почему не удается искоренить взятки за получение водительских удостоверений
Уже месяц в Украине теоретические экзамены на получение водительских прав сдают по новой системе. В Главном сервисном центре МВД готовят еще одно новшество. До конца следующего года на всех практических и теоретических экзаменах будет работать фото- и видеофиксация. Благодаря ней хотят побороть коррупцию. Однако, эксперты уверены, что видеокамеры не помешают брать взятки. Они предлагают ряд других, более эффективных, по их мнению, мер. В то же время, бывшие ученики автошкол рассказывают, что после передачи функций МРЭО сервисным центрам, коррупция по-прежнему процветает. Подробнее об этом – в материале РБК-Украина.
По данным Главного сервисного центра МВД, в 2016 году около 700 тыс. человек получили водительские удостоверения. В первом полугодии 2017 года таких людей было 360 тыс.
Два года назад в Украине начали ликвидацию межрайонных регистрационно-экзаменационных отделов Госавтоинспекции (МРЭО). Им на замену пришли сервисные центры МВД. Именно они сейчас выдают водительские удостоверения. Одной из задач новых центров была борьба с коррупцией во время сдачи экзаменов на права. Как отмечают эксперты, новые центры действительно реже берут взятки, но коррупция по-прежнему существует.
Более подробно о случаях коррупции рассказывают люди, которые с ней столкнулись. Оксана из Запорожья училась в автошколе прошлым летом. Незадолго до экзаменов сотрудники школы собрали всех учеников и сказали, что без взятки никто не сможет сдать. Убеждали, что чисто математически дешевле заплатить, чем заново идти в автошколу после проваленного теста. В итоге, почти вся группа решила заплатить, такса была около тысячи гривен.
"Мы все пришли на экзамен по вождению и сдавали. Инструктор кричал, что мы не сдали, что нам не дадут права. Но их дали всем, кто платил", - рассказывает Оксана. Лишь одна девушка из группы решила сдавать без взятки, но инструктор трижды ее намеренно завалил. На теоретической части всех, кто платил, посадили за определенные компьютеры. Можно было отвечать наугад, не задумываясь. Даже если человек отвечал неправильно, компьютер выдавал, что это "верный ответ".
Новые тесты
В Главном сервисном центре обещают продолжать бороться с коррупцией и усовершенствовать процесс получения водительских прав. С 1 июля в Украине обновили теоретические тесты на получение водительских удостоверений. Для этого в Главном сервисном центре МВД, совместно с Министерством образования разработали около 2,5 тыс. новых вопросов. Их также выносили на общественное обсуждение и учитывали замечания профильных общественных организаций.
Новые вопросы построены в зависимости от категории водительских прав. То есть, в электронных билетах для категории B нет вопросов о грузовых автомобилях. Также теоретический экзамен теперь сконцентрирован на безопасности дорожного движения, а другие вопросы решили исключить.
По словам первого заместителя директора Главного сервисного центра Сергея Гончарова, тесты решили обновить, чтобы они соответствовали действующим правилам дорожного движения, а также - европейским стандартам. Кроме того, в старых правилах было несколько ошибок и формулировок, которые можно было трактовать по-разному. "Даже если человек согласно правилам дорожного движения давал правильный ответ, в соответствии с тестовым билетом он отвечал неправильно", - рассказал РБК-Украина Гончаров.
Кроме того, теперь компьютер выбирает вопросы автоматически. Каждый, кто сдает экзамен, отвечает на произвольные 20 вопросов, и они не будут повторяться в таком же порядке для других людей. Новые вопросы больше ориентированы на то, чтобы будущие водители пытались понять правила движения логически, а не "зазубривали" билеты. "Мы планируем увеличить количество вопросов, чтобы люди не делали чисто механической работы по ежедневному прохождению экзаменационных билетов, не задумываясь над тем, почему этот вариант ответа правильный, а этот – нет. Возможно, в будущем будет четыре или пять тысяч вопросов", - подчеркнул Гончаров. По его словам, в автошколах отмечают, что с новыми экзаменами не возникло каких-то дополнительных трудностей. Для тех, кто учит правила дорожного движения, сдать тесты другого образца не составляет проблемы.
Как отметил в комментарии РБК-Украина председатель Всеукраинского объединения автошкол Илья Щербина, в новых тестах действительно удалось учесть ряд недочетов, которые были в предыдущих. В том числе – убрать фактологические ошибки. В целом была проделана серьезная работа и новые тесты построены более логично. Однако понять, все ли ошибки были устранены, можно будет только после того, как на сайте Главного сервисного центра будет опубликован полный перечень вопросов.
Мнения экспертов по поводу новых тестов разделились. Заместитель председателя координационного совета Общенационального Форума безопасности дорожного движения Владимир Караваев считает, что Главный сервисный центр выполнил важную задачу. По его мнению, новые вопросы направлены именно на проверку знаний. Предыдущие билеты, существовавшие в разных вариациях около 10 лет, создавали скорее для того, чтобы запутать сдающих экзамен.
В комментарии РБК-Украина Караваев рассказал, что в будущем из билетов уберут вопросы по техническому устройству автомобилей и оказанию медицинской помощи. Они не соответствуют европейской практике. В странах ЕС водителям рекомендуют обращаться в техстанции, а не пытаться ремонтировать машину самостоятельно. Точно так же, по словам Караваева, считается, что если медпомощь будет оказывать человек без профильного образования, он может навредить. "А пока у нас водитель должен быть и автослесарем, и автомедиком", - комментирует Караваев.
