По результатам голосования в октябре 2014 г. на досрочных парламентских выборах в Верховную Раду по партийным спискам прошли 6 политических сил. При этом 22 других - не прошли.
Роман Марченко, старший партнер ЮФ "Ильяшев и Партнеры"
По результатам голосования в октябре 2014 г. на досрочных парламентских выборах в Верховную Раду по партийным спискам прошли 6 политических сил. При этом 22 других - не прошли.
Напомню, что по действующему закону "О выборах народных депутатов Украины" выборы половины депутатов осуществляются на основе пропорциональной системы. При этом в распределении мандатов депутатов принимают участие партии, избирательные списки которых по итогам голосования набрали не менее пяти процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
На этих выборах мы стали свидетелями ожесточенной борьбы политических партий за "заветные" пять процентов. Но, например, за "Свободу" проголосовали 4,71% избирателей, за коммунистов - 3,87%. Указанные проценты означают, что в масштабах Украины за политические силы, которые не набрали 5 процентов голосов, проголосовали более трех с половиной миллиона (!) граждан. То есть голоса почти 23 процентов, проголосовавших избирателей фактически не будут учтены при формировании нового состава Верховной Рады. А их голоса будут пропорционально распределены между партиями, которые преодолели пятипроцентный барьер. И эти партии будут воплощать программные идеи, не соответствующие взглядам миллионов голосующих украинцев, а иногда и совершенно противоречащие им.
При таких обстоятельствах, вряд ли сохранение 5% проходного барьера в условиях политической системы Украины является проявлением демократии. Ведь демократия представляет собой такую форму государства, которая основана на осуществлении народовластия путем обеспечения права участия граждан в формировании и функционировании аппарата политической власти.
Одним из фундаментальных принципов, по которому действует демократия, является политический плюрализм. Он предусматривает одинаковое отношение государства к проявлению воли как большинства, так и меньшинства. Проявлением этого принципа, в частности, есть возможность политического меньшинства быть представленным в различных государственных органах, в т.ч. в парламенте. И что существенно - права меньшинства не могут быть отменены голосами большинства.
Но мы имеем ситуацию, когда государство, конституционно провозглашая демократические принципы, но законодательно вводя высокий проходной барьер, фактически обесценивает роль граждан в управлении страной, и более того, лишает их прав, дарованных международными актами и Конституцией Украины.
Таким образом, например, на последних выборах право трех с половиной миллионов избирателей вообще, и право каждого гражданина в отдельности принимать участие в ведении государственных дел посредством свободно избранных представителей является нереализованным, и более того - нарушенным. Фактором, который вносит искажения в пропорциональное представительство (и, кстати, унижает роль парламента как элемента представительной демократии в Украине) является именно процентный барьер.
Несколько лет назад депутаты Стретович и Марущенко внесли законопроект, предусматривающий, среди прочего, снижение порога попадания в Раду до 1%. Интересным было обоснование проекта: "Предложенное снижение избирательного барьера ... также будет способствовать большему соответствию состава парламента результатам волеизъявления избирателей". Но верно ли "способствовать большему соответствию"? Может следует выписать Закон так, чтобы состав избранников полностью соответствовал волеизъявлению народа?
На мой взгляд, решение вопроса о введении определенного размера проходного процента - увеличение, уменьшение или оставление на сегодняшнем уровне - должно строго соответствовать Конституции. Даже 1% проходной барьер будет недемократическим и таким, что будет связанным с нарушением конституционных прав избирателей ввиду следующей логике. Согласно Конституции Украины конституционный состав Верховной Рады Украины - четыреста пятьдесят народных депутатов Украины, из них половина избирается по спискам.
Простым арифметическим подсчетом можно определить процентное соотношение представительства, т.е. какой процент избирателей представляет депутат Верховной Рады Украины. Если 225 "партийных" народных депутатов представляют всех избирателей, то один депутат представляет около 0,44%. Соответственно именно и исключительно такой барьер (0.4% - 1 депутат) отвечал бы требованиям Основного Закона Украины. При таком подсчете нынешний парламент должен был бы иметь представителей КПУ, "Свободы", Гриценко, Тигипко, "Правого сектора", "Заступ" и др. И это не вопрос того, что телетрансляции заседаний Рады при участии господ Тягнибока, Балашова и Симоненко были бы веселее, - речь идет о реальной реализации права граждан быть представленными в парламенте своей страны.