Не по-европейски: как контроль над электронными акцизными марками могут отдать компании с запятнанной репутацией
Во время очередного заседания Совета по вопросам стимулирования инвестиций и предпринимательской деятельности при Государственной фискальной службе (ГФС) Украины и.о. председателя ГФС Мирослав Продан отметил "чрезвычайно приоритетным" законопроект №6545-1 об электронной акцизной марке для подакцизных товаров.
В то же время, предложенная законопроектом "автоматизированная система контроля за оборотом подакцизных товаров" существенно отличается от системы, которую внедряют в странах-членах ЕС с 2019 года. А чрезмерные усилия сторонников законопроекта относительно ее лоббирование (новую систему предлагают ввести еще в 2018 г.) вызывают опасения у иностранных инвесторов, которые вложили в подакцизные отрасли миллиарды долларов. Даже эксперты Главного научно-экспертного управления Верховной Рады Украины откровенно заявили о "сомнениях, возникающих относительно аргументации в пользу принятия законопроекта".
Декларировать нужно будет ежедневно
Министерство финансов Украины предоставило свои разъяснения основных принципов функционирования и целей внедрения электронной акцизной марки. "Проектом предлагается оформление накладных на перемещение подакцизных товаров в электронном виде, что будет способствовать экономии времени субъектов. Отменяется необходимость ежемесячного представления производителями, импортерами и субъектами оптовой торговли в контролирующие органы отчетности об объемах производства и/или оборота спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, поскольку Автоматизированная система контроля за оборотом подакцизных товаров предусматривает передачу контролирующим органам информации относительно перемещения подакцизной продукции".
Бизнес такой оптимизм не разделяет. Так, директор департамента конкурентоспособности бизнеса Федерации работодателей Украины Александр Яворский считает, что "принятие законопроекта не только значительно увеличит нагрузку на добросовестных налогоплательщиков, но и, вопреки задекларированным целям, будет способствовать увеличению объемов теневого рынка подакцизной продукции". Он отметил, что автоматизация системы контроля за оборотом подакцизных товаров произойдет только на бумаге, ведь функционирование "автоматизированной" системы заключается в ручном внесении данных в 15 отдельных пунктов акцизной накладной, которую необходимо составлять в день реализации/перемещения таких подакцизных товаров.
Итак, теперь вместо ежемесячного представления отчетности Министерство финансов Украины предлагает "облегчить" работу бизнеса ежедневным внесением значительного количества данных вручную.
Генеральный директор Украинской Ассоциации производителей табачных изделий "Укртютюн" Валентина Хоменко считает, что "такая громоздкая процедура создаст дополнительные трудности для субъектов хозяйствования, а внесение большого объема сведений будет приводить к ошибкам. Кроме того, системный сбой в работе реестра акцизных накладных способен временно парализовать рынок подакцизных товаров".
Более того, как отмечает Александр Яворский, "в случае перебоев в работе системы, функционирование которой должно обеспечивать государство, будут штрафовать субъектов хозяйствования. Такие намерения противоречат провозглашенной правительством политике дерегуляции и ухудшат бизнес-климат в государстве".
Так, на добросовестных налогоплательщиков возлагается дополнительная административная нагрузка, а теневой рынок так и остается вне контроля такой "автоматизированной" системы.
Бумажные марки останутся
"Законопроектом №6545-1 не предусмотрен отказ от бумажных акцизных марок. Акцизная марка и в дальнейшем будет подтверждать факт уплаты налога", - поясняет "обновленную" систему Александр Яворский.
Минфин пытается уточнить: "в законопроекте определено, что марка не обязательно должна быть бумажной. Законопроектом предлагается изъять из определения акцизной марки положение о том, что марка является документом строгого учета. Остается лишь то, что марка является специальным знаком, который подтверждает уплату налога. Таким образом, марка может остаться как бумажным знаком, так и быть нанесенной на пачку или этикетку полиграфическим способом".
"Такая неопределенность относительно будущей формы акцизной марки, которую обяжут наносить на подакцизные товары, может привести к длительной остановке производства для внедрения необходимых изменений", - отмечает директор департамента конкурентоспособности бизнеса Федерации работодателей Украины.
