Чтобы упростить подачу документов в вуз абитуриентам, теперь процедура должна проходить исключительно в электронной форме. Но сами поступающие и приемные комиссии учебных заведений жалуются на постоянные сбои в Единой государственной электронной базе по вопросам образования (ЕГЭБО). Зарегистрироваться очень сложно, а информация часто отображается некорректно. В Министерстве образования и науки уже сообщили, что 40 тыс. заявлений поступающих пришлось аннулировать из-за частичной потери данных. Проблемы в работе системы связывают, в первую очередь, с программным обеспечением, которое поменяли в этом году. В МОН сообщают, что в последние дни электронные кабинеты стали работать лучше. Эксперты советуют абитуриентам, которые не попадут в вузы из-за технических сбоев, обращаться в суд. Подробнее о сложившейся ситуации – в материале РБК-Украина.
В этом году абитуриенты подают заявления в учебные заведения преимущественно через ЕГЭБО. С помощью этой же базы информацию обрабатывают приемные комиссии.
По информации государственного предприятия "Инфоресурс" - распорядителя ЕГЭБО - по состоянию на 18 июля абитуриенты создали 140 тыс. электронных кабинетов. Было зарегистрировано 700 тыс. заявлений поступающих о допуске к участию в конкурсе. Из них в электронной форме подано 450 тыс. заявлений. Несмотря на эту статистику, в СМИ и соцсетях появляются массовые жалобы на работу ЕГЭБО. Много нареканий слышно как от приемных комиссий, так и от абитуриентов. В базе постоянно происходят сбои, данные отображаются некорректно. Возможность исправить ошибочно введенную информацию появилась лишь в последние дни.
Полина из Харькова рассказала РБК-Украина, что 12 июля, в первый день электронной регистрации, создать личный кабинет было практически невозможно. Девушке удалось зарегистрироваться только на следующие сутки – в четыре утра. Она подала заявления в два университета - Харьковский национальный университет строительства и архитектуры и Харьковский национальный университет городского хозяйства им. Бекетова. На всякий случай девушка несколько раз перепроверила все свои данные. Но когда она снова зашла на сайт, там было указано, что она получила сертификат о прохождении внешнего независимого оценивания (ВНО) в прошлом году, а не в 2017-м, как это было на самом деле.
После этого Полина пыталась дозвониться на горячую линию министерства. Ей удалось это сделать спустя два часа. Но практических советов в МОН не дали и во время разговора бросили трубку. Тогда Полина поехала в каждый из вузов. Она написала заявление об ошибке и сделала скриншоты личного кабинета с верной информацией. "В приемных комиссиях университетов мне сказали, что это просто ошибка на сайте. У них информация идет через другие серверы, поэтому в университетскую базу данных она пришла в нужном виде", - поделилась Полина.
Как рассказал РБК-Украина директор департамента высшего образования МОН Олег Шаров, на протяжении суток это была распространенная ошибка, когда при демонстрации данных сертификата, год сертификата отображался неправильно. "Был технический сбой, его программно исправили и он ни на что не влиял", - отметил Шаров.
В ведомстве сбои в работе ЕГЭБО связывают с переводом на новое программное обеспечение. Предыдущее ПО было установлено в 2011 году. Оно принадлежало частным лицам, которым государство платило за его использование. После принятия нового законодательства, стало трудно вносить изменения в базу. Поэтому в МОН решили закупить новое ПО. Олег Шаров сообщил, что по итогам тендера у конкурентов победившей организации были жалобы на процедуру отбора. Впоследствии их отклонили, но рассмотрение заняло время. Поэтому запуск разработки нового ПО затянулся.
