ua en ru

почему растут цены на проезд в маршрутках

почему растут цены на проезд в маршрутках Львиная доля в тарифе на проезд в маршрутках - стоимость горюче-смазочных материалов

Второй месяц по Украине катится волна повышения цен на проезд в маршрутках. После январского роста стоимости в одних регионах, в феврале начали подниматься цены в других. На очереди, например, Луцк. По сообщению Луцкого горсовета, предполагается повышение тарифа на проезд в автобусах по городу с 3 до 4 гривен.

 Повышение цен на проезд в маршрутках вызывает возмущение у горожан. Они называют его необоснованным из-за того, что качество самого обслуживания не улучшается. В то же время перевозчики пеняют на рост цен на топливо и запчасти - ключевую составляющую тарифа. Свою роль сыграло двойное повышение минимальной зарплаты, которое было воспринято перевозчиками как усиление налогового давления.

Почему перевозчики повышают тарифы на проезд в маршрутках в отдельных городах,  и что влияет на это - в материале РБК-Украина.

Бои под Киевом

В конце января вице-премьер-министр Украины Павел Розенко поручил отреагировать на необоснованное повышение тарифов на пассажирские перевозки. По его словам, повышение "минималки" - не оправдание для роста тарифов и назвал такие действия со стороны отдельных перевозчиков "мошенничеством". "Кое-кто на повышении минимальной зарплаты до 3200 гривен решил нарастить себе состояние и под соусом повышения минимальной зарплаты начали повышать цены. Особенно остро в этом плане вопрос касается повышения стоимости городских и междугородных пассажирских перевозок в маршрутных такси", - цитирует вице-премьера сайт Кабмина.

Эти заявления прозвучали, в частности, после очередного роста цен в маршрутных такси Киевской области. На отдельных маршрутах возникали конфликты у перевозчиков и местных жителей, которые даже перекрывали дороги. На неделю часть предпринимателей снизили тариф до уровня последнего декабрьского повышения, но впоследствии цены снова выросли.

Как сообщил РБК-Украина и. о. начальника управления инфраструктуры Киевской облгосадминистрации (КОГА) Олег Манушевич, сейчас в области курсирует 3,5 тыс. автобусов на 520 маршрутов, которые обслуживают 97 частных фирм. После поднятия стоимости минимальный тариф за проезд в области сейчас составляет 0,36 гривен за пассажиро-километр, а максимальный - 0,8 гривен. Он утверждает, что перевозчики не согласовали тарифы с КОГА. По расчетам рабочей группы из представителей власти и перевозчиков, обоснованный тариф должен быть не выше 0,55 гривен. По рекомендации властей, перевозчики могли поднять стоимость на 25%. "Некоторые из них согласились, остальные подняли на 50-80% ", - отметил он. Снизили цены только три перевозчика - как раз в Киево-Святошинском районе. Другие до сих пор не сообщили о своих намерениях.

Отметим, что с 6 февраля перевозчиков Киевской области проверяет группа из представителей Укртрансбезопасности, Нацполиции, ГФС Киевской области, Пенсионного фонда, военных комиссариатов и Антимонопольного комитета. АМКУ привлекли по подозрению перевозчиков в сговоре для одновременного поднятия цен. Уже составлено девять актов о нарушении выполнения условий договора перевозчиками, они оштрафованы.

"Если будет составлено три и более акта (на одного перевозчика, - ред.), то мы будем разрывать с ними договоры на перевозку, - говорит Манушевич. - Штрафы у нас сначала выписывает Укртрансбезопасность - 1700 гривен. Через 10 дней - 17 тыс. (при условии его неуплаты, - ред.)".

Олег Манушевич сообщил, что рабочая группа уже обратилась к премьер-министру Владимиру Гройсману с просьбой отменить правительственное постановление о снятии обязательств с обладминистраций регулировать тарифообразование. Также в КОГА обдумывают в судебном порядке обязать согласовывать повышение тарифов, согласно условиям договора.

Председатель ассоциации "Автоперевозчиков Киевщины" Алексей Павленко рассказал РБК-Украина, что перевозчики направили сообщение о повышении тарифов в два этапа - в декабре и январе - в КОГА еще в ноябре 2016 года. Первое до 2017 года должно было быть незначительным, до 1 гривны, из-за увеличения стоимости топлива. После повышать проезд перевозчики собрались из-за роста размера минимальной зарплаты до 3200 гривен. На заседание представители управления инфраструктуры КОГА не явились. "На наше письмо о повышении тарифа - мы его предоставили 24 ноября 2016 - пришла отписка, что управление инфраструктуры рассмотрело ваше письмо о росте стоимости проезда "Принять к сведению", - рассказывает Павленко. - Вместо того чтобы встретиться... мол, давайте рассмотрим ваши расчеты, то есть, как-то согласовать. Но они знают, что не имеют полномочий по дерегулирования цены, но решили, что проще отписаться от нас".