По мнению председателя общественной организации "Общественный комитет транспортной безопасности" Юрия Папирового, новые тесты не так уж сильно отличаются от предыдущих. В комментарии РБК-Украина Папировый высказал мнение, что вопросы в новых билетах, как и раньше, не определяет качество подготовки водителя. Кроме того, будущим водителям даже усложнили задачу. Вместо трех вариантов ответов, стало пять. И если раньше с вопросами можно было ознакомиться в специальном сборнике, то сейчас их нет даже на сайте Сервисного центра. По словам эксперта, из-за того, что все вопросы разрабатывали именно в Сервисном центре, его сотрудники смогут по-прежнему брать взятки. "Главный сервисный центр разработал тесты сам для себя, и сам их принял. Никто не отменял человеческий фактор, поэтому директоры автошкол смогут все так же договариваться с экзаменаторами", - отметил Папировый.
Однако в Главном сервисном центре обещают, что полный перечень вопросов скоро появится на сайте. "Это две с половиной тысячи вопросов не в вордовском формате, а в формате картинок, поэтому их с технической точки зрения сложно разместить на сайте. Но вскоре они будут размещены", - подчеркнул замдиректора Сергей Гончаров. В сервисном центре также отметили, что на сайте есть примеры вопросов, их можно пройти онлайн. При каждом последующем прохождении, человеку будут попадаться новые вопросы. Гончаров также отметил, что количество вариантов ответов не устанавливали умышленно. В некоторых вопросах их может быть пять, а в некоторых – три, как и раньше. "Часть вариантов была инициирована автошколами, чтобы можно было убедиться, что человек действительно понимает, какой ответ правильный, а не пытается угадать", - пояснил Гончаров.
Видеофиксация
Еще одним нововведением, которое готовит Главный сервисный центр, станет фотовидеофиксация на теоретических и практических экзаменах. По словам Гончарова, сейчас готовится соответствующая нормативная документация, которую могут принять уже осенью. Фиксацию уже начинают внедрять в тестовом режиме. Это необходимо, чтобы выбрать оптимальные механизмы: как устанавливать устройства, каким образом считывать и хранить информацию. После этого уже можно будет посчитать, сколько средств понадобится в масштабах страны.
Как отметил Гончаров, в западных странах для этих целей используют автоматизированную фиксацию, которая полностью контролирует движения машины, а иногда даже целые автоматизированные автодромы, которые стоят миллионы долларов. В Украине будут использовать менее дорогостоящее оборудование. До конца 2018-го планируется оборудовать все автомобили, задействованные для практических экзаменов. И те, которые принадлежат сервисным центрам и находятся в собственности государства, и автомобили автошкол.
По мнению экспертов, видеофиксация поможет снизить коррупцию, но не побороть ее полностью. Как отметил Юрий Папировый, после ее внедрения, тем, кто хочет получить права, придется обязательно приходить на экзамен. Имея в виду, что сейчас люди, дающие взятки, могут вообще не являться на практическую часть.
Адвокат, специализирующийся на автомобильных вопросах, Вадим Володарский, рассказал РБК-Украина, что благодаря нововведению, экзаменуемые смогут доказать, что их завалили на экзамене. "Ведь бывают случаи, когда говорят: если ты не заплатишь деньги, ты не сдашь, как бы хорошо ты не умел водить", - подчеркнул эксперт.
Четкие критерии и независимые экзаменаторы
Чтобы украинские водители были более профессиональными, эксперты предлагают проводить обучение по европейским стандартам. Как рассказал Караваев, в странах ЕС будущих водителей пускают за руль только после полного освоения теории. Они сдают экзамен на знание правил дорожного движения и только после этого приступают к практике. "В то же время, в Украине ученик автошколы, который еще не знает правил, уже через две недели садится за руль", - отметил эксперт.
Чтобы снизить коррупцию в сервисных центрах, необходимо провести целый ряд изменений, считают эксперты. Во-первых, экзамены не должны принимать сотрудники сервисных центров. Караваев предлагает взять на вооружение опыт европейских стран, где независимые экзаменаторы, не связаны ни с полицией, ни с министерством инфраструктуры. Они беспристрастны в принятии решений и несут персональную ответственность за проэкзаменованных водителей. "Они принимая экзамены, ставят свою личную подпись и несут ответственность, вплоть до уголовной", - рассказал Караваев. И если человек, сдавший экзамен, в дальнейшем регулярно нарушает правила дорожного движения или становится участником ДТП, тогда правоохранители выясняют, кто выпустил такого человека на дорогу.
Кроме того, эксперты выступают за то, чтобы практические экзамены проходили втрое дольше, как в странах ЕС. По украинским нормативным документам, экзамен должен длиться не более четверти часа, а по европейским - не менее сорока пяти минут. Как отметил Караваев, за более длительное время можно лучше оценить навыки вождения.
По словам председателя Всеукраинского объединения автошкол Ильи Щербины, в Украине также необходимо разработать прозрачную систему требований для практических экзаменов. Чтобы для всех экзаменуемых был единый перечень упражнений, за выполнение или невыполнение которых будут, например, начисляться или сниматься баллы. Такая норма должна быть закреплена в общем нормативно-правовом документе. "На сегодня решения принимаются очень субъективно. Экзаменатор просто говорит – "вы не сдали". И нет механизмов, чтобы оспорить это решение", - подчеркнул председатель Всеукраинского объединения автошкол.