"Разработчикам не хватило времени в полном объеме. Система функционирует, но приходится ее дорабатывать уже по ходу", - прокомментировал ситуацию Шаров. Сейчас на сайте, где абитуриенты регистрируют свои заявления, а также в ЕГЭБО ежедневно с 8.00 до 10.00 утра проводят технические работы. В это время доступ к базе может быть ограничен. Ежедневно МОН проводит совещания, на которых определяют план работ на следующие сутки. При устранении ошибок учитывают жалобы и предложения, поступающие от вузов и абитуриентов. "Не менее половины этих предложений – это то, что изначально в программной системе не планировалось. Но сейчас мы видим, что это целесообразно сделать", - признался Шаров.
По его словам, в министерстве не ожидали, что придется внедрять функцию, которая бы позволяла менять средний балл аттестата. На практике же оказалось, что иногда абитуриенты, указывая свой средний балл, делают ошибки. Или, из-за проблем в работе ПО, может не "подгрузиться" скан-версия аттестата. Учитывая такие особенности, в МОН добавили функцию частичных изменений данных. Как отметил Шаров, проблем с системой постепенно становится меньше. Сейчас работают с проблемами по победителям олимпиад, так как не у всех них корректно отображаются баллы. Также решают недочет с сельским коэффициентом (конкурсные баллы абитуриентов будут умножаться на 1,02. Это касается бывших школьников, получивших среднее образование в сельских школах и прописанных в селах или поселках.- ред.). Дело в том, что не все местные органы самоуправления выдали абитуриентам из сел справки нужного образца. Исправить средний бал или неправильно использованный сельский коэффициент может тот вуз, который принял заявление конкретного абитуриента первым.
По словам координатора образовательного направления Гражданской сети "Опора" Натальи Радыш, очень важно, что теперь у вузов есть возможность исправлять часть данных в базе. В комментарии РБК-Украина она подчеркнула, что раньше приходилось полностью аннулировать заявление с некорректной информацией. А ошибки при указании среднего бала довольно распространены. Кроме того, не все поступающие понимали, что такое сельский коэффициент. "Некоторые дети из села, которые учились в городских школах, ошибочно думали, что на них тоже распространяется сельский коэффициент", - сообщила эксперт.
С 15 июля абитуриентам, у которых не получилось создать электронный кабинет, разрешили подавать документы в бумажном виде. Но это можно сделать лишь в случае, когда в присутствии представителя приемной комиссии проверят невозможность создания электронного кабинета. По словам Шарова, проверка занимает всего несколько минут. Она необходима для того, чтобы все поступающие находились в равных условиях. Полученные в бумажном виде заявления приемные комиссии должны в конце рабочего дня регистрировать в ЕГЭБО. Также они обязаны направлять предприятию "Инфоресурс" все необходимые данные абитуриентов в виде таблиц. Директор департамента высшего образования МОН отметил, что в некоторых вузах на подаче документов в бумажном виде могут спекулировать, обещая поступающим определенные привилегии. Хотя на практике в приемных комиссиях никак не смогут провести какие-либо махинации.
Как отметила Наталья Радыш, после опубликования письма МОН в приемных комиссиях некоторых вузов сообщили, что не смогли зарегистрировать таких абитуриентов в базе. "Система давала ответ, что эти люди не попадают в категорию абитуриентов, которые имеют право на подачу документов в бумажном виде", - посетовала Радыш. Учитывая, что с 20 июля начнутся творческие конкурсы, поступающим, которые хотели подавать документы в несколько вузов, будет трудно объездить их за несколько оставшихся дней. "Абитуриенты и родители хотят иметь гарантии, что у них точно примут документы в бумажном виде. Но из-за постоянных изменений и доработок системы нет уверенности, что все желающие смогут принять участие в конкурсе", - подчеркивает эксперт.
Для некоторых абитуриентов подача документов в бумажной форме – последняя надежда. Так, Лина из Харькова на протяжении недели пыталась создать электронный кабинет, но безуспешно. Как рассказала девушка РБК-Украина, она пробовала зарегистрироваться каждый день, но система не принимала ее данные. "Я вводила номер своего сертификата, имя. Система писала, что такой человек уже зарегистрировался, либо, что такой номер для поиска не подходит", - пожаловалась Лина. Она создала новую электронную почту, но даже это не помогло. Теперь девушка планирует поехать в Харьковский национальный экономический университет им. Семёна Кузнеца и лично подать документы.
