Как и почему жители оккупированного Донбасса оказались без мобильной связи
После того, как из-за обстрелов был поврежден кабель единственного украинского мобильного оператора, работающего в регионе - Vodafone Украина, проживающие на неподконтрольной территории граждане оказались без связи. Кто пострадал и кому это выгодно - подробнее в материале РБК-Украина.
Неподконтрольные Украине территории Донбасса оказались без мобильной связи. Все из-за того, что в ОРДЛО был поврежден кабель оператора Vodafone Украина – единственной украинской компании, предоставляющей услуги связи на оккупированной территории. В Луганской области связь удалось возобновить, но абоненты в Донецке и области по-прежнему не могут совершать звонки и проводить финансовые операции в Интернете. Эксперты говорят о том, что отсутствие связи усилит разрыв между неподконтрольными территориями и Украиной. Подробнее о том, почему пропала связь с ОРДЛО - в материале РБК-Украина.
Компания Vodafone Украина 11 января сообщила, что в Донецкой и Луганской областях был поврежден оптоволоконный кабель. В результате неподконтрольные территории полностью остались без связи, поскольку Vodafone фактически единственный украинский оператор, работающий в этом регионе. Напомним, оператор "Киевстар" не работает в оккупированных районах Донбасса с 2015 года, после того, как его оборудование было захвачено боевиками. После чего на неподконтрольных территориях появились сразу местных оператора "Феникс" и "Лугафон". Компания Lifecell официально сообщила, что не работает в Донецкой области с февраля 2017 года, а в Луганской прекратили предоставлять услуги еще в 2016-м. Стационарная телефонная связь с "материковой" Украиной не работает с момента начала АТО.
В пресс-службе Vodafone Украина изданию пояснили, что после повреждения кабеля сразу же обратились в различные ведомства с просьбой обеспечить доступ ремонтной бригады к месту повреждения. "Мы обратились ко всем ответственным инстанциям, включая украинские администрации Луганской и Донецкой областей, центр контроля и координации прекращении огня, миссию ОБСЕ, с настоятельной просьбой, чтобы нашу ремонтную бригаду пропустили в "серую зону"". В компании уточнили, что если удастся обеспечить безопасный доступ "хотя бы к линиям, поврежденным в зоне АТО, это даст возможность восстановить связь если не для всех абонентов, то для большей их части".
Уже 17 января директор по корпоративному управлению и контролю компании Vodafone Украина Олег Проживальский заявил о начале ремонта поврежденного кабеля на неподконтрольной территории Донбасса. "Сегодня при содействии ОБСЕ огонь был прекращен на два дня и начались ремонтные работы. Мы надеемся, что завтра (18 января, - ред.) к обеду связь будет восстановлена", - сообщил он. По его словам, мобильной связью Vodafone Украина на неподконтрольной территории пользуются почти два миллиона граждан Украины.
Но связь удалось восстановить лишь спустя три дня и то лишь в Луганской области. Пресс-секретарь Vodafone Украина Виктория Рубан пояснила, что доступ к месту неисправности предоставляли всего на несколько часов в день. Она также сообщила, что связь на неподконтрольных территориях Донецкой области восстановить пока что не удалось. Даже несмотря на то, что компания проводила ремонтные работы. "К сожалению "не видим" Донецк. В Донецке сеть не поднимается. Причина неизвестна - или оборудования выведено из работы, либо нет энергоснабжения", - отметила Рубан на своей странице в Facebook.
Обіцяла новину. Ось вона: ремонтні роботи в районі м. Щастя завершені, Луганськ в ефірі. Нажаль «не бачимо» Донецьк. В Д...
Опубліковано Викторією Рубан 19 січня 2018 р.
Кто пострадал
Проживающие на оккупированных территориях Донецкой области граждане оказались в определенной изоляции – они не могут оплачивать товары через Интернет, покупать билеты на железнодорожный транспорт, проводить финансовые операции, ведь государственные банки требуют смс-подтверждение при покупках или входе в интернет-банкинг.
