почему пассажирам такси сложно добиться компенсации в случае аварий
С сентября в Украине для легальных такси могут ввести специальные желтые номера. Чиновники в Министерстве инфраструктуры рассчитывают, что таким образом смогут привлечь пассажиров к законным перевозчикам и обеспечить им безопасность. В профильных ассоциациях таксистов отмечают, что такие меры не повлияют на "нелегалов", а лишь усилят давление на официальных перевозчиков, которых в Украине и так мало. В то же время пассажирам такси, которые попадают в аварии, очень трудно добиться компенсации ущерба. О том, улучшиться ли ситуация с такси в стране - в материале РБК-Украина.
Никто не застрахован
Большинство такси в Украине работают нелегально, поэтому при аварии пассажиру трудно получить компенсацию. Как оказалось, возмещения ущерба тяжело добиться даже пользователям известных сервисов. В ночь с 25 на 26 июня 28-летняя киевлянка Татьяна Зацерковная попала в аварию в Киеве. Возвращаясь домой, она заказала автомобиль через приложение Uber. Как утверждает девушка, ДТП произошло по вине водителя такси, который, пересекая улицу Большая Васильковская, не уступил дорогу автомобилю, ехавшему по главной трассе. Встречная машина протаранила такси, а удар пришелся на заднее пассажирское место справа, где и сидела Татьяна. Стоит отметить, что водитель такси был на автомобиле марки Volkswagen с литовскими номерами. Татьяна рассказала РБК-Украина, что водитель не смог оказать ей первую медицинскую помощь из-за своей растерянности по поводу аварии. В машине не оказалось даже аптечки. От разбитого стекла потерпевшая получила глубокие порезы на лице и теле, а также множественные травмы от удара.
Позже ее забрала скорая помощь, медики наложили около 15 швов. Судебно-медицинская экспертиза выявила у Татьяны закрытую черепно-мозговую травму и повреждение зрения. В медицинском заключении говорится, что у девушки повреждена сетчатка обеих глаз. Пока определить, насколько это серьезно нельзя, требуется продолжительное наблюдение врачей.
Как рассказала Татьяна, сотрудник компании Uber позвонил ей через день после аварии. Он принес свои соболезнования и сообщил, что ущерб должен возместить виновник происшествия, то есть - водитель. Сама компания может помочь написать заявление в полицию. Потом несколько дней сотрудники не отвечали на сообщения Татьяны в Facebook, в которых она писала, что намерена судиться с компанией. Но после появления на одном из телеканалов сюжета об аварии, сотрудники Uber стали запрашивать документальные подтверждения ДТП, а также информацию о затратах на лечение. Спустя неделю после происшествия, компания не поменяла свою позицию и по-прежнему не планирует возмещать убытки. Вместо этого они предложили юридическую помощь.
Водитель согласился встретиться с девушкой через несколько дней после аварии, но он также не готов лично возмещать ущерб. Пока таксист надеется, что необходимую сумму выплатит страховая. Но у него была только обязательная страховка гражданской ответственности владельцев транспорта ("автогражданка"), которая не распространяется на водителей такси. К тому же, у его страховой компании сейчас финансовые трудности и она только с этого года начала выплаты за 2015-ый год. На юридической консультации Татьяне сообщили, что страховая компания должна будет выплатить ей компенсацию в любом случае, но потом она может потребовать эти деньги с водителя. Но чтобы добиться страховых выплат, Татьяне нужно дождаться документов из полиции и решения суда. Если девушка не добьется компенсации от украинского офиса Uber, она планирует обращаться в центральный офис в США.
Как сообщили в компании Uber в ответ на запрос РБК-Украина, они поддерживают связь с потерпевшей Татьяной Зацерковной и обсуждают, как могут ей помочь. "Утверждение о том, что на автомобиль отсутствовала страховка неверно", - заявили журналисту. В компании уверяют, что наличие автомобильной страховки - одно из обязательных условий подключения к платформе Uber, а значит, пассажир застрахован в случае вреда его здоровью. Однако, какой конкретно вид автомобильной страховки должен быть у водителя, в компании не указали. Водителями Uber могут быть исключительно юридические лица и индивидуальные предприниматели. Для подключения к системе они должны предоставить пакет документов, включая водительское удостоверение и документы на автомобиль.
