как Рада будет принимать ключевые законы осени
5 сентября начинает работу седьмая сессия Верховной Рады VIII созыва, которая продлится до 2 февраля 2018 года. Спикер парламента Андрей Парубий уже анонсировал необходимость продолжения работы над образовательной, медицинской, пенсионной и судебной реформами. На финишную прямую вышла также подготовка законопроекта о реинтеграции Донбасса - секретарь СНБО Александр Турчинов анонсировал его полную готовность к внесению в парламент. Ждет депутатов и работа над проектом бюджета на 2018 год, который должен быть внесен в Раду до 15 сентября, а также кадровые вопросы - возможные отставки и назначения в правительстве, назначение главы Нацбанка, изменение состава ЦИК и Счетной палаты. "Я буду предлагать начать с реформы образования, так как считаю, что она может быть наиболее объединяющей... в начале сессии", - сказал Парубий журналистам в последние дни парламентских каникул, отметив, что в течение первой недели (5-8 сентября) Рада успеет рассмотреть не более двух реформ.
Что станет приоритетом работы Рады ближайшие полгода, какие вопросы готовы или не готовы поддерживать депутатские фракции и группы, читайте в материале РБК-Украина.
Реинтеграция Донбасса
Наконец завершилась подготовка законопроекта о реинтеграции Донбасса. По словам секретаря СНБО Александра Турчинова, сейчас он согласовывается с международными партнерами и, вероятно, будет внесен в парламент с началом очередной сессии. "Есть поручение МИД провести консультации с нашими партнерами. Я надеюсь, что к началу сессионных заседаний эти консультации будут завершены и закон будет внесен президентом в Верховную Раду", - сказал Турчинов.
По словам представителя президента в парламенте Ирины Луценко в интервью 5 каналу, в документе впервые на законодательном уровне будет зафиксировано, что Россия выступает агрессором по отношению к Украине. Также, согласно этому закону, Украина якобы имеет право на самооборону и не несет ответственности за ситуацию на оккупированных территориях.
Пока в парламенте фракции и группы, даже коалиционные, не готовы говорить о поддержке проекта. Все апеллируют к тому, что текст законопроекта они до сих пор не видели. Что-то определенное можно услышать лишь от президентской фракции. "Ждем регистрации проекта в парламенте. Это вопрос к СНБО (когда он будет зарегистрирован, - ред.), потому что СНБО должен его утвердить, президент подать. Я так понимаю, что это должно произойти в ближайшее время. Понятно, что фракция БПП поддерживает президентские законопроекты", - пояснил РБК-Украина заместитель председателя фракции БПП Алексей Гончаренко.
Отказался обнародовать позицию фракции "Народный фронт" ее лидер Максим Бурбак, хотя известно, что большое влияние на формирование позиций по проекту имел соратник лидера НФ Арсения Яценюка секретарь СНБО Александр Турчинов. "Все ждут этот законопроект. Мы его на фракции еще не обсуждали. Мы уверены, что главнокомандующий должен вносить этот законопроект как можно скорее, потому что все люди этого ждут. Прошло три года войны, но мы должны знать, как дальше возвращать временно оккупированные территории и восстанавливать территориальную целостность Украины", - заявил депутат изданию.
В "Батькивщине" объясняют, что пока не понимают, какое видение ситуации подготовила Администрация президента и будет ли в проекте определено, что оккупация Донбасса является российской агрессией, или же гражданской войной на территории Украины. "Почему наша власть так и не дала ответа на этот вопрос ни в одном законе. Это оккупированные территории? Да, это временно оккупированные территории. Но слово "оккупация" сегодня применяется только в отношении Крыма. Относительно Донбасса - ни слова об оккупации. Ключевое - не название законопроекта. Его можно назвать большой реформой "как достичь мира", а реально - это будет втягивания в дальнейшее противостояние и зарабатывания денег на войне", - утверждает представитель "Батькивщины" Сергей Соболев. Также депутат считает, что должен быть принципиально решен вопрос, будет ли осуществляться торговля с оккупированными территориями, и будет ли поставляться туда электроэнергия. "Никто этот законопроект не видел. Говорить, что я не читал Солженицына, но я его не поддерживаю - это примерно то же самое. Будет законопроект - будем говорить", - добавляет он.
