ua en ru

Почему новая Рада не будет отличаться компетентностью и эффективностью

Автор: RBC.UA
Центральная избирательная комиссия 30 сентября завершила регистрацию кандидатов в народные депутаты на внеочередных парламентских выборах как в общегосударственном многомандатном округе, так и в одномандатных мажоритарных округах. Во многомандатном общегосударственном округе зарегистрированы списки 29-ти партий, а в одномандатных избирательных округах - 3468 кандидатов, из которых 2087 самовыдвиженцев и 1381 от партий.

Валентин Гладких, кандидат философских наук, политический аналитик, специально для РБК-Украина

Центральная избирательная комиссия 30 сентября завершила регистрацию кандидатов в народные депутаты на внеочередных парламентских выборах как в общегосударственном многомандатном округе, так и в одномандатных мажоритарных округах. Во многомандатном общегосударственном округе зарегистрированы списки 29-ти партий, а в одномандатных избирательных округах - 3468 кандидатов, из которых 2087 самовыдвиженцев и 1381 от партий.

Итак, избиратели имеют на руках всю колоду карт, с которой им придется разложить новый парламентский пасьянс.
Насколько новое расписание будет отличаться от настоящего и предыдущих, определяется рядом важных факторов.

Во-первых, парламентские выборы не состоятся в избирательных округах Автономной Республики Крым и на оккупированных бандформированиями ЛНР и ДНР территориях Донецкой и Луганской областей. Итак, сделать свой выбор не смогут около 5 млн избирателей на Донбассе и полтора миллиона в Крыму. Безусловно, это негативно скажется на результатах политических партий, электорат которых проживал преимущественно на указанных территориях. Речь идет прежде всего о таких "пострегиональных" политических проектах, как "Оппозиционный блок", "Сильная Украина", а также о Коммунистической партии. Однако последняя, имея значительно более устойчивый электорат, чем политические проекты, созданные на обломках Партии регионов, имеет достаточно высокие шансы таки преодолеть проходной барьер. Способствовать этому может обратная реакция людей как на судебный процесс против коммунистов, так и на "эпидемию" уничтожения памятников вождю пролетариата, что частью украинцев воспринимается довольно негативно.

Однако совершенно очевидно, что основная борьба развернется между политическими проектами лидеров Евромайдана. Большинство же из 29 политических сил, выдвинувших своих кандидатов, вряд ли даже начнут предвыборную агитацию и в лучшем случае сыграют роль своеобразного "коллективного технического кандидата".

Итак, второй особенностью парламентской кампании является то, что борьба основных конкурентов будет происходить на одном электоральном поле за голоса сторонников идей "революции достоинства". По сути это будет первая кампания, которая пройдет в условиях отсутствия серьезной конкуренции условно "оппозиционных" и условно "провластных сил", поэтому старая добрая схема "я голосую против власти и поэтому поддерживаю оппозицию" на этот раз не сработает.

В-третьих, выборы проходят в условиях военного конфликта и катастрофического падения уровня жизни большинства населения, что определит основные месседжи предвыборной агитации.

В-четвертых, отсутствие жесткой вертикали власти значительно ослабит соблазн воспользоваться административным ресурсом, который может существенно облегчить жизнь мажоритарникам и вместе с желанием избирателей обновить власть может привести к неожиданным результатам в отдельных мажоритарных округах.

Хотя, конечно, не стоит преувеличивать рост самосознания большинства избирателей - технология раздачи гречки будет успешно работать и на этих выборах. Поэтому не надо будет удивляться, если "вип-кандидаты", как то Балоги, Литвины и их родные и близкие, как, собственно, и сын Порошенко, таки смогут проскочить в парламент. То же касается и множества других, мягко говоря, одиозных кандидатов.

Отдельного внимания заслуживают "общественные активисты", журналисты и участники АТО, которые обильно представлены в партийных списках. Во-первых, необходимо учитывать, что эти персонажи появились в списках вполне прогнозируемо для того, чтобы по крайней мере внешне удовлетворить спрос масс на "новые лица" и новых "героев", создать иллюзию обновления власти.

На самом деле, большинство из них не что иное как медиафигуры, искусственно раскрученные "заинтересованными" лицами специально для удовлетворения такого спроса. Например, кто еще полгода назад слышал о "Реанимационном пакете реформ"? А оказывается, что это "мощное экспертное объединение"... Не менее смешно выглядит и "несокрушимая борец" с коррупцией, которая ушла из "антикоррупционного бюро" со скандалом и громкими обвинениями в сторону власти, но странным образом оказалась в списке политической силы, возглавляемой премьером.

К большому сожалению, ни "новые герои", ни избиратели не желают осознать досадный факт: на самом деле все эти новоявленные "кумиры" используются "кукловодами" с одной целью - в качестве ракетоносителя вывести на парламентскую орбиту политический хлам, место которого уже давно на свалке истории.

Следовательно, рассчитывать на то, что "общественные активисты" и "неподкупные журналисты" смогут что-то принципиально изменить в "правилах игры" нового парламента, абсолютно бесполезны, а заявления о намерениях "изменить систему изнутри" являются свидетельством или глупости, или лицемерия. Оказавшись в парламентском болоте "представители гражданского общества" обречены или ассимилироваться и плясать под чужую дудку, или быть отброшенными на обочину, но ни в коем случае им не удастся навязывать свою волю парламенту и менять правила игры изнутри.

На самом деле, изменить правила игры власти может только постоянное давление гражданского общества, которое в очередной раз будет обескровлено ​​"коллаборацией" отдельных своих представителей с властями. Весьма красноречивым в этом плане является отсутствие любой критической реакции со стороны "гражданского общества" на голосование 16 сентября, которое по своему несоответствию нормам Конституции и законов Украины, мало чем отличалось от голосования 16 января.

Едва попав даже не во власть, а только в предвыборные списки активисты уже закрывают глаза на действия своих патронов. Учитывая это, поход во власть "общественных активистов" - это скорее минус, чем плюс для эволюции украинского государства.

Тот факт, что в парламент попадет огромное количество демагогов и популистов, приведет к тому, что пафосной демагогии станет еще больше, а готовности и способности брать на себя ответственность за государство и страну, к сожалению, больше не станет. Учитывая вышесказанное, новоизбранный парламент не будет отличаться в лучшую сторону от нынешнего ни по уровню компетентности, ни по эффективности своей деятельности.

Единственным плюсом нового парламента будет то, что народные депутаты больше никогда уже не будут "неприкосновенными" и в прямом, и в переносном смысле. Но произойдет это благодаря "улице", а не сознательным действиям народных избранников.