Реформирование прокуратуры в Украине стало одной из важнейших тем для общественного обсуждения. Такая важность легко объясняется важностью роли прокуратуры для государства и общества, ведь не зря ее называют "кавалерией закона".
Реформирование прокуратуры в Украине стало одной из важнейших тем для общественного обсуждения. Такое внимание легко объясняется важностью роли прокуратуры для государства и общества, ведь не зря ее называют "кавалерией закона".
Традиционно Генпрокуратура Украины существовала отдельной корпорацией и действовала по сложившимся еще в советское время правилам. На самом деле, вся степень консервативности организации работы национальной прокуратуры заметна по сравнению с прокуратурами передовых стран Европы, среди которых одна из первейших - Германия.
Прокуратура ФРГ является независимым органом исполнения уголовной юстиции, пребывающим на одном уровне с судами. Естественно, есть Федеральная прокуратура, а есть почти полностью автономные прокуратуры земель. Прокуратуры подконтрольны министру юстиции ФРГ и министрам юстиции земель. Министры принимают общие правила (рекомендации) по осуществлению расследований и поддержки гособвинения.
Существует также возможность отдельных инструкций по отдельным делам, но они редки, а вот неформальные просьбы, пожелания или советы прокуратуре по конкретным делам случаются довольно часто.
В свете реформ в Украине, отмечу два аспекта: степень независимости регональных прокуратур отображает федеративное устройство, и подконтрольность прокуратур министерству юстиции.
Законодательными основами статуса и функций прокуратуры ФРГ являются всего лишь несколько статей Судебного акта и несколько статей Уголовного процессуального кодекса. То есть, никаких деталей и завершенности, а скорее - основы организации. Остальные положения о деятельности прокуратуры находятся в положениях, принимаемых земельными министерствами юстиции.
Прокуратура ФРГ имеет три основных функции:
- руководство осуществлением уголовного расследования;
- поддержка государственного обвинения;
- выполнение уголовных наказаний.
Всего в Германии около 5 тыс. прокуроров, из них не менее трети - женщины. Прокуроры готовятся вместе с судьями: 4-5 лет в университете по схожей специализации, сложный Государственный экзамен, стажировка два с половиной года и еще один госэкзамен.
Нагрузка составляет около 6-7 млн дел ежегодно, из них обвинение выдвигается по 15% дел, еще столько же заканчиваются назначением внесудебной ответственности. Половина дел просто закрывается.
Полномочие прокуратуры закрывать производства по делу в связи с "обычностью" правонарушений кажется весьма рациональным. Имеются в виду незначительные нарушения, вроде магазинной кражи, безбилетного проезда, неосторожного причинения телесных повреждений.
Прокуратура закрывает такие дела в связи с их незначительностью и отсутствием публичного интереса в обвинении. Пример - магазинная кража на сумму до 5 евро.
Второй опцией является фактическое примирение нарушителя с пострадавшим при условии опять-таки отсутствия публичного интереса в обвинении. Пример - компенсация пострадавшему в незначительной драке.
Третья опция, уже более процессуальная, касается случаев совершения нескольких преступлений, одно из которых значительно менее серьезно. Пример - человек крадет бутылку водки в магазине, а через час совершает вооруженное нападение на банк. Никакого интереса эпизод кражи уже не представляет, это дело закрывается.
Конечно, производства закрываются не просто так, а с определенным наказанием для виновника, в чем прокуратура имеет широкие полномочия. В общем, имеется возможность назначить наказание в виде штрафа или общественных работ или тюремного заключение до одного года. Таких наказаний принимается около полумиллиона в год. Еще десятки тысяч дел идут по ускоренной процедуре.
По структуре прокуратуры дела в Германии обстоят так. Каждая прокуратура имеет департаменты, возглавляемые старшим прокурором. Обычно предусмотрены Общий департамент, занимающийся эпизодами краж, телесных повреждений, мошенничества; и специальные департаменты по отдельным группам преступлений.
Естественно, что Общий департамент является условно стартовым для новых прокуроров, поскольку дела обычно простые, но их много - до тысячи в год на человека. Специальные департаменты могут функционировать по специализации в коррупционных преступлениях, организованной преступности, экономических преступлениях, наркотики и половые преступления, политические и некоторые другие.
Эффективной организации работы прокуратуры помогают отдельные аспекты. Работа не юридического персонала высоко ценится как гарантия сфокусированной деятельности прокуроров, подчеркивается, что постоянная текучка кадров недопустима. Проводятся регулярные тренинги и повышения квалификации для всего персонала.
В структуры департаментов часто интегрированы отраслевые эксперты, например аудиторы, поскольку это позволяет экономно и качественно расследовать отдельные группы дел. Также поощряется командная работа, в том числе с привлечением в рабочие группы полицейских.
Почти вся работа прокурора выполняется прямо с рабочего места. При этом, Федеральное Министерство юстиции проводит регулярные исследования организации работы прокуроров, получая интересные сведения. Так, до 30% процентов времени тратится на присутствие в судах, 10% на телефон, 8% на путешествия, и лишь 12% на изучение материалов дел. Еще 10% времени тратится на общение с гражданами, 17% на написание процессуальных документов и до 3% на тренинги.
У руководства структура расхода времени несколько иная, от 29% на осуществление руководства и аж 26% на общение с гражданами. Таким образом, реальное состояние дел практически не позволяет прокурорам принимать непосредственное участие в расследованиях, поэтому огромное внимание уделяется налаживанию командной работы с полицией. Вполне разумно уделить больше внимание такому сотрудничеству и украинской прокуратуре с милицией.
Прокуратура в ФРГ занимает пограничную позицию между полицией и судами, выполняя и функции расследования, и функции рассмотрения дел, и определения наказаний, в добавку к традиционной поддержке гособвинения. Не слишком современное и порой с пробелами законодательство - не проблема для современной и эффективной организации работы. Лучшие принципы и практики организации и функционирования бизнеса вполне нашли себе применение в немецкой прокуратуре: конкурентные зарплаты, квалифицированный персонал, четкая специализация и ответственность, постоянные тренинги, исследования и новации.