В Uber также ответили, что перед подключением к платформе водителей информируют о правилах и о том, что они обязаны соблюдать правила дорожного движения, в число которых входит обязательное наличие аптечки в автомобиле. Также водители должны поддерживать техническую исправность авто. За нарушение предписаний их отключают от системы.
На вопрос о том, будет ли Uber возмещать убытки, если авария случилась по вине водителя такси, в компании не дали четкого ответа. "В случае несчастного случая, произошедшего с пользователем, служба поддержки Uber оказывает помощь в процессе взаимодействия со страховой компанией вплоть до полного разрешения вопроса", - сообщили в компании.
Но водитель, который ездит на автомобиле с иностранной регистрацией, в Украине не имеет права работать таксистом. В комментарии РБК-Украина юрист Владимир Караваев разъяснил, что на автомобилях с иностранными номерами, которые ввозят к нам в страну по Стамбульской конвенции, а тем более по транзиту, согласно закону, нельзя проводить коммерческие перевозки.
В сервисе "УКЛОН" РБК-Украина сообщили, что компания предоставляет пассажирам исключительно информационные услуги по размещению заказов. Перевозкой пассажиров занимаются их партнеры, с которыми компания предварительно заключает договор. Это могут быть информационные службы такси или отдельные водители. Если по их вине происходит ДТП, то именно они несут ответственность за аварию. В свою очередь, "УКЛОН" оказывает пассажирам материальную помощь, размеры которой зависят от обстоятельств аварии. В компании также заверили, что перед заключением договора с перевозчиками проверяют состояние автомобилей и в дальнейшем проводят проверки авто каждые три месяца.
Желтые номера
Министерство инфраструктуры планирует ввести желтые автомобильные номера для такси, у которых есть лицензия. Планируется, что новые номера начнут вводить уже в сентябре. Как отмечает заместитель министра инфраструктуры Юрий Лавренюк, с помощью таких номеров пассажиры смогут определять легальных перевозчиков. Это необходимо, в первую очередь, из-за того, что в Украине значительная часть такси работают вне правового поля.
Специальные желтые номера смогут получить и машины предприятия-перевозчика, и частные авто, имеющие лицензию. Стоимость номеров - 120 гривен. Выдавать их будет Главный сервисный центр МВД, номера также будут вписываться в технический паспорт автомобиля. По словам чиновника, от перевозчика требуется, чтобы транспорт был безопасным и прошел техосмотр. "Это даст пассажирам уверенность, что они получат надлежащий уровень услуг. В то же время, переход на желтые номера не будет ограничивать права таксистов, а наоборот давать им преимущества", - подчеркнул Лавренюк. Например, в Киеве они смогут ездить по полосе общественного транспорта.
Однако представители ассоциаций такси и диспетчерских служб утверждают, что такое новшество Мининфраструктуры лишь усилит нагрузку на легальных перевозчиков. По данным Украинской таксомоторной ассоциации, в Украине всего 1% автомобилей такси работают в легальном поле, а в Ассоциации информационно-диспетчерских служб говорят о 5%. Всего же в стране около 250 тыс. такси.
Председатель Профсоюза таксистов Украины Василий Попик уточнил изданию, что введение желтых номеров не усложнит жизнь тем перевозчикам, которые работают нелегально. Но за эту инициативу заплатят официальные такси - вместе с номерными знаками придется менять и технические паспорта.
Как рассказал РБК-Украина глава Украинской таксомоторной ассоциации Андрей Антонюк, во многих развитых странах легальные такси используют отдельные номерные знаки, чтобы их легче было определить. Но чтобы вывести рынок из тени, таких мер явно недостаточно. Введение желтых номеров - это лишь один из пунктов, и далеко не первостепенный, считает Антонюк. По словам эксперта, начинать нужно с усиления контроля над нелегальными перевозчиками.
Например, Национальная полиция должна составлять протоколы за такую предпринимательскую деятельность. Ведь из-за того, что большинство таксистов работают вне правового поля, бюджет ежегодно недополучает около 3 млрд гривен. Кроме того, водители, у которых нет лицензии, не несут ответственности за пассажиров. "Такой таксист, в случае ДТП, может выкинуть шашку, если она у него была, и сказать, что просто подвозил человека, но никаких платных услуг не оказывал. Получить от него компенсацию будет очень тяжело", - рассказал Антонюк.
