Посадка до взлета: у российских авиакомпаний падает интерес к полетам в Крым

Российские авиакомпании снижают количество рейсов в оккупированный Крым Российские авиакомпании снижают количество рейсов в оккупированный Крым
Российские авиакомпании постепенно отказываются от полетов в Крым. Несмотря на действующий до недавнего времени запрет на рейсы в Турцию, а также на мораторий на полеты в Египет, россияне не проявили большого интереса к отдыху на оккупированном их страной полуострове. Вместе с тем, российские авиаперевозчики могут столкнуться с новыми сложностями при реализации билетов в Крым - Украина добивается исключения аэропорта Симферополя из глобальных системы продаж авиабилетов.

Российские авиакомпании постепенно отказываются от полетов в Крым. Несмотря на действующий до недавнего времени запрет на рейсы в Турцию, а также на мораторий на полеты в Египет, россияне не проявили большого интереса к отдыху на оккупированном их страной полуострове. Вместе с тем, российские авиаперевозчики могут столкнуться с новыми сложностями при реализации билетов в Крым - Украина добивается исключения аэропорта Симферополя из глобальных системы продаж авиабилетов.

Российские авиакомпании стали меньше летать в Крым. По данным авиационного ресурса flightmapsanalytics.com, в августе из аэропорта "Симферополь" будет выполнено 2497 регулярных пассажирских рейсов из России в Крым. Это почти на 16% меньше, чем в августе прошлого года.

Следует заметить, что российских авиаперевозчиков вообще не должно быть на оккупированной территории, поскольку Украина еще в марте 2014 года ввела мораторий на полеты в Крым, однако российские авиакомпании его игнорируют.


Лидером по нарушениям полетов в Крым остается "Аэрофлот". В этом месяце российский перевозчик намерен выполнить на полуостров 837 рейсов. В тройку российских авиакомпаний, осуществляющих полеты по запрещенному маршруту, также входят Ural Airlines и VIM Airlines. Они планируют совершить, соответственно, 357 (-20,8% к августу 2015 года) и 343 рейса (-5,8%).

Инфографика: статистика полетов российских авиакомпаний в оккупированный Крым

Сокращение количества полетов в Крым никак не связано с бюджетным финансированием российских авиакомпаний, говорит исполнительный директор отраслевого агентства "АвиаПорт" (Россия) Олег Пантелеев. По его словам, правительство России в этом году продолжило программу субсидирования авиакомпаний, выполняющих полеты в Крым из регионов. "Ее бюджет не был сокращен в этом году, поэтому этот фактор не повлиял на число полетов в Крым", - говорит он.

По данным российского Федерального агентства воздушного транспорта, программа субсидирования перевозок будет осуществляться с 1 июня по 30 ноября 2016 года. На ее реализацию в федеральном бюджете России предусмотрено 611,8 млн рублей.

Согласно авиаресурсу aviakassa.ru, сейчас самое доступное предложение для полета из Москвы в Симферополь стоит 14,38 тыс. рублей (5,59 тыс. гривен; в обе стороны 17-24 августа). Полет из Санкт-Петербурга обойдется в 31,86 тыс. рублей (12,39 тыс. гривен). Примечательно, но на рейсы в Симферополь из Москвы и Санкт-Петербурга дотации не выплачиваются. Они положены на рейсы из других 58 городов России. Размер субсидии на одного человека колеблется от 1,48 тыс. рублей (0,58 тыс. гривен) из Анапы до 10 тыс. рублей (3,89 тыс. гривен) из Магадана.

При этом тариф на эти билеты не должен превышать 1,85-12,5 тыс. рублей (0,72 - 4,9 тыс. гривен) соответственно (таксы и сборы оплачиваются отдельно). Сейчас самый доступный билет из Анапы в Симферополь и обратно стоит 12,07 тыс. рублей (около 5 тыс. гривен; 16-23 августа), из Магадана - 71,01 тыс. рублей (27,7 тыс. гривен, с пересадкой в Москве). Российские чиновники заверяют, что авиакомпании смогут реализовать по специальному тарифу до 187 тысяч билетов. Таким образом, исходя из уже имеющегося пассажиропотока в Симферополь, дотационными билетами может воспользоваться около 10% пассажиров.

Впрочем, не все российские авиакомпания "горят желанием" летать в Крым. Эксперт авиарынка Андрея Ярмак называет среди таковых российский лоукостер "Победа". "Дабы не повторить судьбу своего предшественника "Добролета", которая попала под санкции из-за полетев в Крым и у которого появились проблемы с лизингодателями самолетов, "Победа" не стремится летать на полуостров", - говорит он.

Напомним, в июле 2014 года ЕС ввел санкции в отношении российской авиакомпании  "Добролет" из-за того, что перевозчик нарушал запрет на полеты на оккупированную территорию. Но больше ни одна российская авиакомпания, летающая в Крым, под европейские санкции не попала.