В "Оппозиционном блоке" говорят, что имеют свой пакет законопроектов по имплементации Минских соглашений и будут продолжать настаивать на том, чтобы они были включены в повестку дня. "Для того, чтобы определиться в отношении него (законопроекта о реинтеграции Донбасса - ред .), нужно, чтобы хотя бы один живой человек увидел его и прочитал. Может быть, проект хороший, а может плохой? Почему его прячут от общества? Пожалуй, там не все так радужно", - отметил изданию представитель фракции Михаил Папиев и добавил, что проект должен быть также согласован с международными партнерами.
Вице-спикер парламента по квоте фракции "Самопомич" Оксана Сыроид также считает, что предлагаемый властью документ не решит вопроса реинтеграции оккупированных территорий. К тому же, по словам депутата, создание оперативного штаба, которое предполагалось обнародованной в июне концепцией законопроекта, противоречит принципам обороноспособности страны.
"Если речь идет о региональном штабе, то это нарушение способности государства к обороне изнутри, потому что не может существовать никаких региональных штабов. Функция безопасности и обороны не децентрализуется. Это предлагается, поскольку, во-первых, президент не хочет брать на себя ответственность за решения, которые он принимает. Во-вторых, региональный штаб иметь полномочия определять, какие товары будут иметь право перевозиться через линию соприкосновения. Фактически речь идет о заработке. С одной стороны будет Ахметов, а с другой - Петр Алексеевич, которые будут возить себе товары туда-сюда", - объясняет Сыроид. Напомним, около двух лет назад Сыроид также зарегистрировала проект закона по определению соответствующих территорий оккупированными, однако, он получил только поддержку от депутатов "Батькивщины", а затем был завален на профильном парламентском комитете по вопросам государственного строительства.
Во фракции Радикальной партии также настаивают на признании факта оккупации Донбасса Россией. "Если в этом законопроекте будут скрыты обязательства к какому-то числу в переходных положениях принять законопроект об амнистии или еще какую-то ерунду, то конечно фракция за такое голосовать не будет", - говорит представитель фракции Игорь Попов.
Не готовы говорить о своей позиции, пока не увидят проект и в депутатской группе "Видродження". В группе "Воля народа" этот вопрос не прокомментировали.
Медицинская реформа
Работа над медицинской реформой продолжалась в течение последних трех лет. Однако Рада смогла принять ее в первом чтении (и то только с третьего раза) в начале июня. "За" проект "О государственных финансовых гарантиях предоставления медицинских услуг и лекарственных средств" (№6327) проголосовало 227 депутатов. Согласно медицинской реформе, предлагается отменить институт бесплатной медицины в Украине и ввести понятие "сооплаты", а также ввести медицинское страхование.
Предлагается оставить полную оплату из госбюджета на уровне первичной (семейный врач), экстренной (неотложная помощь), а также паллиативной помощи. В Кабмине утверждают, что это примерно 80% всех возможных расходов людей на медицину.
Застраховаться смогут не только украинцы или иностранцы, постоянно проживающие на территории Украины, но также и беженцы. На первичном уровне эта схема должна заработать с января 2018 года, на других - к 2020-му. К тому же, предлагается ввести понятие "Государственного гарантированного пакета", включающего все возможные услуги, которые государство будет полностью или частично оплачивать за счет медицинского страхования. Перечень услуг и цены на них должны утверждаться ежегодно.
Также предлагается ввести принцип "Деньги ходят за пациентом". То есть, государство будет финансировать не кровати в больницах, а людей, которые должны заключить договоры с врачами.
Понять позицию всех фракций пока сложно. Например, коалиция апеллирует к тому факту, что позиции еще нет, поскольку не было заседаний фракции. "Фракция БПП решает такие вопросы (как будет голосовать за проекты реформ, - ред.) на свои заседаниях. Заседание фракции планируется на понедельник", - заявил РБК-Украина представитель БПП Алексей Гончаренко. Аналогично отреагировали и во фракциях "Народного фронта" и "Самопомочи". В депутатской группе "Воля народа" лишь отметили, что к медицинской, как и к пенсионной и образовательной реформам, нужно приступить как можно скорее.
В Радикальной партии, в частности, выступают против введения платной вторичной медицины. "Первый момент - не делать суперцентрализации средств, не создавать медицинские тендерные палаты. Второй момент - не делать полностью платную вторичную медицину", - пояснил народный депутат Игорь Попов.
В "Видроджени" же настаивают, чтобы бесплатным осталось лечение детей и прием родов. "Подали ряд поправок. В частности, например, чтобы было бесплатное лечение детей, а также в роддомах. Будем смотреть, чтоб это было принято. Только в этом случае готовы поддержать", - отметил представитель группы Антон Яценко.