По словам Антонюка, чтобы таксисты захотели выйти из тени, нужно снизить налоговую нагрузку. Сейчас, чтобы работать по лицензии, нужно приобрести ее за 1600 гривен, также купить таксометр за 10 тыс. гривен. Если это предприниматель третьей группы налогообложения, он должен иметь кассовый аппарат, а это еще 10 тыс. гривен. Антонюк рекомендует отказаться от таксометров, которыми в современной практике уже почти никто не пользуется, потому что есть GPS и другие устройства.
Председатель Ассоциации информационно-диспетчерских служб Сергей Старцев считает, что в стране необходимо упростить процедуру лицензирования для водителей и служб такси. Как подсчитали в Ассоциации, если Государственная служба по безопасности на наземном транспорте будет выдавать лицензии теми же темпами, ей понадобится около 60-ти лет, чтобы предоставить их всем существующим службам такси.
Как отмечает Антонюк, так же важно упорядочить деятельность диспетчерских служб. В каждом городе должен быть реестр диспетчерских служб, где будет четко указано, с какими автомобилями они работают. Необходимо прописать в законе, за что должны отвечать диспетчерские службы в случае ДТП. Согласно действующим законам, они не несут ответственности, а вся вина ложится исключительно на перевозчика. Такси не обязаны даже страховать пассажиров. У всех перевозчиков должна быть страховка от несчастных случаев на транспорте, но она распространяется на водителя, как сотрудника предприятия, а не пассажира. По словам Антонюка, много проблем возникает из-за того, что законодательство в сфере пассажирских перевозок устарело. "В законе о страховании говорится, что страховка пассажира входит в стоимость билета, а в такси билета нет. От советских времен остались юридические казусы, которые до сих пор не упорядочили", - отмечает Антонюк. Только некоторые службы такси, которых в стране единицы, обязывают водителей за свой счет покупать страховку пассажиров.
Что касается проверки состояния здоровья таксистов, то водители, работающие сами на себя, проходят медосмотр всего раз в год. Немногие ответственные службы такси проводят его каждый день. Водителям меряют давление, проверяют наличие алкоголя и наркотиков в крови. Иногда проверяют на алкоголь даже после смены, чтобы убедиться, что шофер не выпивал в течение дня. Председатель Ассоциации информационно-диспетчерских служб отмечает, что медосмотры водителей проводят только те службы, у которых есть свой таксопарк.
Андрей Антонюк также рассказал, что службы такси, которые заботятся о репутации, проверяют собственные автомобили каждый день, а машины водителей раз в неделю. Старцев, в свою очередь, отметил, что диспетчерские службы следят за состоянием авто без каких-либо обязательств, только исходя из своей репутации. "Брендовые службы стараются иметь парк с хорошими автомобилями, чтобы удовлетворить клиентов", - подчеркнул эксперт.
Как отмечают представители профильных ассоциаций, ранее Министерство инфраструктуры совместно с перевозчиками разработало документ, который должен был вывести рынок такси в легальное поле. Речь идет о законопроекте №3107, зарегистрированном в парламенте еще полтора года назад. В нем предлагалось упорядочить работу диспетчерских служб, сделать их налоговыми агентами и усилить контроль над ними. В частности, диспетчерские службы хотели обязать работать с водителями исключительно по договору, проводить медосмотры водителей и страховать пассажиров.
По словам Сергея Старцева, в законопроекте предусматривалось, что легальные такси будут работать не только по телефонным вызовам, но их также можно будет вызвать на улице с руки или на стоянке. Старцев указал и на ряд недоработок в документе. Например, предусматривается создание реестра транспортных средств, а необходимо также формировать реестры перевозчиков. Также в Украине следует ввести проверки перевозчиков, а этого нет в документе. Однако профильные ассоциации ожидают, что законопроект примут в первом чтении, а потом уже будут вноситься необходимые поправки. Сейчас проект №3107 доработан депутатами и ожидает рассмотрения в профильном комитете парламента.