Мининфраструктуры продолжает бумажную битву за "Открытое небо" с Европой. На своей странице в Facebook профильный министр Андрей Пивоварский вновь пожаловался на "проблему Гибралтара" и предложил подключиться к процессу Министерству иностранных дел и Павлу Климкину. Глава МИУ прозрачно намекнул, что пока тянуть ношу либерализации рынка авиаперевозок приходится ему одному.
Мининфраструктуры продолжает бумажную битву за "Открытое небо" с Европой. На своей странице в Facebook профильный министр Андрей Пивоварский вновь пожаловался на "проблему Гибралтара" и предложил подключиться к процессу Министерству иностранных дел и Павлу Климкину. Глава МИУ прозрачно намекнул, что пока тянуть ношу либерализации рынка авиаперевозок приходится ему одному.
Хотя еще полгода назад Ассоциация предприятий авиационной отрасли Украины прямо заявила, что оправдания украинских чиновников нелепы. Мол, "проблема Гибралтара" не помешала подписать аналогичное соглашение Молдове.
Так или иначе, становится все более очевидным, что за разговорами об "открытии неба" руководство МИУ скрывает отсутствие реальных шагов, которые бы позволили снизить цену на авиабилеты и повысить уровень конкуренции между авиакомпаниями.
Эксперимент по либерализации воздушного пространства в Украине начали 2 апреля 2015 года, когда "Открытое небо" в одностороннем порядке внедрили в международном аэропорту "Львов".
"Каждый, кто получит разрешение от авиаслужб в своей стране, получит возможность свободно летать в аэропорт "Львов", - заявлял Андрей Пивоварский.
По его словам, теперь финансовое состояние "воздушных ворот" Львова должно значительно улучшиться. Что приведет к росту экономики в регионе, куда хлынут туристы.
Но обещаниям Пивоварского превратить Львов в "нью-васюки" не суждено было сбыться. В этом вскоре был вынужден признаться глава Госавиаслужбы Денис Антонюк.
"Пока результата нет. Очереди из желающих летать я не вижу", - заявил он.
Оказалась, что для прихода во Львов авиакомпаний необходимы "время и длительные переговоры с перевозчиками, поскольку в страну, находящуюся в острой фазе кризиса, где идет война и введены ограничения на валютном рынке, никто не рискует приходить".
По словам директора Центра транспортных стратегий Сергея Вовка, делать долгосрочные прогнозы развития ситуации в львовском аэропорту еще рано, но в краткосрочной перспективе ситуация более-менее очевидна.
Притока авиакомпаний пока не наблюдается (турецкий Atlasjet недавно получил разрешение на полеты по маршруту Киев-Львов, однако, билеты на этот рейс отнюдь нельзя назвать дешевыми).
Директор консалтинговой компании "Инвест-Эксперт" Виктор Медвель отметил, что заявления Пивоварского об "Открытом небе" во Львове - это лукавство.
"То, что заявил министр, - это не договор по "Открытому небу", и даже не принцип "Открытого неба". Речь идет о том, что Украина, якобы, разрешила любые полеты с любых стран в одностороннем порядке. То есть, такой нормативный документ сделан, но насколько это правильно? Украина в данном случае перешла из крайности в крайность - или все полностью зарегулировано, или все открыто. На фоне сегодняшней военно-политической ситуации, правильно ли открывать Львов для любых самолетов, из РФ, например?", - отметил эксперт.
Несложно предположить, что затеянная Андреем Пивоварским аналогичная кампания по "открытию" аэропорта Одессы завершилась бы таким же фиаско, не вмешайся губернатор Михаил Саакашвили. Экс-Президент Грузии заявил, что принцип "Открытого неба" ничего не изменит, и цены на билеты будут такими же высокими, "если и дальше будет монополия на полеты отдельных компаний".
Губернатор Одесской области даже добился отстранения от должности главы Госавиаслужбы Дениса Антонюка (на время служебного расследования), которого обвинил в предвзятости при распределении назначений на авиамаршруты.
Остается открытым вопрос: почему сам Андрей Пивоварский не инициировал отстранение своего подчиненного? Ведь Ассоциация предприятий авиационной отрасли Украины не раз предупреждала о "лоббистской деятельности" Антонюка, "направленной на монополизацию отрасли в пользу одной финансовой группы".
"Шансы получить какое-либо назначение или право на воздушную линию (при Антонюке) равны почти абсолютному нулю, если, конечно, вы не МАУ", - комментировал ситуацию юрист фирмы MarchenkoDanevych Андрей Гук.
Однако, на обвинения в попустительстве Антонюку министр ответил довольно оригинально. По его словам, "других кадров в стране фактически нет".
Скандал с отстранением Антонюка отошел на второй план, когда 14 июля МИУ подписал соглашение о либерализации воздушного пространства с США. Чиновники торжествовали - вот она, победа!