То есть, если акцизную марку не отменяют, а меняют, логичным является вопрос о стоимости новой акцизной марки и кому придется за нее платить.
Акцизная марка: бесплатная или не совсем?
"Законопроектом предлагается выдавать акцизные марки производителям и импортерам бесплатно (по действующему законодательству соответствующие субъекты хозяйствования вынуждены их покупать). Отмена платы за марки – это уступка бизнеса, который считает возможное подорожание акцизных марок в результате внедрения предлагаемой автоматизированной системы контроля за оборотом подакцизных товаров одним из наиболее существенных рисков законопроекта", - отмечает Валентина Хоменко.
В то же время, она уточняет: нет никаких гарантий, что плата за марки не вернется в текст законопроекта в течение его подготовки ко второму чтению.
В Государственной фискальной службе и Министерстве финансов подтверждают, что "плата за марку для производителей и импортеров будет отменяться согласно законопроекту. Предполагается, что финансирование производства и выдачи марок акцизного налога будет осуществляться из государственного бюджета".
Однако в проекте госбюджета Украины на 2018 год не предусмотрено ни копейки на обеспечение надлежащего функционирования "автоматизированной" системы и на финансирование производства и выдачи акцизных марок.
При таких обстоятельствах очень вероятным видится желание инициаторов законопроекта реализовать простую схему: увеличить стоимость "обновленных" акцизных марок, мотивируя это новыми степенями защиты и борьбой с фальсификатом и контрабандой.
Впрочем, как показывает опыт предыдущих лет, когда из марок исчезли QR-коды и голограммы, дополнительные средства защиты на акцизных марках никоим образом не влияют на уровень нелегальной торговли подакцизными товарами. Наоборот такие средства по сути выгодные нелегальным производителям подакцизной продукции, поскольку они увеличивают стоимость легальной продукции.
Бразильская коррупция идет в Украину?
Органы государственной власти не обнародовали никакой информации относительно компаний, с которыми ведутся переговоры по поставке соответствующих автоматизированных систем и защитных элементов.
Минэкономразвития, к сфере управления которого принадлежит ГП "Полиграфкомбинат Украина" (единственный производитель акцизных марок в Украине), считает, что решение, которое принимается для подконтрольного ему государственного предприятия, его не касается, поскольку "указанный проект закона разработан Минфином".
В пресс-службе ГФС объясняют, что "вопрос относительно поставщика необходимой электронной системы будет решаться только после создания нормативно-правовой базы, что обеспечит возможность внедрения и функционирования автоматизированной системы контроля за оборотом подакцизных товаров путем конкурсного отбора".
Но о каком именно "конкурсном отборе" идет речь, когда очевидно, что законопроект прописан под одного отдельного поставщика. И это может быть компания SICPA.
В ГФС, Минфине и МЭРТ официально заявляют, что не слышали о скандалах в других странах, в которых эта компания работала. Хотя соответствующих публикаций в Интернете немало.
В ассоциации "Укртютюн" были более откровенными. "Из СМИ нам известно о скандале в Бразилии, где ряд чиновников Бразильского федерального налогового агентства и монетного двора был обвинен в получении взятки от компании SICPA за подписание многомиллиардного контракта по отслеживанию производства пива и безалкогольных напитков. Весьма спорным оказался опыт использования SICPA в Албании, Малайзии, Марокко, Турции, на Филиппинах и тому подобное. СМИ приводят данные о неэффективности и высокой стоимости SICPA, а также подозревают компанию в финансовом поощрении должностных лиц с целью продвижения собственной системы", - официально заявили в ассоциации.
Ранее расследование "Украинской правды" показало, что стоимость внедрения системы SICPA может обойтись Украине в 200 млн долларов (то есть более 5,2 млрд грн) ежегодно.
Продвижение в Украине интересов компании, которая уже отметилась в коррупционных скандалах за рубежом, должно привлечь внимание Национального антикоррупционного бюро. В свою очередь украинских евроинтеграторов может заинтересовать вопрос, почему отдельные чиновники так упорно продвигают внедрение в Украине системы, противоречащей модели, которую внедряют в Евросоюзе.