Пока что, по его словам, диалог зашел в тупик. Перевозчики под прицелом проверок, хотя "нелегалов как не трогали, так и не трогают". Ассоциация подготовила компромиссный вариант для губернатора - взять на себя компенсацию за перевозку льготников, хотя средства на это должны выделяться из госбюджета. "На себя берем, экономим вам больше 300 млн. Более того, в городах Киевской области городской проезд для детей будет составлять 1 гривну в черте города. То есть, мы еще где-то 60 млн даем бюджету области. Около 400 млн гривен мы дарим за свои средства, вместо того, чтобы их получить, дарим областному бюджету", - поясняет Павленко их предложение.

Перевозчики в середине прошлого года предлагали областной власти ввести программу по компенсации тарифов, чтобы оставить цену стабильной. "Тариф, например, 50 копеек. Доплатите 10 копеек из бюджета, и в области будет такой тариф, как был, - говорит глава ассоциации. - В десяти районах районная администрация нашла средства для компенсации стоимости проезда. Вот, Бориспольская РГА нашла средства и говорит: "Нате вам деньги, сделайте тариф, который был, мы вам компенсируем разницу".

Но после очередного повышения не стоит ожидать снижения тарифов на проезд, заявил Павленко. "К сожалению, я не могу спрогнозировать, что какой-то будет сюрприз с электроэнергией, топливом, долларом и другими составляющими наш тариф. Но, как правило, если перевозчик повышает стоимость проезда один раз, то минимум год он ездит без изменения", говорит он.

Трудности подсчета

Львиная доля тарифа - стоимость горюче-смазочных материалов, рассказал РБК-Украина президент "Союза перевозчиков Украины" Валентин Демчук. "Считаются расходы, которые он (перевозчик, - ред.) несет. Далее считается пассажиропоток. К расходам добавляется рентабельность 10-15% и получается определенная сумма. Скажем, расходов у него за месяц всего 1 млн гривен. Рентабельность - 10% - это 1,1 млн. Расходы разделились на пассажиропоток с рентабельностью - получилось, по сути, стоимость билета", - разъясняет он особенности калькуляции.

Кроме горюче-смазочных материалов в расходы перевозчики учитывают и техническое обслуживание, и аренду помещения и земли, и зарплату работников и налоги с них. Валентин Демчук разъясняет, что из-за повышения минимальной зарплаты в три раза выросли налоги, которые необходимо платить перевозчику. На примере предпринимателя второй группы плательщиков единого налога он подсчитывает нынешнюю сумму его расходов - минимально более 10 тыс. гривен в месяц. " Если он имеет один автобус и два водителя на этот автобус, то на этих двух водителей получается 4 тыс. гривен только налоговой нагрузки. Плюс он должен заплатить им зарплату, даже взяв на минимальную, а это 6400 гривен".

Об убытках перевозчиков из-за бесплатного проезда льготников напоминает президент "Всеукраинской ассоциации автомобильных перевозчиков" Игорь Шкиря. По его словам, государство почти ничего не возмещает перевозчикам. "Чем больше такой категории на том или ином маршруте, тем меньше доходов у конкретного перевозчика, - говорит он. - Государство паразитирует на льготах, которые были обещаны пенсионерам и другим категориям, обязывает перевозчика возить этих людей бесплатно, а они компенсации не получили".

Сейчас по процедуре перевозчики в городах должны согласовать стоимость, подавая соответствующую калькуляцию по методике Минифраструктуры в органы местного самоуправления. Игорь Шкиря рассказывает, что разные тарифы в разных городах объясняются действиями местной власти при их утверждении. "Если в одном городе один тариф, а в другом - другой, это как раз разница, которую согласовали депутаты, - рассказывает президент ассоциации. - Они рассчитывают, но в одном городе приняли во внимание то, что подали перевозчики, а в другом сказали: "Нет, ребята, будете возить дешевле". От конкретной ситуации в городе, от конкретного лобби, от многих факторов (зависит, - ред.) ".

В то же время на пригородных и междугородных перевозках - либеральные правила. "Если он (перевозчик, - ред.) видит, что не выходит на рентабельность, посчитав, он просто объявляет органам власти и пассажирам, с такого то числа будет установлен новый экономически обоснованный тариф", говорит Валентин Демчук.

Особенности региональной маршрутной политики

Цены на проезд в маршрутном такси выросли и в столице - на 1 гривну. Как сообщили РБК-Украина в пресс-службе Департамента транспортной инфраструктуры КГГА, сейчас часть маршруток обслуживают частные перевозчики, а другую - коммунальное предприятие "Киевпасстранс". "Всего частных перевозчиков - 25. От них едут 1583 автобусов по действующим договорам. Всего маршрутов - 169. Если брать маршрутные такси "Киевпасстранса", то маршрутов 30 и там курсирует 277 автобусов", - сообщила пресс-секретарь департамента Юлия Мороз.

При этом она уточнила, что цены на проезд повысились именно на маршрутах частных предпринимателей. "Это нужно, чтобы собирались слушания, так же общественный совет. Без этой процедуры изменить вот так цену на общественный транспорт - это было бы против народа", - пояснила она одну из причин отсутствия роста цены на маршрутках "Киевпасстранса".

