Почему полиция не находит украденные смартфоны
Отследить украденный телефон в Украине можно, у полиции есть все необходимые для этого инструменты. Но почему же тогда украденная техника так редко возвращается к своему владельцу? И можно ли найти устройство без помощи полиции?
Корреспондент РБК-Украина выяснял это на собственном опыте, пытаясь вернуть дорогой смартфон, который похитили в самом центре Киева.
Благодатная почва
За последние пару лет количество преступлений в Украине выросло. Только в 2016 году, по данным генерального прокурора Украины Юрия Луценко, количество грабежей выросло на 40%, разбойных нападений - на 30%. На общем фоне выросли и кражи мобильных устройств.
По данным Национальной полиции Украины, в 2016 году зарегистрировано более 104,6 тыс. заявлений и сообщений о краже мобильных телефонов, ведомости о которых есть в Едином реестре досудебных расследований. Фактическое количество преступлений может быть еще больше, ведь потерпевшие не всегда обращаются в полицию. Только один мобильный оператор -"Киевстар" - в 2016 году получил от абонентов около 300 тыс. обращений с просьбой восстановления утерянной/украденной SIM-карты. "Однако мы не можем сказать, сколько из них связано с утерей, а сколько с кражей мобильных устройств", - сообщили в пресс-службе "Киевстар".
Всплески краж приходятся на зимние праздники и на период окончания отпусков. По статистике мобильного оператора Vodafone, в августе и декабре-январе количество обращений от абонентов с запросом на восстановление утерянной или украденной SIM-карты обычно возрастает на 30-40%.
Далеко не всегда абонентам удается вернуть пропажу. Большинство уголовных производств не доходят до суда. Заместитель начальника главного следственного управления Нацполиции Александр Ковтун сообщил РБК-Украина, что за прошлый год в суд направлено 9048 дел по кражам мобильных устройств. Большинство же уголовных производств, а это более 65 тыс. дел, было закрыто на основании пунктов 1, 2, 4, 5, 7, 8 ст. 284 УПК Украины ("Закрытие уголовного производства" по причинам, в частности, отсутствия состава преступления). Также по этим пунктам производство может быть закрыто, если потерпевший отказался от обвинений или государство, выдавшее преступника, не разрешило его судить, или же, если подозреваемый умер. Какие из этих пунктов чаще всего были причиной закрытия дел, связанных с кражей мобильных телефонов, в Нацполиции не уточнили. Также неизвестно, сколько телефонов в итоге вернулись к своим владельцам.
В таких условиях преступники чувствуют себя довольно вольготно и оставляют множество следов, по которым их можно вычислить. Корреспондент РБК-Украина на собственном примере проверил, какие данные об украденном устройстве можно добыть и как на это реагирует полиция.
Из первых уст
Мой смартфон, стоимостью свыше 20 тыс. гривен, украли в центре Киева, на Софиевской площади, прямо посреди новогодней ярмарки. "Да, на этом переходе орудуют воры. Мы их ловим по возможности, но не всегда получается", - рассказал сотрудник охранной фирмы, стоявший неподалеку. Несмотря на то, что случай кражи оказался не единичным, на самом месте преступления не оказалось ни охраны, ни полиции, ни камер видеонаблюдения. Чтобы написать заявление, пришлось идти в отделение полиции. Дело было открыто в тот же вечер. Но на этом новости закончились.
Пообщаться со следователем ни на следующий день, ни через два дня, ни через неделю не удалось. При этом в отделении намекнули, что у полиции есть дела и поважнее. "Еще утро, а у нас уже четыре трупа. Поверьте, через год вы о своем телефоне и вспоминать не будете", - попытался "утешить" один из сотрудников отделения.
Поэтому я решила провести собственное расследование, и вот что удалось выяснить.
Оборудование мобильного оператора позволяет "увидеть" в сети идентификаторы смартфона, в числе которых его IMEI. Можно определить, какой номер телефона там сейчас используется и, что самое главное, найти пользователя этого смартфона, который может оказаться преступником. Местоположение определяется на основании данных, полученных от базовых станций, вблизи которых использовался смартфон. Точность определения может быть разной. Если смартфон находился в зоне действия всего одной базовой станции, то его пользователя придется искать на участке в радиусе 500 метров. Но, если телефон использовался на участке пересечения сигналов базовых станций, что бывает очень часто, тогда точность определения повышается буквально до десятка метров.