По словам волонтера Олеси Цыбулько, из-за отсутствия связи особенно пострадали люди, которые занимались фрилансом и получали деньги на карточку с "материковой Украины". "Они не будут получать смс о том, что поступил платеж. Им придется, фактически, только въезжать на подконтрольную территорию, снимать наличные и ввозить назад. Многие люди держали деньги на карточках, чтобы пополнять телефон, ведь на неподконтрольных территориях нет банковской системы", - рассказала Цыбулько РБК-Украина. Она добавила, что пенсионеры с оккупированных территорий пострадали меньше, ведь они зачастую приезжали на "материковую" Украину, снимали пенсию наличными и ехали назад. "При этом нужно добавить, что они были вынуждены обманывать государство, делая вид, что они якобы переселенцы", - заметила она. Без документов, подтверждающих статус временно перемещенного лица, пенсионные выплаты для проживающих на неподконтрольных территориях не осуществляются. Цыбулько добавила, что и для государства это серьезная потеря, так как в его интересах максимально поддерживать связи с населением ОРДЛО.
Юрист "Донбасс SOS" Мария Красненко уверена, что основная проблема состоит даже не в отсутствии возможности совершать банковские операции. Намного хуже именно отсутствие связи между людьми, проживающих на неподконтрольных территориях, с остальной Украиной и между собой. "Главная проблема - отсутствие связи между людьми, а во вторую очередь - между территориями. Здесь обсуждать вопрос наличия или отсутствия вообще некорректно, потому что связь должна быть обеспечена", - подчеркнула она в комментарии РБК-Украина.
Красненко также опровергла информацию о том, что с номеров "местных операторов" так называемых ЛДНР – "Феникса" и "Лугафона" невозможно дозвониться на украинские номера. Но, по ее словам, тарифы у них значительно выше. "Связь с подконтрольной Украине территорией у них считается международной. По нашей информации, все звонки проходят через вышки, которые находятся в Российской Федерации. Соответственно, оплата рассчитывается как международный звонок. Поэтому действительно достаточно дорого делать звонки на подконтрольную территорию Украины. Сейчас люди стараются больше использовать вайбер, скайп и другие мессенджеры для звонков", - рассказала юрист "Донбасс SOS".
Кому выгодно
Эксперты сходятся во мнении, что повреждение связи Vodafone было спланировано боевиками. Однако мнение об их мотивах расходятся. Существует мнение, что самопровозглашенные власти преследовали в первую очередь не политический, а финансовый интерес. Журналист Денис Казанский отмечает, что уход украинского оператора с рынка позволит местным операторам связи -"Феникс" и "Лугафон", которые контролируют нелегитимные власти, установить монополию. "Они создали ситуацию, когда есть монопольное положение. Соответственно, монополист может устанавливать любую цену", - подчеркнул Казанский. Тот факт, что в Луганской области боевики позволили возобновить связь, а в Донецкой – нет, Казанский объясняет тем, что в этих регионах разные власти. Он добавил, что у луганского оператора "Лугафон" очень слабый сигнал, поэтому без Vodafone область могла остаться фактически без связи.
В то же время, журналист Сергей Гармаш считает, что в данной ситуации можно говорить о совокупности финансовых и политических интересов. Например, на пресс-конференции 15 января "министр связи ДНР" Виктор Яценко сообщил, что с момента отключения Vodafone-Украина было продано 50 тыс. стартовых пакетов "Феникса", а до конца недели в почтовые отделения поступит еще 100 тыс. сим-карт. Сергей Гармаш прогнозирует, что пока все эти стартовые пакеты не продадут, боевики не позволят возобновить украинскую связь в Донецке. По его словам, еще одна цель, которую преследовали боевики - усилить изоляцию региона от материковой Украины, что, в свою очередь, может повредить Минскому процессу. "За последний год изоляция неподконтрольных территорий Донбасса только усилилась. Кроме того, отказ от украинской связи уменьшает контроль России над Донбассом, так как из-за этого ей будет сложнее отдать эти территории назад Украине", - подчеркнул Гармаш.