По словам директора компании "Транс групп" Владимира Назаренко, который в столице перевозит пассажиров на шести маршрутах, его фирма подняла тариф не только из-за роста цен на топливо и запчасти. В том числе, и из-за подорожания стоимости автобусов, которые закупаются для обновления парка. Сейчас его компания пользуется 160 автобусами. "Если в 2014 году, когда было повышение тарифа в декабре, принимали автобус I Van за 365 тыс. гривен, то в декабре 2015 мы его уже брали за 720 тыс. гривен. А вот 28 декабря 2016 мы купили последний автобус по 1, 022 млн гривен. С такой ценой, при которой мы ездим, можете себе представить, когда его можно отбить. Тем более, люди говорят, что "мы хотим ездить в лучших автобусах", - рассказывает он. В будущем вообще придется закупать автобусы высшей экологической безопасности, что приведет к увеличению расходов. На последнем конкурсе по отбору перевозчиков городская власть выдвинула требование, что в Киеве должны работать автобусы экологической безопасности не ниже ЕВРО-4. "Вот и получается, что те автобусы, которые мы купили ЕВРО-2, ЕВРО-3, уже не годятся. И нам нужно снова все перекупать, - пояснил он. - Стоимость одного такого автобуса на начало года - где-то 1, 8 млн гривен".

По его словам, фирма взяла инвестиционное обязательство на пять лет - за это время необходимо закупить 60 автобусов стандарта ЕВРО-4. При условии стабильности цены на такой транспорт расходы могут достигать 140 млн гривен.

Стоимость билета в маршрутках повысилась и в регионах. Например, в Харькове с 12 февраля цены выросли от 50 копеек до 1 гривны. Сейчас в городе - почти 100 маршрутов, которые обслуживают только частные перевозчики. Самая низкая цена - 3,5 гривны, а самая высокая - 7 гривен.

"Цена топлива и зарплата. Все. Больше никаких составляющих. Я молчу - запчасти и все остальное - это само собой. Но основное - цена топлива и минимальная зарплата, - заявил РБК-Украина заместитель городского главы Харькова по вопросам инфраструктуры Евгений Водовозов. - Последний раз подъем на маршрутки был в начале 2015 года". Он добавил, что из-за повышения минимальной зарплаты на одном из предприятий Харькова "налоги на зарплату с января выросли почти на 500 тыс. ".

В то же время подняли стоимость проезда в маршрутках не во всех областных центрах. Например, в Одессе ничего не изменилось. "Не готов говорить, почему. Это разве плохо?" - заявили РБК-Украина в Департаменте транспорта, связи и организации дорожного движения Одесского городского совета. Отметим, что сейчас в Одессе маршрутные такси - только частных перевозчиков. Цена проезда единая для всего города - 5 гривен, последнее повышение тарифов было весной 2015 года.

Другая ситуация - во Львове. Там 56 утвержденных маршрутов, на которых курсируют 540-560 автобусов как частных, так и коммунальных перевозчиков. Тариф также не поднимали с 2015 года. Но цена ниже на 1 гривну - 4 гривны на всех маршрутах. По словам начальника управления транспортом Львовского горсовета Виктора Щира, перевозчики понимают, что повышение тарифов не решит проблему с транспортом в городе. При росте цен сразу увеличивается количество пассажиров, которые предъявляют документы на льготный проезд. Хотя подлинность этих удостоверений у многих из них - под вопросом. Выходом может быть или монетизация, или, вообще, отмена льгот. Только после такого шага можно думать о том, стоит ли поднимать тариф на проезд.

"Наши автобусы работают в режиме маршрутного такси. До перехода на электронный билет мы хотим перейти на обычный режим работы общественного транспорта. В принципе, он не сильно отличается. Маршрутное такси должно останавливаться по требованию пассажира. А обычный режим - общественный транспорт должен останавливаться только на определенных остановках для этого маршрута, - говорит РБК-Украина Щир. - Этот переход влечет за собой и, соответственно, пересмотр тарифа".

Однако во Львовской области на автобусных маршрутах пригородного и междугородного сообщения с середины января цены выросли. По сообщению львовского отделения "Всеукраинской ассоциации автомобильных перевозчиков", на маршрутах междугороднего сообщения тариф вырос на 10-12%. Минимальная стоимость проезда - 5 гривен. На пригородных автобусных маршрутах внутреннего районного сообщения перевозчики рассчитывают тариф индивидуально по каждому району отдельно.

Президент "Всеукраинской ассоциации автомобильных перевозчиков" Игорь Шкиря назвал среди возможных причин стабильности тарифа на проезд во Львове - доходность маршрутов в городе. "Львов - большой и компактный город. Там перевозки на хорошем маршруте достаточно доходны. А что касается области, то там есть разные маршруты. Есть маршруты между городами, есть маршруты между крупными поселками, например. Есть какие-то маршруты из дальнего села, где надо ехать по плохой дороге и везти очень мало платежеспособных пассажиров", - заявил он.