ua en ru

Почему медицинская реформа может не заработать

Почему медицинская реформа может не заработать
Дмитро Уляницький
Дмитро Уляницький
кореспондент РБК-Україна

Медицинская реформа может не принести ожидаемых результатов. Препятствий для ее реализации сразу несколько: от дефицита кадров в системе здравоохранения - до политических разборок.

"А компьютерные вирусы не передаются человеку?" - задали вопрос медсестры главврачу одной из поликлиник в украинской глубинке, когда несколько лет назад он решил провести реформу в своем медучреждении. Эта история реальна. Медсестры научились работать на компьютерах быстро. Благодаря этому в городе быстро перешли на электронную систему учета пациентов. В целом, за несколько лет главврачу удалось внедрить на местном уровне принцип "деньги ходят за пациентом", а также улучшить ситуацию на первичном уровне медобслуживания.

Странный вопрос медсестер – один из непредвиденных примеров того, с чем могут столкнуться Минздрав и Кабмин на пути внедрения медреформы, которую вчера приняла Верховная Рада.

Сколько будет стоить

Самый главный риск возможного провала медреформы кроется в отсутствии четкого разграничения, что останется бесплатным для украинцев, а за что придется платить в амбулаториях и больницах. В принятом законе №6327 указано, что в список гарантированно бесплатных медуслуг будет включен весь спектр - от первичной помощи до специализированной. Но там же указано, что этот список будет ежегодно утверждаться. Другими словами, ежегодно украинцев будут ставить перед фактом, на какие медуслуги у государства есть деньги, а за какие украинцам придется платить самостоятельно.

Несмотря на заверения властей о том, что многие виды помощи останутся бесплатными, по факту, в принятом законе указано, что бесплатными для украинцев остается только первичная медпомощь, лечение эпидемий, проведение медико-социальной, судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз и патологоанатомических вскрытий.

Отсутствие четкого перечня бесплатных медуслуг привело к тому, что украинцы уже стали искать ответы на вопрос о том, какие последствия для них имеет медреформа. К примеру, ажиотаж вызвала публикация председателем комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения Ольги Богомолец возможных будущих цен на медуслуги. В таблицах, приведенных депутатом, указаны сногсшибательные цены - удаление фурункула за 7 тыс. гривен, ушиб колена – около 62 тыс. гривен и т.д. Но, как стало известно РБК-Украина, эти расчеты предоставлены Академией меднаук для своих медучреждений. Другими словами, нет никаких гарантий, что эти цены будут близки к тем, по которым будут оплачиваться услуги в медучреждениях из госбюджета и карманов пациентов.

Риск ответственности

Еще один риск возможного провала медреформы кроется в отсутствии ответственности за эффективное ее внедрение. Основная проблема в том, что инициатор реформы - Минздрав, - по сути, не будет иметь никакого отношения к разработке списка бесплатных медуслуг, а именно, что в него включать, и по каким тарифам оплачивать медуслуги медучреждениям из госбюджета.

Это список будет готовиться еще несозданной Национальной службой здоровья, которая будет независима от Минздрава. Поэтому, нет никаких гарантий, что менеджмент этой службы будет руководствоваться нынешними высказываниями чиновников Минздрава, что бесплатными останутся, к примеру, роды или услуги паллиативной медпомощи. По сути, клерки этой службы будут выполнять функции калькулятора - спущенную им Минфином предполагаемую сумму они разделят на самые важные, по их мнению, медуслуги, а за остальные украинцам придется платить из своего кармана.

Кроме того, существует еще один риск ответственности. Медреформа будет воплощаться в жизнь в ближайшие три года, то есть в ее внедрении примут также участие следующая Верховная Рада и президент, которых украинцы будут избирать в 2019 году. Нет никаких гарантий, что после этих выборов, в Украине ситуация не изменится, и, как следствие, следующий парламент и глава государства не переформатируют на свое усмотрение еще до конца нереализованную медреформу.

В Украине во времена экс-президента Виктора Януковича уже предпринималась попытка провести медреформу - на уровне четырех регионов в течение нескольких лет проводился пилотный проект, который должен был дать старт реформе во всеукраинском масштабе. Но позже власти забыли об этой попытке.

Кому лечить

Сторонники медреформы утверждают, что в результате ее внедрения семейные врачи, терапевты и педиатры будут конкурировать за пациентов. Якобы, для этого медработникам придется повышать свой профессиональный уровень. Но на практике ситуация может оказаться прямо противоположной - пациенты будут конкурировать за врачей. Из-за мизерных зарплат тысячи украинских врачей в последние годы переехали на работу в другие станы мира, в больницах серьезный дефицит профессиональных кадров, особенно, в сельской местности. Некоторые политики даже оценивают дефицит кадров в медицине в несколько тысяч человек.

Таким образом, украинцы могут столкнуться с ограниченным выбором в случае необходимости подписания договора с врачом, который в законе о медреформе называется "декларацией".

Мало того, в законе о медреформе не указывается, на какой срок подписывается декларация, сколько пациентов может обслуживать семейный врач и запрещается ли врачу отказываться от лечения пациента. Ранее чиновники говорили, что срок действия договора будет ограничен годом, а врач сможет обслуживать не более 2 тыс. пациентов. Подобная ситуация может привести к тому, что некоторые семейные врачи, чтобы не заниматься обслуживанием пациентов с хроническими заболеваниями или пенсионеров, заранее будут собирать декларации у относительно здоровых пациентов. В таком случае у пациентов, которые часто обращаются к врачам, сузится выбор врача.

Конституционный риск

Кроме того, существует еще один риск, о котором сейчас мало кто вспоминает - подача народными депутатами обращения в Конституционный суд с просьбой оценить, насколько принятая медреформа соответствует основному закону страны. Во время голосования за медреформу кнопку "против" нажали 42 народных депутата, что всего лишь на три меньше, нежели необходимо для подписания обращения в КС.

В случае, если КС приступит к рассмотрению конституционности медреформы, с ее реализацией могут возникнуть сложности, поскольку 49-ая статья Конституции гарантирует украинцам бесплатную медпомощь в государственных и коммунальных медучреждениях. Если судьи признают закон о медреформе не соответствующим Конституции, положение вещей в украинской медицине вернется на нынешний уровень.