А в "Оппозиционном блоке" отмену бесплатной медицины называют нарушением Конституции. "Закон о медицинской реформе - прямое нарушение статьи 49 Конституции Украины о бесплатной медицине", - говорит депутат Михаил Папиев.
В "Батькивщине" саму медицинскую реформу называют профанацией и утверждают, что правительственный вариант реформы поддерживать не будут. "Ключевое - это переход на страховую медицину, четкое определение статуса медицинских учреждений, что собой представляет медицинский работник. Мы этого не можем найти в так называемой медицинской реформе правительства", - считает Сергей Соболев.
Реформа образования
Образовательная реформа в первом чтении была одобрена Радой еще в октябре прошлого года. Тогда за депутатский проект (авторства Алексея Скрипника, Владимира Литвина, Тараса Кремня и Ивана Кириленко) проголосовало 277 депутатов. Спикер Парубий пытался вынести законопроект на второе чтение в последний день перед выходом на каникулы - 13 июля - однако у депутатов не оказалось желания работать над образовательной реформой в восемь часов вечера.
Едва ли не главным новшеством реформы считается введение 12-летней системы обучения в школе (начальная - 4 года, базовая - 5 лет, средняя - 3 года с избранием направления обучения - академического или профессионального) и установление ежегодного финансирования из государственного бюджета на образование на уровне не менее 7% ВВП. Причем, ввести переход на "12-летку" предлагается с сентября 2018 года. Также предлагается ввести ВНО по завершению 9 класса.
Законопроект предусматривает введение должности омбудсмена, который имеет право рассматривать жалобы от учеников и студентов, их родителей, педагогов и научных работников.
Также проект предусматривает возможность организации государственно-частного партнерства в сфере образования на основании договоров и может предусматривать совместное финансирование учреждений образования. В депутатском корпусе говорят, что образовательную реформу будут рассматривать уже в этот вторник - 5 сентября.
Фракции коалиции свою позицию по поддержке образовательной реформы, как и медицинской, комментировать отказались до принятия решений на заседаниях фракций. Однако оппозиционные депутаты согласились озвучить свои замечания. К примеру, соратники Ляшко с предостережением относятся к внедрению платного среднего образования. "По образовательной реформе главное предостережение, чтобы не сделать так, что каждая школа может выбирать свой статус, и чтобы лучшие школы не перешли официально в платные", - объясняет народный депутат Игорь Попов.
В "Видроджени" и "Оппозиционном блоке" не поддерживают переход на 12-летнюю систему обучения в школе. "По этой реформой они хотят, чтобы учились дети в школах до 18 лет и выходили "в жизнь" абсолютно неподготовленными. Это не реформа", - говорит представитель "Оппоблока" Михаил Папиев.
В "Воле народа" считают, что образовательная реформа больше всего шансов быть одобренной в парламенте. "Это касается законопроекта об образовании №3491-д, принятого в первом чтении почти год назад. Считаем, что именно эта реформа имеет больше шансов быть проголосованной в сессионном зале", - отметил РБК-Украина лидер группы Ярослав Москаленко.
О полной поддержке реформы системы образования заявили соратники Юлии Тимошенко. "Для нас, несомненно, в приоритете, прежде всего, образовательная реформа, которая почему-то затормозилась буквально перед финишем. Это серьезное повышение заработной платы, переход на Болонскую систему образования и специализация в средней школе, но, к сожалению, это не было принято. И реформа, к которой был готов парламент, была отложена", - говорит Сергей Соболев, отмечая, что это один из первых вопросов, который должен быть вынесен на голосование.
Пенсионная реформа
Пока правительству удалось пролоббировать принятие пенсионной реформы только в первом чтении. 13 июля 282 депутата поддержали правительственный пакет законопроектов за основу. Проект закона предусматривает повышение необходимого страхового стажа для выхода на пенсию до 25 лет в 2018 году и до 35 лет ежегодно до 2028 года.
В 63 года будут выходить на пенсию те, кто по состоянию на 1 января 2018 года будут иметь 15 лет страхового стажа. В 65 лет будут выходить то лица, которые на 1 января 2019 года будут иметь 15 лет страхового стажа. На переходный период (3 года) при потере работы предлагается назначать государственную социальную помощь при наличии 15 лет страхового стажа. Также предусматривается возможность покупки до 2 лет отсутствующего страхового стажа.
Также документом будет осуществлен пересмотр размера и условий назначения минимальной пенсии по возрасту. Так, на уровне прожиточного минимума пенсия в минимальном размере будет назначаться лицам, имеющим страховой стаж 30/35 лет для женщин и мужчин, соответственно.