17 июля "Инфоресурс" сообщил, что часть заявлений абитуриентов аннулированы. Удалили те, в которых не отображался конкурсный балл, или другая информация, необходимая для рассмотрения учебным заведением. Всего было аннулировано 40 тыс. заявлений. Всем абитуриентам, которые оказались в этом списке, на электронную почту разослали письма о возможности повторной подачи заявления. Такие же сообщения разместили в личных электронных кабинетах поступающих. Шаров объяснил этот инцидент некорректной работой ПО на начальной стадии. "В самом начале, двенадцатого июля, система еще недостаточно надежно работала, поэтому часть заявлений не были закончены", - отметил директор департамента высшего образования.
Эксперт по вопросам образования Андрей Черных считает аннуляцию неправомерной. В комментарии РБК-Украина он отметил, что поступающие из сельской местности могут даже не догадываться об этом: "Такие абитуриенты могли подавать заявления из консультационных центров. Они вернулись домой и не знают об этой проблеме, потому что у них в селе нет Интернета". То же самое касается тех, кто уехал на отдых. Они даже не подозревают, что им нужно следить за тем, что происходит с электронным кабинетом.
По словам Натальи Радыш, аннуляция заявлений не имела под собой четких нормативных оснований. Но ситуацию спасает то, что заявления можно восстановить. Так, в министерстве образования заявили, что абитуриенты смогут зайти в личные кабинеты и восстановить их вручную.
В вузах отмечают проблемы в работе ЕГЭБО, однако большинству абитуриентов все-таки удается подать документы. Как рассказали РБК-Украина в приемной комиссии Киевского национального торгово-экономического университета, в вуз поступило уже около 8 тыс. электронных заявлений. "Для нас это довольно ощутимая цифра, даже если, например, сравнивать с показателями за прошлый год", - отметили в приемной комиссии. У студентов, которые не смогли создать электронный кабинет, в КНТЭУ приняли около 50-ти заявлений в бумажном виде. Если в заявлениях абитуриентов обнаружатся ошибки, в вузах обещают их исправлять. Например, если дата сдачи сертификата ВНО отобразится некорректно, это не должно повлиять на результаты поступления. В КНТЭУ посоветовали подавать заявления в конце рабочего дня – в 17:00-18:00. Днем система работает хуже.
В Донецкий национальный университет имени Стуса, который сейчас находится в Виннице, от абитуриентов поступило уже около 4 тыс. заявлений в электронной форме. Поступающих, которые подали в приемную комиссию документы в бумажном виде, было около сотни. Сотрудники приемной комиссии ДонНУ помогают создавать электронные кабинеты тем абитуриентам, которые не смогли этого сделать из-за отсутствия интернета или по каким-то другим причинам. Как отметил в комментарии РБК-Украина ответственный секретарь приемной комиссии вуза Виталий Носок, в последние дни система стала работать лучше. Университет поддерживает связь с "Инфоресурсом" и те оперативно реагируют на все замечания, устраняют неполадки. В ДонНУ также отметили, что в вечернее или ночное время система работает лучше.
Как отмечает эксперт по вопросам образования Андрей Черных, абитуриенты, которые не смогут поступить из-за ошибок в электронной системе, будут иметь основания подать в суд. У них будет шанс выиграть процесс, так как технические проблемы с ЕГЭБО – тема резонансная. Наталья Радыш рассказала, что за 10 лет ее практики она очень редко сталкивалась с судебными исками от абитуриентов из-за того, что они не поступили в вуз. "Очень редко абитуриенты готовы к судебным тяжбам", - резюмировала Радыш.
В то же время, Черных прогнозирует, что в связи с техническими проблемами сроки подачи документов в вузы будут продлены.