Через собственные источники удалось выяснить, что, спустя четыре дня после кражи, смартфон поздно вечером появился в сети одного из мобильных операторов. Источники сообщили, что смартфон использовался с SIM-картой, которая до этого много раз появлялась в связке с другими смартфонами. "Вероятно, это ломбард или небольшой магазинчик, который использует эту SIM-карту для проверки работоспособности смартфонов", - предположили в компании-операторе связи. По факту это оказался пункт "перепрошивки" смартфонов, а карта оператора использовалась для активации. Ведь в момент появления смартфона в сети он одновременно исчез из аккаунта Samsung, к которому был привязан. То есть, преступникам удалось обойти сканер отпечатков пальцев, встроенную защиту от сброса до заводских настроек и "снести" все содержимое устройства, включая все аккаунты. В техподдержке Samsung так и не смогли объяснить, каким образом это стало возможно.
Злоумышленники научились "перепрошивать" не только программное обеспечение смартфона, но и его IMEI. По оценкам крупнейших операторов мобильной связи Украины, в их сетях обслуживаются сотни тысяч "клонированных" IMEI.
Территория, где "засветился" мой телефон ограничивалась площадью в 500 квадратных метров, которую легко можно обойти самостоятельно. На участке - пункт приема вторсырья, парк с прудом и жилой дом, в котором, очевидно, и происходила "перепрошивка".
Для полиции найти точку "перепрошивки" было бы нетрудно - достаточно данных от оператора, работы с инсайдерами на местах и базами преступников. Среди смартфонов, которые ранее "засветились" в том же месте с той же SIM-картой, могли оказаться и другие краденные устройства.
Но полиция вышла на связь только спустя полторы недели после кражи. После запроса в пресс-службу позвонил оперуполномоченный и попросил прислать фото коробки смартфона, где изображен его идентификатор IMEI. Это формальность, которая нужна для открытия производства и обращения в суд. Дело в том, что по закону полиция может обратиться к операторам за информацией только в том случае, если есть решение суда. "К сожалению, мы не можем оперативно запрашивать данные операторов. Столько краж происходит каждый день, и физически невозможно каждый раз обращаться в суд", - объяснил в неофициальном разговоре один из представителей Нацполиции. Впрочем, операторы связи утверждают, что такие решения суды выдают быстро. "Мы ежедневно получаем запросы от правоохранительных органов, много запросов приходит из регионов", - рассказали в Vodafone Украина.
Где искать украденный смартфон
Можно ли найти смартфон без помощи полиции и "связей" в операторах связи? В некоторых случаях, да. Если смартфон включен и там выполнен вход в аккаунты Google (для смартфонов под управлением Android) и iCloud (для смартфонов Apple iPhone), его можно легко отследить с компьютера или другого устройства. Для этого нужно зайти в свой аккаунт и выбрать соответствующий пункт меню. Дистанционно можно заблокировать содержимое украденного смартфона или отправить громкий сингал на устройство - так его можно будет выявить, если вор не успел далеко отойти или же телефон просто выпал поблизости. Аналогичные функции по блокировке данных и поиску телефона также предлагают некоторые производители, например, Samsung.
Как рассказывает руководитель компании iLand, авторизованного дилера продукции Apple, Юрий Власюк, клиент его компании как-то забыл iPhone в отделении банка у кассы. Когда вернулся, смартфона уже не было, а сотрудники и клиенты отделения заявляли, что ничего не видели. Тогда он зашел в iCloud и увидел, как его смартфон "идет" по городу. По указанному местоположению он обнаружил мужчину-пенсионера, который также стоял с ним в очереди в банк, и свой iPhone.
