Пилюли для народа: Минздрав готовит лекарственную реформу
Украинцам до сих пор недоступно множество лекарств, которые используются в мировой практике. Основные причины этого - отсутствие регистрации в Украине или высокие цены на препараты. Для того, чтобы решить эту проблему, Минздрав разрабатывает Национальную лекарственную политику (Drug Policy), в соответствии с рекомендациями ВОЗ. Впрочем, и участники рынка, и эксперты сомневаются, что чиновникам удастся эффективно реализовать прописанные в документе стратегические планы.
Политика деклараций
Министерство здравоохранения намерено всерьез заняться урегулированием вопроса обеспечения украинцев лекарствами. Для этого ведомство разрабатывает проект постановления о "Национальной лекарственной политике". Первый заместитель министра здравоохранения Александра Павленко объяснила РБК-Украина, что новый документ станет основой для реформы системы лекарственного обеспечения населения. "Вся остальная нормативно-правовая база по лекарственному обеспечению, в том числе законопроекты, будут разрабатываться исходя из этого документа. Это сделано для того, чтобы не заниматься хаотичным принятием тел или иных законов или постановлений", - уточнила чиновник.
По словам Павленко, и раньше чиновники предпринимали попытки принять в том или ином виде стратегические документы в сфере лекарственной политике. "Было много хороших идей, но, в основном, они содержали общие выводы", - говорит она.
Павленко отметила, что разрабатывать концепцию "Национальной лекарственной политики" руководство Минздрава начало лишь в этом году, поскольку в прошлом внимание ведомства было сконцентрировано на решении неотложных проблем фармацевтического рынка, требующих нормативно-правового урегулирования.
"Национальная лекарственная политика" будет состоять из девяти разделов: отбор основных лекарств; доступность; финансирование системы обеспечения лекарствами; системы снабжения; регулирование и обеспечение качества лекарств; рациональное применение; исследования; развитие кадровых ресурсов; мониторинг и оценка.
Над каждым из разделов, по словам Павленко, работает отдельная подгруппа, состоящая из представителей Минздрава, "Государственного экспертного центра", Гослекслужбы, а также фармбизнеса и общественных организаций. "Такой подход выбрали для того, чтобы сохранить противовес при разработке нормативно-правовых актов, чтобы в них не было склонности к зарегулированности", - объяснила она.
Великолепная девятка
Каждое из направлений будет состоять из множества компонентов. "К примеру, в разделе о доступности лекарств ценовое регулирование будет только одним из элементов. Доступность лекарств также будут регулироваться с помощью налогов, тарифов, параллельного импорта (разрешение на ввоз лекарств из-за границы, которые были произведены для других стран - ред.), ценовых переговоров, которые сможет проводить государство с поставщиками. То есть, Минздрав намерен применять множество механизмов, которые смогут приблизить лекарства к пациентам", - подчеркнула первый замминистра здравоохранения.
Одними из ключевых направлений для государственного финансирования системы обеспечения лекарствами будут, в том числе, лечение приоритетных заболеваний, выплаты малообеспеченным, частичная компенсация стоимости лекарств из госбюджета (реимбурсация).
Направления для госфинансирования, а также перечень препаратов для закупки будут определять и планировать на несколько лет. "Плановость для страны крайне важна, чтобы пересмотра подхода каждый год не происходило при определении приоритетности закупок тех или иных лекарств", - подчеркнула Павленко.
Чиновник уточнила, что в украинской системе обеспечения лекарственными средствами не используются некоторые механизмы, рекомендуемые ВОЗ. Им, в частности, правительство намерено уделять больше внимания. Речь идет об использовании государственно-частного партнерство. "Различные государства практикуют выбор одного-двух проектов в рамках сотрудничества с фармпроизводителями. Часто предлагаются производства или простаивающие мощности какого-то государственного завода. В обмен на это бизнес часть продукции передает государству. И это не единственный пример", - рассказывает она. Александра Павлено жалуется, что сейчас сотрудничества государства и фармбизнеса состоит только в закупке лекарств, и не рассматриваются другие механизмы работы.
В Минздраве расчитывают, что Кабинет министров поддержит проект постановления, предусматривающий концепцию "Национальной лекарственной политики". "Чтобы подготовить этот документ, как стратегический план страны, Минздрав объединяет усилия с ВОЗом", - отметила Павленко.
Не все учтено
Участники фармацевтического рынка и представители пациентских организаций саму идею формирования Национальной лекарственной политики одобряют, однако сомневаются, что чиновникам удастся эффективно реализовать его положения. Прежде всего, потому, что концепция носит преимущественно декларативный характер и воплотить в жизнь заложенные в нее идеи можно лишь при введении страховой медицины.
Так, председатель совета пациентской организации "Фармварта" Денис Шевченко говорит, что для фармбизнеса документ скорее будет полезным, нежели создаст какие-то дополнительные трудности или проблемы. "Но есть один нюанс - в документ заложено много декларативных принципов. Они легко реализуемы, но при введении обязательного медицинского страхования. Но как раз о страховании в документе нет ни слова", - сожалеет он. В частности, по мнению представителя пациентских организаций, такие механизмы как компенсация стоимости лекарств или приоритеты финансирования при переходе на страховую медицину могут быть реализованы и без принятия декларативных документов.
Кроме того, эксперты отмечают, что предложенная Минздравом версия "Национальной лекарственной политики" охватывает много сфер, начиная от всех надлежащих практик, включая стандарты лечения, и заканчивая контролем качества и наценок на препараты. "Вряд ли все эти функции потянет Минздрав", - считает директор "Агентства медицинского маркетинга" Юрий Чертков.
Аналитик также уточнил, что в вопросы экономики фармацевтической отрасли государству стоит вмешиваться исключительно тогда, когда речь идет о бюджетных закупках. "К примеру, практика показала, что государству не стоит заниматься регулированием наценок на лекарства. Их уровень отрегулируется самостоятельно в конкурентом поле. В противном случае, регулирование наценки может привести к убыточности работы аптек", - уверен Чертков.
В тоже время директор департамента внешних связей фармацевтического холдинга STADA CIS Иван Глушков отметил, что в целом "Национальная лекарственная политика" достаточно хорошо структурированный, внятный документ, хотя, очевидно, и компромиссный. "Этот документ должен учитывать интересы государства, пациентов и фармацевтической индустрии. Нынешняя версия документа учитывает интересы только первых двух участников. С моей точки зрения, это выглядит как некий политический компромисс между политиками и избирателями. По всей видимости, авторы документа посчитали, что прописывать в нацполитике меры, которые приведут к развитию фармацевтического бизнеса, будет политически неприемлемо", - заверил он РБК-Украина.
По мнению фармпроизводителя, формирование нацполитики важное, но недостаточное условие доступности качественных, эффективных и безопасных лекарств в стране. "Этот документ - как фундамент, на котором должны стоять другие конструкций дома. Конструкции без фундамента стоять прочно не будут, а сам фундамент без конструкций прямой практической пользы не имеет", - говорит он.