень скоро аукнется госбюджету Украины и бюджетам украинцев, зарабатывающим в РФ…
Пока все не так плохо. Ведь меры украинского регулятора вовсе не означают невозможности осуществления денежных переводов между Украиной и Россией в каком-либо направлении. На сегодняшний день для этих целей можно воспользоваться услугами любой международной платежной системы, которая не подпала под указанные санкции.
В такой ситуации интересы российских платежных систем, безусловно, оказались ущемленными на рынке денежных переводов между Украиной и Россией. Рынок теперь, по сути, переходит под контроль иностранных платежных систем, таких как Western Union и MoneyGram. Однако очень скоро возможность осуществления денежных переводов с их помощью тоже может оказаться недоступной.
На этой неделе государственная дума РФ приняла закон "О внесении изменений в федеральный закон "О национальной платежной системе", который можно рассматривать как ответную меру на вышеуказанный запрет Нацбанка Украины.
Данным законом предусматривается, что в случае введения иностранным государством ограничений на использование на территории этого государства платежных услуг, оказываемых оператором платежных систем, подконтрольных российским юридическим лицам, с территории РФ не подлежат осуществлению трансграничные переводы денежных средств без открытия банковского счета (включая переводы электронных денежных средств) физическим лицам, если получение денежных средств на территории такого иностранного государства может производиться с использованием иностранных платежных систем, операторы которых прямо или косвенно не находятся под контролем российских юридических лиц.
Хотя теоретически данная защитная мера может применяться к любой стране, решившей ограничить деятельность российских платежных систем: направлена она именно против Украины, ибо распространяется на ограничения, введенные до дня вступления в силу указанного закона. Как отмечается в пояснительной записке к данному документу, установление запрета НБУ привело к ограничению конкуренции на российском рынке платежных услуг, осуществляемых в виде трансграничных переводов без открытия счета, в пользу иностранных платежных систем. А за нарушение указанных в законе ограничений лицами, осуществившими трансграничные переводы, предлагается взыскивать штраф в размере произведенных платежей.
По сути, указанный закон предусматривает запрет отправки денег из России в Украину без открытия банковского счета через иностранные системы денежных переводов. Несложно предположить, что данное ограничение наиболее болезненно будет воспринято, прежде всего, гражданами Украины, работающими в России и регулярно пересылающими деньги своим семьям в Украину. Санкции Нацбанка Украины и без того усложнили и повысили стоимость их денежных переводов, ведь у российских платежных систем комиссия несколько ниже. Какой-либо компенсации ухода с рынка денежных переводов российских платежных систем украинским регулятором предусмотрено не было. Теперь же от российских контрмер они могут пострадать еще больше.
Вступление в силу указанного закона, которое должно состояться по истечении 30 дней после даты его официального опубликования, может привести к существенному сокращению легального перевода денег украинскими гражданами из России в Украину, которые для этих целей пользовались услугами систем Western Union и MoneyGram. По самым скромным подсчетам, только в прошлом году объемы таких переводов в Украину составили 1 млрд долларов, что в условиях валютного дефицита в стране является неплохой поддержкой курса национальной валюты. Но разве думали об этом в НБУ, когда вводили санкции фактически против себя же.
Для многих украинских гастарбайтеров открытие текущего счета для перевода денег в Украину является проблематичным. Ведь необходимость открытия банковского счета будет, среди прочего, означать раскрытие информации о том, кто и в каком объеме переводит средства за пределы Российской Федерации, что для лиц, работающих нелегально, может быть неприемлемо.
В данной ситуации пострадают и украинские предприниматели, работающие с российскими контрагентами и пользующиеся системами денежных переводов. Можно также спрогнозировать, что подобные меры могут спровоцировать развитие теневого рынка услуг по осуществлению денежных переводов в Украину.
Увеличение потока наличной валюты через границу обрадует только таможенников, проводников поездов и водителей международных автобусов. Даже если в последующем будет открыт новый канал, позволяющий обеспечивать денежный трафик по коридору Россия-Украина-Россия в обход вышеуказанных ограничений, все равно произойдет существенное удорожание подобных транзитных услуг.
В любом случае, в наибольшей степени от таких ограничений пострадают именно потребители соответствующих услуг, а не их поставщики, а также платежный баланс страны в целом, для которого важен любой приток валюты из-за рубежа. Неужели вернемся во времена, когда "заробітчан", едущих домой с кэшем, снова будут грабить по обе стороны границы?
Вполне возможно, что сложившаяся ситуация в ближайшее время будет "смягчена" на законодательном уровне. Кроме того, можно предположить, что представители международных платежных систем, интересы которых также ущемлены с принятием вышеуказанного российского закона, поскольку они лишаются возможности осуществлять соответствующие денежные переводы, смогут "договориться" с российскими платежными системами о принятии переводов в пользу получателей на территории Украины.