ua en ru

Почему организация работы прокуратуры ФРГ может быть примером для Украины

Почему организация работы прокуратуры ФРГ может быть примером для Украины Прокуратура ФРГ является независимым органом исполнения уголовной юстиции
Владислав Власюк
Владислав Власюк
Адвокат, спеціально для РБК-Україна
Реформирование прокуратуры в Украине стало одной из важнейших тем для общественного обсуждения. Такая важность легко объясняется важностью роли прокуратуры для государства и общества, ведь не зря ее называют "кавалерией закона".

Реформирование прокуратуры в Украине стало одной из важнейших тем для общественного обсуждения. Такое внимание легко объясняется важностью роли прокуратуры для государства и общества, ведь не зря ее называют "кавалерией закона".

Традиционно Генпрокуратура Украины существовала отдельной корпорацией и действовала по сложившимся еще в советское время правилам. На самом деле, вся степень консервативности организации работы национальной прокуратуры заметна по сравнению с прокуратурами передовых стран Европы, среди которых одна из первейших - Германия.

Прокуратура ФРГ является независимым органом исполнения уголовной юстиции, пребывающим на одном уровне с судами. Естественно, есть Федеральная прокуратура, а есть почти полностью автономные прокуратуры земель. Прокуратуры подконтрольны министру юстиции ФРГ и министрам юстиции земель. Министры принимают общие правила (рекомендации) по осуществлению расследований и поддержки гособвинения.

Существует также возможность отдельных инструкций по отдельным делам, но они редки, а вот неформальные просьбы, пожелания или советы прокуратуре по конкретным делам случаются довольно часто.

В свете реформ в Украине, отмечу два аспекта: степень независимости регональных прокуратур отображает федеративное устройство, и подконтрольность прокуратур министерству юстиции.

Законодательными основами статуса и функций прокуратуры ФРГ являются всего лишь несколько статей Судебного акта и несколько статей Уголовного процессуального кодекса. То есть, никаких деталей и завершенности, а скорее - основы организации. Остальные положения о деятельности прокуратуры находятся в положениях, принимаемых земельными министерствами юстиции.

Прокуратура ФРГ имеет три основных функции:

- руководство осуществлением уголовного расследования;
- поддержка государственного обвинения;
- выполнение уголовных наказаний.

Всего в Германии около 5 тыс. прокуроров, из них не менее трети - женщины. Прокуроры готовятся вместе с судьями: 4-5 лет в университете по схожей специализации, сложный Государственный экзамен, стажировка два с половиной года и еще один госэкзамен.

Нагрузка составляет около 6-7 млн дел ежегодно, из них обвинение выдвигается по 15% дел, еще столько же заканчиваются назначением внесудебной ответственности. Половина дел просто закрывается.

Полномочие прокуратуры закрывать производства по делу в связи с "обычностью" правонарушений кажется весьма рациональным. Имеются в виду незначительные нарушения, вроде магазинной кражи, безбилетного проезда, неосторожного причинения телесных повреждений.

Прокуратура закрывает такие дела в связи с их незначительностью и отсутствием публичного интереса в обвинении. Пример - магазинная кража на сумму до 5 евро.

Второй опцией является фактическое примирение нарушителя с пострадавшим при условии опять-таки отсутствия публичного интереса в обвинении. Пример - компенсация пострадавшему в незначительной драке.

Третья опция, уже более процессуальная, касается случаев совершения нескольких преступлений, одно из которых значительно менее серьезно. Пример - человек крадет бутылку водки в магазине, а через час совершает вооруженное нападение на банк. Никакого интереса эпизод кражи уже не представляет, это дело закрывается.

Конечно, производства закрываются не просто так, а с определенным наказанием для виновника, в чем прокуратура имеет широкие полномочия. В общем, имеется возможность назначить наказание в виде штрафа или общественных работ или тюремного заключение до одного года. Таких наказаний принимается около полумиллиона в год. Еще десятки тысяч дел идут по ускоренной процедуре.

По структуре прокуратуры дела в Германии обстоят так. Каждая прокуратура имеет департаменты, возглавляемые старшим прокурором. Обычно предусмотрены Общий департамент, занимающийся эпизодами краж, телесных повреждений, мошенничества; и специальные департаменты по отдельным группам преступлений.

Естественно, что Общий департамент является условно стартовым для новых прокуроров, поскольку дела обычно простые, но их много - до тысячи в год на человека. Специальные департаменты могут функционировать по специализации в коррупционных преступлениях, организованной преступности, экономических преступлениях, наркотики и половые преступления, политические и некоторые другие.

Эффективной организации работы прокуратуры помогают отдельные аспекты. Работа не юридического персонала высоко ценится как гарантия сфокусированной деятельности прокуроров, подчеркивается, что постоянная текучка кадров недопустима. Проводятся регулярные тренинги и повышения квалификации для всего персонала.

В структуры департаментов часто интегрированы отраслевые эксперты, например аудиторы, поскольку это позволяет экономно и качественно расследовать отдельные группы дел. Также поощряется командная работа, в том числе с привлечением в рабочие группы полицейских.

Почти вся работа прокурора выполняется прямо с рабочего места. При этом, Федеральное Министерство юстиции проводит регулярные исследования организации работы прокуроров, получая интересные сведения. Так, до 30% процентов времени тратится на присутствие в судах, 10% на телефон, 8% на путешествия, и лишь 12% на изучение материалов дел. Еще 10% времени тратится на общение с гражданами, 17% на написание процессуальных документов и до 3% на тренинги.

У руководства структура расхода времени несколько иная, от 29% на осуществление руководства и аж 26% на общение с гражданами. Таким образом, реальное состояние дел практически не позволяет прокурорам принимать непосредственное участие в расследованиях, поэтому огромное внимание уделяется налаживанию командной работы с полицией. Вполне разумно уделить больше внимание такому сотрудничеству и украинской прокуратуре с милицией.

Прокуратура в ФРГ занимает пограничную позицию между полицией и судами, выполняя и функции расследования, и функции рассмотрения дел, и определения наказаний, в добавку к традиционной поддержке гособвинения. Не слишком современное и порой с пробелами законодательство - не проблема для современной и эффективной организации работы. Лучшие принципы и практики организации и функционирования бизнеса вполне нашли себе применение в немецкой прокуратуре: конкурентные зарплаты, квалифицированный персонал, четкая специализация и ответственность, постоянные тренинги, исследования и новации.