Помощь стране или реклама. Как Parimatch помогает Украине во время войны
С началом полномасштабной войны в Украине волонтерство стало неотъемлемой частью жизни многих украинцев. Видимо, все уже видели компании, которые 20% с каждой проданной единицы товара передают на ВСУ или в благотворительный фонд, занимающийся гуманитарной помощью пострадавшим. С одной стороны, это значительная поддержка страны и помощь войскам приблизить победу в этой необоснованной, несправедливой и чрезвычайно агрессивной войне. С другой стороны, для некоторых представителей украинского бизнеса война стала еще одним поводом привлечь новых клиентов и повысить рейтинг среди широкой аудитории.
Уйти нельзя остаться
Одной из первых компаний, которые в публичном пространстве отреагировали на нападение РФ на Украину была букмекерская компания Parimatch. В частности, они заявили о выходе из российского рынка. Однако несмотря на такие громкие заявления и проукраинскую позицию, которую декларировало руководство компании, их выход с рынков страны-агрессора вызвал много вопрос.
Не так давно компания объявила еще о выходе с белорусского рынка и передаче бизнеса их местной команде, но процесс растянут во времени. То есть еще какое-то время Беларусь, с территории которой бомбят украинские города, сможет получать немалый доход от бизнеса.
В целом трудно судить, насколько выход бизнеса из двух стран-агрессоров является правдивым. Учитывая, что компания все еще ведет торги за рекламу как в Беларуси, так и в России. И даже если предположить, что это местные команды ведут такую работу, почему у них все еще остается право использовать бренд Parimatch и пятнать репутацию украинской компании?
Как бы то ни было, на фоне сотрудничества с Россией, компания заявляет о том, что активно помогает украинской армии. В прошлом месяце в Parimatch публично отчитались о том, что за 4 месяца войны они помогли стране на 180 млн гривен. Основная часть из тех средств пошла на закрытие нужд армии.
Как IТ-компании помогают Украине
Согласно заявлениям Parimatch, на закупку защитного оборудования для военных дронов, автомобилей, оптики и средств связи, а также в качестве переводов в различные фонды, компания потратила 180 млн гривен (около 6 млн долларов). Как известно, в 2020 году Forbes оценила прибыль компании в 400 млн долларов. То есть 6 миллионов, которые компания потратила на помощь, составляет примерно 1,5% прибыли компании.
Для сравнения, SnapChat в марте пожертвовали 15 млн долларов на гуманитарные нужды беженцев. Metinvest Digital выделил 150 миллионов гривен на помощь Украине в феврале, в марте 2022 Epam выделил 100 млн долларов в помощь своим сотрудникам в придачу к ранее выделенным 64 млн гривен. CEO Rakuten (Viber) пожертвовал Украине 8,7 млн долларов. Даже украинский онлайн-ресурс об IT, сайт Dou.ua за сутки смог собрать 30 млн гривен на закупку беспилотника для украинских бойцов.
В то же время лишь на рекламу в 2021 году Parimatch потратила около 138 млн гривен. А логотип компании на футболке клуба "Манчестер Сити" стоит 17 млн долларов, то есть 467 млн гривен. Примерно такую же сумму Parimatch в марте 2021 года уплатили за игорную лицензию в Украине.
Кто на самом деле помогает
Большинство донатів, о которых говорят в компании, идут от имени фонда. С началом полномасштабной агрессии Parimatch Foundation сместила фокус на помощь жертвам войны. В результате они запустили благотворительный сбор средств. Понятно, что компания, скорее всего, к сбору средств собственным вкладом. Однако сколько из них пришли от самой компании, а сколько было собрано при ее участии?
Для примера в статье о передаче авто скорой помощи Николаевcкой области указано, что фонд работал вместе с партнерами. Также там есть информация о том, что будет проводиться сбор средств на сумму €1 млн для поддержки местных больниц. А в июле 2022 года компания вспоминает о 63 млн гривен от клиентов компании.
Конечно, Parimatch стоит поблагодарить за то, что они помогают и организовывают благотворительные сборы. Однако стоит честно говорить, сколько средств из заявленных было собрано с помощью других людей, а сколько на самом деле на помощь передала сама компания.
Дополнительная реклама
Не менее примечательным можно считать сбор средств во время трансляции на FootballHub. Сбор проводил Сергей Притула совместно с Parimatch. В результате благодаря узнаваемости Притулы было собрано 2,2 млн гривен на планшеты для ВСУ. Еще 4,5 млн гривен решили добавить от компании Parimatch, чтобы увеличить количество планшетов с 500 до 1500. И все бы ничего, но в комментариях к трансляции Parimatch добавил не только ссылку на сбор средств, но и ссылку на регистрацию на своей платформе, использовав таким образом событие как рекламу.
Parimatch для привлечения новых клиентов активно использует интернет-рекламу. Стоимость одного нового клиента в такой рекламе для украинского рынка варьируется от 7 долларов до $ 45. Сколько Parimatch получил клиентов и сэкономил на рекламе — неизвестно.
Обновлено. По данным РБК-Украина, на Facebook-странице PMHub — ивент-локации компании в Киеве — якобы рекламировался закрытый семинар, на котором обещали научить получать десятки тысяч новых клиентских регистраций во время сбора донатов для ВСУ. Однако, данная информация не подтвердилась и не соответствует действительности.
Понятно, что украинскому бизнесу необходимо получать прибыль во время войны для поддержки экономики страны и рабочих мест. Но этично ли это делать ценой тех украинцев, которые страдают от военных действий?