Миграционный кризис, вызванный войной на Ближнем Востоке, фактически, заставил сомневаться в политической и экономической стабильности Евросоюза. По сути, европейские чиновники должны сделать выбор: или провести структурные реформы, или признать несостоятельность европейского объединения. Проблема обостряется еще и тем, что ЕС рискует потерять своих участников - уже летом союз может покинуть Великобритания. Стоит ли ожидать "заката Европы" - разбиралось РБК-Украина.
Миграционный кризис, вызванный войной на Ближнем Востоке, фактически, заставил сомневаться в политической и экономической стабильности Евросоюза. По сути, европейские чиновники должны сделать выбор: или провести структурные реформы, или признать несостоятельность европейского объединения. Проблема обостряется еще и тем, что ЕС рискует потерять своих участников - уже летом союз может покинуть Великобритания. Стоит ли ожидать "заката Европы" - разбиралось РБК-Украина.
Дискуссии по поводу реформ в ЕС особенно усилились после того, как Великобритания подняла вопрос о возможном выходе страны из Евросоюза. Искать на него ответ британцы намерены на референдуме, который пройдет уже в июне этого года.
Это дало основание многим евроскептикам анонсировать "начало конца" Евросоюза, а также создало почву для прогнозов о неизбежности его развала с потерей такого члена ЕС как Великобритания.
Однако со временем стало понятно, что британцы просто используют тему референдума в качестве определенной политической спекуляции. Ведь это дает возможность Великобритании добиваться от официального Брюсселя реформ, необходимость проведения которых в ЕС назрела давно.
Лондонский "трюк" сработал, и уже 19 февраля на саммите ЕС, британские и европейские политики согласовали компромиссный пакет реформ. Их реализация, по идее, должна удержать Великобританию от выхода из содружества европейских государств.
При этом, официальный Лондон добился значительных уступок, хотя федеральный канцлер Германии Ангела Меркель назвала их "незначительными". "Думаю, что мы не слишком много пошли на уступки Великобритании", - заявила на саммите канцлер ФРГ.
Впрочем, несмотря на немецкий скепсис, британцам, по сути, удалось добиться особого статуса для свой страны в ЕС. О чем подданным королевства поспешил тогда же сообщить премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон в своем микроблоге Twitter: "Во время переговоров я добился договоренности, которая даст Соединенному Королевству особый статус".
В частности, Великобритания будет освобождена от выплаты социальных пособий трудовым мигрантам из других европейских государств с 2017 по 2023 год. Кроме того, Лондон заручился гарантией о приостановке дальнейшей политической и финансовой интеграции своей страны в ЕС, а также добился самостоятельность в принятии решений в сфере национальной безопасности.
Впрочем, по большому счету, британцы всегда и так были в ЕС "на особом положении": на страну не распространяется действие Шенгена, используется английский фунт, а не евро, а также страна не выполняет целый ряд других норм, обязательных для остальных участников ЕС.
Вместе с тем, сложившаяся "британская ситуация" вовсе не означает, что референдума о выходе из ЕС в Великобритании не будет - дату его проведения - 23 июня - официальный Лондон так и не отменял. Но, при этом, очередная волна европейских реформ после подписания соответствующего соглашения между Брюсселем и Лондоном неизбежны.
По мнению аналитиков, именно четкая определенность в реформаторских планах, как и необходимость сплочённости ведущих государств в условиях обострения не только внутренних, но и внешних вызовов заставили Дэвида Кэмерона изменить свою позицию.
По мнению старшего научного сотрудника Института всемирной истории НАН Украины Максима Яли, не последнюю роль в этом сыграли такие факторы, как наличие военного конфликта в Украине и возможная угроза военной агрессии в адрес отдельных стран-участниц ЕС и НАТО (в первую очередь - прибалтийских стран), наплыв мигрантов из Сирии.
"Сразу же после достижения договорённости, Кэмерон официально заявил, что будет агитировать британцев за сохранение страны в составе Евросоюза. Он также отметил, что возможный выход Великобритании из ЕС по итогам предстоящего этим летом референдума не станет решением проблемы миграции для страны, - пояснил Яли РБК-Украина. - Сейчас мы увидим активную информационную кампанию по агитации за невыход из состава ЕС. В частности, уже в апреле, возможно, состоится визит американского президента Барака Обамы в Великобританию с целью поддержки именно этой идеи".