Кроме того, предполагается отмена специальных пенсионных режимов для государственных служащих, ученых, должностных лиц органов местного самоуправления, прокуроров, депутатов, журналистов и пенсии по выслуге лет.
Оппозиционные фракции и группы считают, что правительственная пенсионная реформа ущемляет права украинских граждан, в частности, из-за желания повысить страховой стаж. "Если говорить о пенсионное реформе, то не в коем случае не должен подыматься пенсионный возраст", - сказал представит группы "Видродження" Антон Яценко, добавив, что также его группа будет требовать увеличение размера пенсий. О том, что в проекте заложено уменьшение размера пенсии говорит и вице-спикер Оксана Сыроид. Не поддерживают повышение страхового стажа и соратники Ляшко. Так же депутаты выступают против отмены льготных пенсий ряда категорий лиц.
В "Батькивщине" считают, что пенсионная реформа сможет заработать в случае введения накопительной пенсионной системы, и выражают свое недовольство тем подходом расчета пенсии, который предложил Кабмин. "Для нас пенсионная реформа - это реальное изменение подхода к начислению пенсии и должен учитываться стаж, заработная плата. Но стаж должен учитываться, не начиная с сегодняшнего дня, а учитывая весь период. У нас, например, у колхозников не было трудовых книжек, так что теперь им не засчитывать этот стаж, как стаж пенсионного страхования. У нас десятки лет не платил малый бизнес никаких отчислений. Так что они, не работали? ", - объясняет Сергей Соболев.
Бюджет на 2018 год
Вопрос бюджета также станет одним из основных этой сессии. Согласно Бюджетному кодексу правительство должно внести проект бюджета на следующий год уже через две недели - до 15 сентября. Пока фракции неохотно комментируют ситуацию с бюджетным процессом, ведь, собственно, и комментировать нечего, пока не увидят проект документа. Основные предостережения - чтобы правительство подало документ вовремя, с чем в принципе правительство Владимира Гройсмана справилось в прошлом году. Однако, чтобы документ не вносился ради галочки. "Хотелось, чтобы Кабинет министров не сделал так, как практиковалось в последние годы, что 15 сентября по бумагам вносится и 15 сентября отзывается, чтобы вложиться в этот срок", - объясняет РБК-Украина представитель "Оппозиционного блока" Михаил Папиев. Однако, у некоторых фракций уже имеются и определенные предложения. Например, в "Народном фронте" говорят, что основным их требованием в бюджетном процессе является финансирование сектора национальной безопасности и обороны на уровне не менее 5% от ВВП.
Соратники Ляшко настаивать на увеличении минимальных зарплат и пенсий.
В "Батькивщине" недовольны тем фактом, что до сих пор должным образом не заработала бюджетная децентрализация. "У нас есть целый ряд предложений по бюджету, которые мы подавали и в прошлом и в позапрошлом году, на что надо обращать приоритетное внимание, а не учитывать очередные десятки миллиардов на дотирование субсидий, которые не работают", - говорит представитель "Батькивщины" Сергей Соболев.
Кадровые вопросы
Вопросом осени может стать и ряд кадровых ротаций в правительстве, о чем РБК-Украина уже писало.
Сейчас в Кабмине Владимира Гройсмана есть три вакантных кресла - в конце мая министры АПК и информполитики Тарас Кутовой и Юрий Стець, соответственно, подали в отставку. Ульяна Супрун работает в статусе исполняющего обязанности министра здравоохранения уже почти год. Однако до сих пор ни вопросы отставки, ни утверждения Супрун в должности министра не выносятся в сессионный зал парламента. В депутатских и экспертных кругах утверждают, что кресла могут пошатнуться и под другими министрами - министром инфраструктуры Владимиром Омеляном, министром энергетики Игорем Насаликом, министром финансов Александром Данилюком. Последние трое недавно стали фигурантами скандалов.
Во фракции БПП допускают, что кроме перестановок в правительстве существует вероятность наконец-то назначить и новый состав ЦИКа и Счетной палаты.
Напомним, что с мая вакантным есть и кресло главы Нацбанка после того, как Валерия Гонтарева подала в отставку по собственному желанию.
Кроме вышеупомянутых вопросов, депутаты называют реформирование парламента, законопроект о выборах на пропорциональной основе, об антикоррупционном суде, об отмене депутатской неприкосновенности. Также депутаты-оппозиционеры готовы требовать и отчета работы правительства, а также внесения новой программы деятельности Кабмина.