Впрочем, Андрей Пивоварский, говоря о новых возможностях и повышении конкуренции, весьма туманно описал непосредственную выгоду от соглашения. "Завтра от этого не появятся новые рейсы в США", - отметил глава МИУ.
По мнению экспертов, вожделенное "Открытое небо" с Европой также не станет волшебной палочкой, моментально решающей все проблемы украинского авиарынка.
По словам председателя Комитета экономистов Украины Андрея Новака, внедрения режима "Открытого неба" в Украине недостаточно для привлечения на рынок авиаперевозок новых игроков.
"Вопросом нужно заниматься комплексно. Совершенно недостаточно просто пустить игроков на рынок. Их нужно еще обеспечить соответствующей инфраструктурой. В данном случае, аэропортами и ценами в них", - подчеркнул эксперт.
Его поддержал Сергей Вовк. По его словам, чиновникам для начала неплохо было бы "навести порядок на земле".
"Само по себе "Открытое небо" кардинально ничего не изменит. Чтобы изменить ситуацию с привлечением авиакомпаний, нужно навести порядок с аэропортами", - сказал эксперт.
Он уточнил, что государство должно позволить аэропортам самостоятельно определять тарифы на обслуживание воздушных судов и дать возможность зарабатывать на непрофильной деятельности.
"В таком случае, они будут искать источники дохода не только в плате с авиакомпаний, но и в других источниках", - подчеркнул Сергей Вовк, добавив, что также нужно навести порядок на рынке авиационного топлива.
По словам главы набсовета МАУ Арона Майберга, либерализация воздушного пространства дает дополнительные возможности, но не решает существующих проблем.
"Открытое небо" - важный и необходимый шаг. Он очень полезен для нас, как украинской авиакомпании. Получим возможность летать из аэропортов ЕС. Но достаточен ли этот шаг, чтобы сделать авиацию доступной для пассажиров? Пока ответ отрицательный. Вот во Львове открыли небо. И мы видим заявление министра, что в очереди авиакомпании не стоят. Революцию в авиаотрасли страны "Открытое небо" не сделает", - подчеркнул Майберг.
Среди проблем, которые действительно нужно решать руководству МИУ, участники рынка выделяет завышенную стоимость авиационного топлива.
"Стоимость топлива в европейских аэропортах колеблется в диапазоне 600-700 долл. за тонну, в украинских - значительно выше", - признал первый замминистра инфраструктуры Владимир Шульмейстер.
В министерстве пояснили, что причина - в полумонопольном положении топливных поставщиков. Чем меньше конкуренция, тем выше цены.
Выход в МИУ видят в создании аэропортами собственной систем заправки самолетов. Но на это потребуются годы.
В отличие от главы МИУ, Михаил Саакашвили решил вопрос в считанные недели. Поставщик топлива для одесского аэропорта компания "Лукойл", после обращения к ней Одесской ОГА, снизила стоимость топлива с 1300 до 1050 долл. за одну тонну. Что мешало аналогичное обращение написать самому Пивоварскому?
"Показательный пример - Одесса, где местная облгосадминистрации провела демонополизацию рынка поставок топлива в аэропорт", - отметил Сергей Вовк.
По мнению экспертов, незаметно и ощутимого результата работы министерства по ликвидации коррупционных схем в аэропортах.
"Если посмотреть на основные службы аэропорта, очевидна фактическая монополизация ряда направлений. Это напрямую ведет к отсутствию борьбы за качество при неоправданно завышенных ценах. Сегодня главная проблема в том, что есть много желающих работать в аэропорту, но двери для них закрыты", - сказал Виктор Войцеховский, заместитель гендиректора по коммерции TicketsNetworkGroup.
Благодаря политике министерства и его руководителя, Украина мало что приобрела, зато фактически лишилась единственного лоукостера - WizzAir, почти в два раза сократившего количество рейсов.
Увы, складывается, такое впечатление, что министр Андрей Пивоварский и его окружение не слышат мнения авиаперевозчиков, стараясь заглушить все возрастающее недовольство очередными "победами". Иногда это приводит к поистине курьезным ситуациям.
Например, в прошлую пятницу в ходе своей поездки в Полтавскую область глава МИУ заодно решил "открыть" Полтавский аэропорт. Популярностью этот аэропорт, в силу понятных причин, не пользуется, и обслуживает лишь чартерные рейсы.
Министр выдвинул идею, как сделать аэропорт прибыльным. "Мининфраструктуры готово в два раза повысить размер сборов в аэропорту Полтава", - сообщил министр.
По его мнению, "размер сборов установлен в гривне и не пересматривался пять лет".
Теперь с нетерпением ждем, когда, услышав о повышении сборов в Полтаве и перехода при расчетах из гривны в доллар, в местный аэропорт сразу хлынут авиакомпании из США.
Зря, что ли, Андрей Пивоварский, подписывал соглашение об "Открытом небе" с США?