Но далеко не все владельцы используют предусмотренный Apple функционал. Чтобы настроить защиту от краж по максимуму, Власюк рекомендует зарегистрировать аккаунт в iCloud на надежную почту, которая не используется для личной переписки и убедиться, что в настройках iMessenger показывается номер телефона, а не почта. Ведь зная почту, к которой привязан смартфон, мошенник может взломать его. После активации iCloud необходимо настроить резервное копирование. Чтобы в эту резервную копию поместились фотографии, нужно докупить 50 Гб дополнительного пространства iCloud за 1 доллар в месяц. Затем стоит активировать функцию Find My iPhone/iPad/Mac. "Эта процедура усложнит процесс перепродажи вашей техники, если произошла кража. Или предоставит шанс связаться с тем, кто нашел вашу технику, если вы ее просто потеряли", - рассказывает Власюк. После этого остается установить сложный пароль на разблокировку экрана, отпечаток пальца Touch ID и оставаться бдительным - это никогда не помешает.
Когда действуют опытные преступники, они первым делом выключают телефон, поэтому обнаружить его сразу не удается. Но его можно отследить чуть позже, на этапе перепродажи. Если устройство сдается в ломбард или торговую точку, там должны проверить его работоспособность, используя SIM-карту. Соответственно, аппарат "засветится" в мобильной сети и его местоположение можно будет узнать.
Также краденные телефоны нередко выставляются на продажу на крупнейшем интернет-ресурсе с частными объявлениями OLX. "Мы регулярно получаем обращения от Национальной полиции с просьбой предоставить данные о пользователе, который подозревается в мошенничестве. Обращения касательно продажи украденной электроники тоже поступают. В среднем раз в неделю", - рассказали в пресс-службе OLX.
В случае обнаружения на OLX краденного устройства любой пользователь может обратиться в службу поддержки или пожаловаться на объявление с помощью соответствующей кнопки. Но тогда объявление будет удалено, а автор получит уведомление, что его предложение удалено по жалобе. Соответственно, можно "спугнуть" вора.
Если же вору удалось продать краденный смартфон и он отправил его покупателю почтой, то и здесь можно его вычислить. Как рассказали в пресс-службе "Новой почты", во время пересылки мобильного устройства стоимостью свыше 2 тыс. гривен компания во всех документах указывает его IMEI. "В случае поступления от правоохранительных органов надлежащим образом оформленных процессуальных документов, "Новая почта" предоставляет всю необходимую информацию для раскрытия виновных в совершении преступления", - сообщили в пресс-службе компании.
Практически не остается шансов найти пропажу, если после кражи смартфон разбирают на детали или с помощью нелегальных схем вывозят за рубеж.
Неофициально в полиции говорят, что чаще всего на детали разбирают последние модели iPhone. Они очень хорошо защищены производителем и никто, кроме владельца аккаунта iCloud на конкретном устройстве, не может его использовать. Хотя, по словам Власюка, в Украине встречаются случаи "перепайки" плат, после чего iPhone становится работоспособным, но не может устанавливать соединение с iCloud, хранить там информацию и делать резервное копирование. "Такие смартфоны продают пользователям, не очень смыслящим в технике. Вор подключает, показывает, что все работает. А потом человек начинает пользоваться и сталкивается с проблемой", - рассказывает Власюк. По его словам, жертвы такой покупки периодически приходят в сервисный центр iLand, но помочь им уже нельзя.
В связи с участившимися кражами смартфонов мобильные операторы стали предлагать своим абонентам новую услугу, которая позволяет заблокировать устройство, вернуть его или получить от оператора компенсацию. У "Киевстар" эта услуга называется "Мобильная безопасность", у Vodafone - Vodafone Safety, у lifecell - "Защити мобильный". Эти услуги работают по одинаковому принципу: оператор выдает абоненту электронный стикер или идентификатор, с помощью которого можно дистанционно управлять устройством - блокировать содержимое, сделать фотозахват (снимок вора или местности), отследить местоположение и разместить на экране информацию о вознаграждении для того, кто вернет устройство владельцу. По данным "Киевстара", который первым ввел услугу, за два года ее работы удалось вернуть абонентам более 200 мобильных устройств - это около 50% случаев утерь. Еще 300 подписчиков услуги получили страховые компенсации.