ru ua

почему военная прокуратура взялась за "Укрзализныцю"

почему военная прокуратура взялась за "Укрзализныцю" Госкомпания, которую возглавляет Войцех Балчун, оказалась в поле зрения прокуратуры (kmu.gov.ua)

Главная военная прокуратора ГПУ возбудила уголовное дело по факту возможных злоупотреблений сотрудников "Укрзализныци" своим служебным положением. Кроме того, правоохранительные органы считают, что их деятельность связана с финансированием терроризма и несет угрозу национальным интересам. Речь идет, в том числе, о махинациях с оплатой транзита российских вагонов по территории Украины. Сомнения у прокуроров также вызывают судебные процессы с банками-кредиторами УЗ. Подробности - в материале РБК-Украина.

Скупые подробности

Как стало известно РБК-Украина, 21 марта Главная военная прокуратура Генеральной прокуратуры возбудила уголовное дело по факту возможного прямого или скрытого финансирования терроризма (ч. 3 ст. 258-5 УК), по которому проходит, в том числе, и менеджмент "Укрзализныци". Официально в Генпрокуратуре эту информацию не подтвердили, проигнорировав запрос издания.

Но в июне на сайте ведомства было опубликовано сообщение о том, что ГПУ установило причастность целого ряда частных фирм и должностных лиц УЗ к организации поставок продукции предприятий, расположенных на территории так называемых ДНР и ЛНР. Товары закупались якобы для нужд государственной железнодорожной монополии, а в бюджеты нелегитимных республик через фиктивные фирмы поступала оплата из госбюджета Украины.

Тогда же прокуратура официально заявила, что менеджмент УЗ содействовал снижению тарифов на транзитные грузовые перевозки по территории нашей страны для российских компаний. В том числе, и для "Федеральной грузовой компании", которая находится под санкциями в Украине. К таким выводам прокуроры пришли после проведения почти 30 обысков жилья сотрудников УЗ и помещений госкомпании.

По версии источника РБК-Украина в правоохранительных органах, в УЗ якобы активно действуют так называемые "теневые руководители", которые связаны с сыном беглого президента Виктора Януковича Александром и одним из его ближайших соратников Юрием Иванющенко.

Правоохранительные органы подозревают, что эти лица координируют закупки товаров структурными подразделениями УЗ по завышенным ценам, а также лоббируют интересы фирм, которые производят товары в зоне АТО. Эти схемы, считает собеседник издания, обеспечивают поступление государственных средств незаконным преступным формированиям в Донецкой и Луганской областях.

Источник РБК-Украина в "Укрзализныце" считает, что возбуждение правоохранительными органами дел по статье "финансирование и поддержка терроризма" - стандартная практика, если какие-либо украинские компании вели финансовые расчеты с РФ.

"Это первое, что сейчас эффективно применяется. Интерес у следствия как раз направлен на подозрительные и сомнительные финансовые операции между субъектами Украины и РФ, связанными с вопросами железнодорожных грузоперевозок", - уточнил собеседник издания в УЗ, не пожелавший назвать свое имя.

Напомним, с 1 января 2016 года Россия ввела запрет на транзит товаров из Украины по своей территории, в том числе, и на перевозки вагонами "Укрзализныци". Уже в мае прошлого года УЗ ввела аналогичные санкции в отношении ряда российских компаний, запретив им перевозить товары по территории Украины.

Фабулу уголовного дела против УЗ можно условно разделить на два направления, по которым ведется следствие. Одно из них касается проблем, связанных с погашением госкомпанией кредитов в банках, которые правоохранители называют "рисковыми". Второе – связано с предоставлением скидок при уплате ставок за транзит российским компаниям.

Началось с банков

По первому - "банковскому" - направлению речь идет о судебных разбирательствах "Укрзализныци" с целым рядом финучреждений, которые в 2010-2013 годах предоставляли госкомпании займы и теперь пытаются взыскать около 8 млрд гривен с должника через суды. По информации РБК-Украина, Национальная полиция проводила проверку этих судебных дел и передала Главной военной прокуратуре материалы, из которых следует, что сотрудники УЗ, представляющие интересы компании в судах, якобы умышленно их проигрывают.

"Рисковыми кредитами" правоохранительные органы называют займы госпредприятия "Донецкая железная дорога" (входит в структуру УЗ), полученные в украинских представительствах российских банков (Сбербанк, ВТБ Лизинг Украина), а также в финучреждениях олигархов Вадима Новинского и Рината Ахметова (банк "Форум" и ПУМБ). Кроме того, в перечень рисковых займов вошел и кредит, выданный компании 2012 году "Таскомбанком" на сумму 5,2 млн долларов.

