Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект, которым планируется расширить полномочия Совета национальной безопасности и обороны. Депутатов не остановил вывод парламентских юристов, которые рассмотрели в документе не только дублирование некоторых положений, но и угрозу «тотального контроля за деятельностью органов исполнительной власти со стороны СНБО». Пользоваться этим законом будет не только президент, но и пока еще не назначенный секретарь Совбеза. То есть, Александр Турчинов.
Валерий Калныш, для РБК-Украина
Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект, которым планируется расширить полномочия Совета национальной безопасности и обороны. Депутатов не остановил вывод парламентских юристов, которые рассмотрели в документе не только дублирование некоторых положений, но и угрозу «тотального контроля за деятельностью органов исполнительной власти со стороны СНБО». Пользоваться этим законом будет не только президент, но и пока еще не назначенный секретарь Совбеза. То есть, Александр Турчинов.
Тот, кто думает, что процесс формирования органов власти завершился с назначением Кабинета министров, ошибается. На этой неделе будет доработан, а на следующей - проголосован закон, которым вносятся изменения в другой нормативный акт - закон «О Совете национальной безопасности и обороны». В первом чтении депутаты одобрили его 11 декабря, но этот факт остался почти никем не замеченным, поскольку в этот же день парламент слушал премьер-министра Арсения Яценюка.
Премьер представлял программу действий правительства. Ее принятие означало, что Кабинет Яценюка получает иммунитет на отставку на один год. Впрочем, это было далеко не главным аспектом. У всех фракций были свои предложения, теперь уже не существенные.
Больше всего вопросов к программе были у фракции Блок Петра Порошенко (БПП), которые не увидели в ней задач и целей, которые ранее были оформлены в коалиционном соглашении. На то, чтобы, как впоследствии выразился лидер БПП Юрий Луценко, стороны «оказались в одной лодке», а «коалиционное соглашение стало неотъемлемой частью программы деятельности правительства» ушло много времени плюс почти целый день 11 декабря.
Говорят, доходило даже ультиматумов. «На закрытых переговорах Яценюк как-то пригрозил тем, что подаст в отставку, если Рада не примет программу деятельности правительства - рассказал высокопоставленный источник в одной из фракций большинства. - Правда, он преподал это заявление как шутку. Луценко в ответ сказал, что фракция может выдвинуть Найема (Мустафа Найем, заместитель главы фракции БПП) на его пост. И сказал он это вроде серьезно».
В этой суматохе и был принят законопроект №1343, который в Раде был зарегистрирован всего за день до этого, 10 декабря. Если коротко, то Совбез из координационного органа, члены которого вырабатывают предложения для главы государства в сфере национальной безопасности, превращается в структуру, которая в дополнение к этому будет контролировать и формировать повестку дня для других органов власти.
СНБО предложено наделить правом принимать решения относительно «невідкладних заходів із розв'язання кризових ситуацій, що загрожують національній безпеці України». Если раньше этот орган лишь совершал «текущий контроль деятельности органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны», то теперь он будет их еще и «координировать», то есть выдавать ЦУ и влиять на их ход и реализацию.
Кроме того, «координировать и контролировать» СНБО теперь будет не только названные сферы, но и «сферы противодействия коррупции, обеспечение общественной безопасности и борьбы с преступностью»
Но и это не все. Раньше этого пункта вообще не было в законе, а теперь он появился. Итак: «Решение Совета национальной безопасности и обороны, введенные в действие указами Президента Украины, являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти».
Немного о секретаре Совбеза. Его предлагается сделать более самостоятельным. Ему будет позволено самому подбирать себе заместителей (правда, одобряет их все равно глава государства), принимать участие в обсуждении кандидатур на посты, связанные с обороной или нацбезопасностью, вносить предложения по поводу соответствующих статей госбюджета, организовывать Ставку верховного главнокомандующего. Кстати, если сейчас, в случае досрочного сложения полномочий президентом предусматривается, что главой Совбеза становится премьер-министр, то поправки предусматривают, что этот пост займет секретарь СНБО.
Что примечательно. Ни в БПП, ни в «Народном фронте» не возникло серьезных разногласий по поводу этого документа - в первом чтении за него проголосовали 316 депутатов. Хотя, казалось бы, наделение органа, главой которого является президент функциями и полномочиями ущемляющими правительство, должно было вызвать как минимум недовольство, высказанное в дипломатической форме. Но и его не последовало. Депутат Дмитрий Тымчук («Народный Фронт") увидел в этом документе возможность для появления «реального координирующего органа, который очень нужен именно сейчас для защиты интересов национальной и безопасности, и обороны».