Важно понимать, что постоянное реформирование структуры ЕС не является чем-то экстраординарным для европейцев. Традиционно вопрос модернизации европейского содружества становится актуальным после очередного тупикового или напряжённого момента во внутренней политике ЕС.
Например, когда в 2005 году отдельные европейские государства заблокировали принятие общей для всего союза конституции (британцы, кстати, и тогда собирались провести референдум по этому вопросу) вместо неё был принят компромиссный Лиссабонский договор о будущей структуре евросодружества.
Сейчас же пойти на подобный шаг и анонсировать референдум о выходе из ЕС Великобританию вынудили беспрецедентный миграционный кризис, вызванный войной на Ближнем Востоке, негибкая система европейских соцстандартов, а также экономические проблемы в сфере конкуренции.
Впрочем, некоторые эксперты, считают, что Евросоюз опоздал с проведением реформ. В частности, по мнению политолога Кирилла Молчанова, фатальным для ЕС было расширение в 2004 году. Тогда членами евросодружества стало около 10 страны Восточной Европы. "Во-первых, это окончательно разбалансировало систему принятия консенсусных решений. Во-вторых, экономически страны настолько разношёрстные, что, по сути, старая Европа содержит новую", - отметил эксперт.
Молчанов также считает, что у стран-участниц до сих пор нет единого мнения по поводу выхода из обострившегося миграционного кризиса. "Поэтому, скорее всего, в ближайшее десятилетие ЕС в нынешнем виде прекратит своё существование и ужмётся, как шагреневая кожа, до размеров старой Европы", - подчеркнул он РБК-Украина.
Следует отметить, что время от времени в странах ЕС звучат призывы от различных политических сил, как правило от евроскептиков, о выходе конкретной страны из ЕС или о пересмотре ряда соглашений с Брюсселем.
Так, например, в Финляндии в конце прошлого года неоднократно раздавались возгласы о необходимости вынести на референдум вопросы о выходе страны из ЕС и возврате финской марки. Однако до конкретных шагов дело не дошло. Во многом потому, что, несмотря на многочисленные проблемы и недостатки ЕС, всё же его члены видят в нём больше позитивных моментов, связанных и безопасностью, и с экономикой. Хотя государства - участники признают необходимость реформирования союза. Вопросы модернизации касаются и ключевых внешнеполитических вопросов.
Как отмечает президент неправительственного аналитического центра Полесский фонд международных и региональных исследований Геннадий Максак: "Сейчас пересматривается внешняя политика и политика безопасности ЕС, что связано непосредственно с кризисами, возникающими по периметру границ. Новая глобальная стратегия ЕС должна быть представлена уже в июне 2016 года шефом европейской дипломатии Могерини. Эта стратегия будет значительно отличаться от декларативной стратегии безопасности ЕС, разработанной Хавьером Соланой ещё в 2003 году", - уверен эксперт.
Максак уверен, что новый документ будет построен с учётом новых угроз в регионе. "Хотя агрессивная политика России не будет прямо прописана как угроза. ЕС будет вынужден также трансформировать свою политику соседства, учитывая низкую результативность предыдущей политики. Будет делаться акцент на привнесение стабильности и экономического развития в регионах на юг и на восток от своих границ. На долгосрочном горизонте с определённой долей вероятности можно говорить о возможности формирования Оборонного Союза в ЕС, возможности которого не будут связаны напрямую с НАТО", - объяснил Геннадий Максак.
Во многом из-за ситуации в Крыму и Донбассе и действий России европейцы начали задумываться о политике безопасности у себя. Это заставило их серьёзно пересмотреть свои отношения с россиянами и украинцами во многих сферах.
Украинский фактор, является сейчас важным аспектом в стратегическом и тактическом планировании в ЕС. Однако, несмотря на то, что учредительные документы ЕС устанавливают политику открытых дверей для потенциальных новых членов в союз, тем не менее, среди европейцев нет единой точки зрения по украинскому вопросу.
Одни страны, такие как Литва, Польша, Швеция открыто поддерживает Украину, другие же, например, Кипр, Словакия, Чехия и Венгрия хоть и постоянно высказываются о своей поддержке украинцам, всё же пытаются сохранить хорошие отношения и с Россией.
Эти противоречия особенно актуальны накануне референдума в Нидерландах, который назначен 6 апреля и будет касаться вопроса ратификации Соглашения об ассоциации Украины с ЕС. Это событие станет своего рода тестом, экзаменом для европейцев в своём отношении к Украине.