Альтернатива Крыму

Причиной сокращения рейсов российских авиакомпаний в Симферополь стало возобновление авиасообщения между Россией и Турцией, считают эксперты.

"В начале лета из-за закрытия для россиян Турции и Египта в Крым стало гораздо больше летать пассажиров. С открытием Турции поток туристов в Крым резко снизился, потому авиакомпании и сокращают в конце сезона 15% рейсов", - говорит исполнительный директор авиакомпании "Аэроджет" Анатолий Мазуренко.

То, что в этом году у россиян снизился интерес к отдыху в Крыму, подтверждает и Олег Пантелеев. "Среди российских туристов перестала расти популярность отдыха в Крыму. Россияне, привыкшие к уровню сервиса в той же Турции, не удовлетворены качеством отдыха в частном секторе Крыма, а приличных отелей явно недостаточно", - говорит он.

Вместе с тем, эксперт по транспорту Офиса эффективного регулирования BRDO Сергей Хижняк объясняет разницу между сокращением роста числа рейсов и ростом пассажиропотока тем, что российские авиаперевозчики начали использовать более вместительные самолеты. "Обычно большее количество пассажиров меньшим количеством рейсов можно перевезти, если использовать более вместительные самолеты. Например, одна дальнемагистральная машина перевозит столько же пассажиров, как и два-три среднемагистральных или региональных самолета", - говорит он.

В целом же, по мнению Олега Пантелеева, снижение темпов роста пассажиропотока обусловлено несколькими причинами. "Во-первых, ранее одним из ведущих игроков на рынке полетов в Симферополь была авиакомпания "Трансаэро", которая в прошлом году ушла с рынка", - отмечает эксперт. Во-вторых, аэропорт работает за пределами пропускной способности.

"Перевозчики не могут ни увеличить число рейсов, ни поставить более вместительные воздушные суда, поскольку "Симферополь" работает на пределе своей пропускной способности. Если даже поставить более вместительный самолет на рейс, то быстро обслужить пассажиров все равно не удастся: не хватает стоек регистрации, оборудования для проведения предполетного досмотра. И разместить дополнительное оборудование негде – нет свободных площадей", - объясняет он.

Долгосрочные последствия

Украина не оставляет попыток наказать российские авиакомпании за полеты в аннексированный Крым. Госавиаслужба методично выписывает им штрафы за запрещенные рейсы в Крым. Помимо штрафов используется еще один механизм - в прошлом году Украина запретила российским авиакомпаниям, летающим в Крым, летать в другие аэропорты нашей страны. Однако и это не отпугнуло Россию от выполнения рейсов на полуостров.

"Проблема в том, что у Украины нет опыта привлечения авиакомпаний на подобные нарушения на международном уровне. Но украинские чиновники может непублично, но продолжают оказывать давление на российские авиакомпании", - объяснил РБК-Украина партнер юрфирмы "Анте" Андрей Гук, который специализируется на авиационном праве.

Эксперт отмечает, что, к примеру, взыскание штрафов с "Аэрофлота" и, как следствие, возможность потерять средства в украинских банках, привело к тому, что этим летом авиакомпания прекратила продавать билеты на свои рейсы через украинские билетные агентства. "Несмотря на прекращение полетов между Украиной и Россией многие украинцы летали через Москву рейсами этого перевозчика", - объясняет он.

Помимо того, по словам Андрея Гука, Мининфраструктуры, Госавиаслужба и Министерство иностранных дел инициируют перед международными организациями гражданской авиации и воздушного транспорта ИАТА и ИКАО вопрос исключения кода аэропорта "Симферополь" из системы продажи.

"Отмена кодов ИАТА и ИКАО для аэропорта "Симферополь" приведет к тому, что в большинстве международных систем бронирования билетов нельзя будет купить билет в этот аэропорт. Это само по себе достаточное наказание для российских авиакомпаний, поскольку им будет сложнее продавать эти билеты", - говорит он.

По словам Андрея Гука, в России действует своя система кодирования аэропортов, которая состоит из трех кириллических букв. "Такую кодировку использует сравнительно мало популярная российская система бронирования "Сирена". Поэтому билеты в "Симферополь" можно будет продавать только или в обычных авиакассах в России или в агентствах, которые имеют доступ к "Сирене". Но последних довольно таки мало в мире", - отмечает он.

В целом, из-за введения санкций Украины против России украинская авиация пострадала больше всех транспортных отраслей. "Украина и Россия запретили друг другу в авиации все, вплоть до транзита над собственными территориями. Но при этом другие транспортные отрасли, в частности, автомобильная и железнодорожная, выполняют транзитные обязательства с Россией в тех или иных масштабах", - заключает эксперт авиарынка Андрей Ярмак.

On Top