Пазл собирается, если знать кто будет новым секретарем Совбеза, и кто окажется в руководстве структуры которая, как выразился народный депутат Виктор Чумак (БПП) «наверное, является единственной конституционной площадкой, на которой... могут быть разработаны решения не только в (сфере - ред.) обороноспособности страны, но и всех органов исполнительной власти, всех государственных органов, институций».
Речь идет об Александре Турчинове - в недавнем прошлом и.о. Президента Украины и председателя Верховной Рады, а сейчас - лидера фракции «Народного фронта» в парламенте. О том, что именно он будет назначен на этот пост подтвердили три источника из БПП, НФ и Радикальной партии Ляшко (РПЛ).
«Тесно ему в Раде», сказал один из источников, подчеркнув при этом, что «дров за девять месяцев Турчинов наломал немало».
Этим, видимо и объясняется, спокойствие сторонников Арсения Яценюка, который и сам входит в состав Совбеза - Александр Турчинов «свой» и то, что он станет «правой» рукой Президента Порошенко в вопросах нацбезопасности и это в условиях необъявленной, но от этого не менее реальной войны с Россией, может быть воспринята премьером как важная тактическая победа. Конечно, при условии, если сам Александр Турчинов не захочет перестать быть «своим» и вести самостоятельную игру.
А ведь такое уже было. Вспомните. 2005 год. Сентябрь. Бывший глава секретариата Президента Александр Зинченко собирает пресс-конференцию, на которой заявляет, что тогдашний секретарь Совбеза оградил Президента Виктора Ющенко от действительности и пытается им манипулировать. Секретарем СНБО тогда был Петр Порошенко.
«Цель - монополия, перебирание властных полномочий в свои руки. Как говорится «узок круг этих акционеров, страшно далеки они от народа». Если не остановить эти процессы жестко и своевременно, в стране произойдет контрреволюция, -- говорил тогда Зинченко. -- Слова, которые стали звучать в последнее время в критическом плане об окружение Президента требуют персонификации. Назову некоторые. Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Порошенко, первый помощник Президента Третьяков, несколько их партнеров, как Мартыненко, цинично и системно реализуют свой сценарий использования власти в собственных целях. Содержание сценария имеет следующие основные элементы: собственность, суды, правоохранительные органы, кадры, средства массовой информации, власть. Именно Порошенко настаивал и теперь достиг незаконной передачи под контроль СНБО судебной ветви власти, хотя она по самому своему содержанию является независимой».
Впоследствии Виктор Ющенко уволил их с занимаемых должностей, а заодно и Юлию Тимошенко - с поста премьер-министра.
Александр Зинченко умер в июне 2010 года. Петр Порошенко стал Президентом Украины. Александр Третьяков - депутат, член БПП и глава комитета по делам ветеранов и инвалидов, Николай Мартыненко - бессменный глава парламентского комитета по вопросам ТЭК (возглавлял его в V, VI, VII созывах Рады, возглавляет и сейчас). История может повториться. В принципе, она всегда повторяется. Вот только теперь не надо будет искусственно выбивать себе полномочия. Их даст законопроект №1343.
Практически никто не обратил внимания (а если и обратил, то решил не выступать публично) на вывод, которое сделало Главное научно-экспертное управление Верховной Рады - именно к ним приходят законопроекты, которые они подвергают изучению и анализу на предмет соответствия действующему законодательствую.
Процитируем п. 7 этого вывода. «Звертаємо увагу, що у пункті 8 частини першої статті 13 (законопроекта №1343, - ред.) пропонується встановити координацію і контроль за виконанням рішень РНБО центральними та місцевими органами виконавчої влади, правоохоронними органами, військовими формуваннями майже в усіх сферах їх діяльності. На наш погляд, тим самим створюється основа для тотального контролю за діяльністю органів виконавчої влади з боку РНБО (який не є органом виконавчої влади), внаслідок чого виникає небезпека порушення принципу поділу державної влади в Україні на законодавчу, виконавчу та судову (частина перша статті 6 Конституції України)». Курсив и подчеркивание - это так в документе указано.
«Тотальный контроль». Давайте дождемся принятия этого документа во втором чтении. После того, как это состоится, мы и узнаем дату назначения Александра Турчинова секретарем СНБО.