Во время недавнего визита в Киев президент Беларуси Александр Лукашенко едва ли не открыто жаловался на то, что семь лет прибывания в Таможенном союзе Евразийского Экономического союза (более привычное название - Таможенный союз) не пошло на пользу его стране. Бюджетные поступлення от программ ТС запаздывают из-за российской бюрократии, в то же время товарооборот с Украиной из-за украино-российской войны за последние три года упал более, чем в три раза. По данным аналитиков, остальные учасники организованного РФ геополитического объединения также мало что получили взамен, допустив Россию к своим рынкам на условиях Кремля. Отторжение украинским народом интеграции в Таможенный союз было воспринято Россией однозначно - через полтора года началась война. О том, во что превратился Таможенный союз сегодня, что нужно о нем знать и каковы перспективы этого объединения - в материале РБК-Украина.
Юридически Таможенный союз (ТС) между Россией, Казахстаном и Белоруссией начал существовать 1 января 2010 года. В 2015 году к нему присоединились Армения и Кыргызстан. При сотрудничестве в рамках ТС по идее, документам и обещаниям РФ при экспорте товаров должна применяться взаимная нулевая ставка НДС, и товары всех стран-участников должны беспрепятственно попадать на рынки государств Союза. Но вопреки обещаниям России, создание Таможенного союза не пошло на пользу упрощению товарооборота. В России это объясняют низкой конкурентноспособностью товаров стран-партнеров, а также небольшое количество товаров, которые другие страны могут предложить друг другу и России, в первую очередь, для реализации.
Партнеры России по ТС жалуються на вытеснение российскими компаниями национальных производителей после присоединения Беларуси, Казахстана, Армении и Кыргызстана.
В комментарии РБК-Украина бывший министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко назвал Таможенный союз мертворожденным проектом, который держится исключительно на страхе остальных участников перед путинской Россией. "Можно смело говорить, что Таможенный союз сдулся, как воздушный шарик. Во многом потому, что России так и не удалось втянуть в него Украиную. Впрочем, он даже и не "надувался", так как в качестве равноправного объединения никогда и не работал. С самого начала Москва ставила цель экономического подчинения своих так называемых союзников", - сказал Огрызко. По словам экс-министра, только страх удерживает в пусть даже формальном и невыгодном для себя участия в ТС страны-партнеры России. "Можно только представить, какой будет реакция Кремля, если Казахстан, Беларусь, Кыргызстан или даже Армения объявят о своем выходе. Все же видели, что случилось, когда Украина лишь объявила о намерении иметь свободную торговлю с Евросоюзом", - добавил он.
По данным аналитической группы "Da Vinci AG" либерализация порядка пересечения границы внутри стран Таможенного союза привели к росту наркотрафика из стран Средней Азии. В частности, "зеленый коридор" получили опий и героин из Афганистана, а также казахский каннабис. Проблема усилилась после присоединения к ТС Кыргыстана в 2015 году.
По данным аналитиков, создание Таможенного союза также послужило причиной роста миграции нелегальной рабочей силы на евразийском континенте. При этом обязательно наблюдается рост межнациональной напряженности и конфликты между коренным населением и нелегальными мигрантами.
Сейчас поступающие в Россию из Беларуси или Казахстана товары облагаются НДС, акцизами со стороны российских налоговых органов. Также Россия получает наибольший процент от сумм ввозных таможенных пошлин - чуть более 85%. Для сравнения: Казахстан - чуть более 7%, Беларусь - 4%, Кыргызстан - почти 2%, Армения - около 1%.
Более того, в начале 2017 года Россия перестала пропускать товары из остальных четырех стран-участниц, если у этих товаров были не российские сертификаты.
В 2017 году, через семь лет после создания ТС президент Беларуси Александр Лукашенко откровенно заявил, что его страна присоединились, ожидая равных прав в союзе. "Посмотрите, они взяли у нас 15 миллиардов долларов, а затем предоставили нам наши же деньги, точнее, только треть от них. Кстати - по процентной ставке в три раза выше, чем предложения МВФ. Это нормально?" - возмущался президент Лукашенко.