Суды различных инстанций признают "Укрзализныцю" правопреемником госпредприятия "Донецкая железная дорога" и взымают с государственной монополии долги по кредитным договорам "Донецкой железной дороги". Причем делается это вопреки мораторию на взыскание долгов этого подразделения УЗ, который Верховная Рада установила в конце прошлого года.

Запрет действует до проведения инвентаризации и оценки имущества "Донецкой железной дороги". Такой аудит Украина может провести лишь после окончания АТО, поскольку активы компании расположены на неподконтрольной территории.

В "Укрзализныце" РБК-Украина сообщили, что по состоянию на 1 июля 2017 года задолженность госкомпании перед этими банками составляет 12 млрд гривен (перед "Сбербанком" 8 млрд гривен и "Проминвестбанком" - 4 млрд гривен). Сами кредиты УЗ не погашает, но своевременно платит проценты, чтобы избежать начисления штрафов и пени. Но в структуру этой 12-миллиардной задолженности не входят долги ГП "Донецкая железная дорога" из-за моратория на их взыскание. Другие существенные подробности в УЗ сообщить не смогли.

Российский транзит

По словам источника РБК-Украина в правоохранительных органах, второе направление, по которому прокуратура ведет следствие в отношении УЗ, касается безосновательного предоставления преимущества российским "Федеральной грузовой компании" и "Сибирско-Уральской нефтегазохимической компании" (СИБУР) во время осуществления грузовых железнодорожных перевозок территорией Украины, а также злоупотребления служебным положением сотрудниками УЗ при предоставлении скидок компаниям "ТК-Логистик" и "Трансконтейнер Украина" для транзита территорией Украины.

Источник в правоохранительных органах обращает внимание, что в феврале на должность директора департамента по грузовым перевозкам и логистике УЗ был назначен Максим Кушнирчук. До этого он, якобы, руководил выше указанными экспедиторскими компаниями "ТК-Логистик" и "Трансконтейнер Украина".

Схема, по версии правоохранителей, заключалась в том, что "ТК-Логистик", будучи оператором и плательщиком за проезд вагонов, якобы ложно информировала УЗ о намерениях по использованию вагонов собственности РФ, которые возвращались в транзитном режиме, и плата за их возврат должны была начисляться согласно "Опубликованной тарифной политике". Этот документ является международным договором. В Украине он вступает в силу после соответствующего приказа Мининфраструктуры. Но начисления производились согласно заявлениям о подаче вагонов якобы под погрузку в Украине по "Тарифному руководству", что занижало суммы тарифа за транзит.

При этом российская компания платила логистической фирме обоснованный законодательством тариф согласно "Опубликованной тарифной политике". Но фирма, в свою очередь, полученные средства платила УЗ согласно "Тарифному руководству", а остаток якобы обналичивала и распределяла между задействованными в коррупционной схеме сотрудниками УЗ.

Впрочем, источник РБК-Украина на транспортном рынке считает, что из-за действий логистических компаний и российских перевозчиков, суммы убытков намного большие. "Разница (в применяемых тарифах, - ред.) составляет около от 100 до 120 евро на одном вагоне, их проезжало ежемесячно около 2000 единиц", - пояснил РБК-Украина собеседник. Эта схема применяется с начала 2014 года. Таким образом, общие потери УЗ за последние 3,5 года могут составить более 10 млн евро.

Но официально в УЗ сообщили, что при формировании тарифов российским компаниям никогда не предоставлялся особый статус. Не выделялись преференции и предприятиям, подконтрольным российским акционерам, или любым другим участников рынка железнодорожных перевозок.

"Начиная с 2008 года, отсутствует практика установления персональных скидок для отдельных плательщиков за перевозку транзитных грузов железнодорожным транспортом Украины. Тарифные условия на перевозку транзитных грузов железнодорожным транспортом Украины устанавливаются и действуют для всех без исключения экспедиторских организаций, заключивших с ПАО "Укрзализныця" договоры об организации перевозок транзитных грузов железнодорожным транспортом Украины на соответствующий фрахтовый год и имеют код плательщика для проведения расчетов, связанных с перевозкой транзитных грузов по территории Украины", - сообщили в УЗ. В компании подчеркивают, что УЗ не создает никаких преференций для экспедиторских организаций.

"ТК-Логистик" и "Трансконтейнер Украина", несмотря на обещания ответить на вопросы РБК-Украина, от комментариев воздержались, а "Федеральная грузовая компания" запрос издания проигнорировала. А в СИБУР в ответ на запрос сообщили следующее: "К сожалению, мы не сможем прокомментировать. Мы в принципе не комментируем неофициальную информацию".