Далее - основные трудности из-за вступлиния в ТС для каждой страны- партнера России в отдельности
Одна из пострадавших отраслей в Беларуси - авторынок. Он в ТС сегодня играет роль сбытового звена российских автодилеров. Которые, естественно, устанавливают свои правили касательно модельного ряда, цен и сервисного регламента. Таким образом, многие на белорусском рынке стали российскими дилерами. Это привело к снижению и рентабельности, и капитализации бизнеса. В 2014-2015 гг белорусы массово начали ввозить автомобили из РФ, где и оставляли налоги.
Беларусь пострадала от участия в авантюре ТС больше других, отметил в комментарии РБК-Украина бывший посол Украины в Беларуси Роман Бессмертный. "В Беларуси сейчас катастрофическая ситуация с наполнением бюджета. За последние три года совместные с РФ программы - будь то кампания по б/у автомобилям или общей государственной границе - минимизировали поступления в госбюджет Беларуси. Евразийские фонды, считай, Россия, не дают Лукашенко денег, а сборы и поступления по программам Таможенного союза задерживаются примерно на три месяца из-за российской бюрократии", - сказал бывший посол.
СМИ постсоветских стран много писали о том, как сказалось на Казахстане присоединение к ТС в 2010 году. Говорится, в первую очередь об ущемлении прав на российском рынке казахских производителей алкоголя, кондитерских товаров и реэкспортеров китайских автомобилей.
Интересы Казахстана не учитываются в процессе формирования наднациональных органов. Например, ни один из интеграционных центров не расположен в столице Казахстана. Многие экономисты говорят, что казахстанский рынок становится все более открытым для России. Обратного процесса нет. Также с января 2016 года года ввозимые в Казахстан товары распределяются по двум типам: 1. Которые ввозятся только в Казахстан; 2. Которые ввозятся на территорию ТС. И если товар ввезен и задекларировал для потребления в Казахстане, то его уже нельзя перепродать на территорию другой страны Таможенного союза, даже доплатив пошлины.
Кыргызстану, как и Казахстану, тоже пришлось сократить поставки китайских товаров в Россию. В конце 2015-го - первого года после присоединения отмечалось, что не было унифицированных тарифов на грузовые железнодорожные перевозки. Открытым оставался и вопрос снятия ветеринарного контроля казахской стороной.
Товарооборот Кыргызстана со ТС упал на 24,5% еще в первый год вступления. Тенденция продолжилась и в прошлом году. За 10 месяцев - он составил 18,6%. Вырос и внешний долг страны. К концу 2016 года он составил более 4 млрд. долларов.
В Армении официальная статистика также зафиксировала падение экономических показателей после вступления в Таможенный союз. Например, в 2014 году рост ВВП в этой стране составлял 3,4%, в 2015 - около 2,5%, в 2016 году - лишь 0,5%. По итогам 2015 года резко сократились прямые иностранные инвестиции в реальном секторе экономики Армении. Только в 2016 году они сократились более чем на 70%. Также эксперты заявляли о наложенных обязательств перед Россией ограничить транзит иранского газа в Грузию.
Проблемы в Таможенном союзе усугубились с началом путинской агрессии, когда России пришлось защитить свой рынок от санкционных товаров. Для этого пришлось искусственно установить барьеры для евразийских производителей и экспортеров. Хотя, говорят экономисты, преграды не были прописаны как в Таможенном кодексе, так и в договоре о создании ТС. Примером служит введения в 2016-м Россией двойного контроля грузов из Казахстана. Все товары на границе с Россией нужно было перегружать в российские автомобили. Это, естественно, повышало стоимость продукции.
Об отсутствии будущего у Таможенного союза перспектив говорит и бывший замсекретаря СНБО Степан Гавриш. "Таможенный союз искусственный, так как построен на чистой политике, а не экономике. В Казахстане когда-то даже готовили референдум о выходе из ТС. Так что, попытка Путина создать некий проект глобального цивилизационного развития России амбициозен и утопичен одновременно. Россия, мягко говоря, не законодатель трендов развития современного мира. А в недалеком будущем, так или иначе, она будет искать политику присоединения или объединения с Европой. В противном случае ее присоединит к себе Китай", - сказал Гавриш.