Александра Павленко: МВФ поддерживает наши реформы в здравоохранении
Первый замминистра здравоохранения Александра Павленко была назначена на эту должность в конце декабря прошлого года. В этом году, когда активно циркулировали слухи об отставке министра здравоохранения Александра Квиташвили, досталось его первому заместителю. Так, ее увольнения требовали фармацевты, были обращения в Генпрокуратуру, которые закончились ничем. Александру Павленко даже называли среди возможных преемников Александра Квиташвили на посту министра здравоохранения, что вполне логично, исходя из ее должностного положения.
Но разговоры о ротации в Минздраве стихли. Похоже, даже в контексте анонсируемой премьер-министром Арсением Яценюком осенней перезагрузки Кабмина, все ключевые чиновники Минздрава останутся на своих местах.
Сегодня руководство министерства сосредоточено на проведении комплексной реформы здравоохранения. "... законодательная инициатива - это не самая первая и главная задача органа исполнительной власти. Мы также ждем, и уже достаточно давно, от профильного парламентского комитета утвержденный план реформаторских законопроектов", - сказала, в частности, в интервью РБК-Украина первый замминистра здравоохранения Александра Павленко.
Также не расстаются в Минздраве с идеей реформы тендерных процедур. "В конечном итоге, за Минздравом должны остаться только функции регулятора политики в отрасли", - подчеркнула Александра Павленко.
О реформе здравоохранения
РБК-Украина: На каком этапе находится продвижение законопроектов по реформе здравоохранения в Верховной Раде? С кем-то удалось договориться о поддержке?
Александра Павленко: Верховная Рада фактически находится в отпуске. Сейчас с кем-либо вступать в серьезные договоренности технически сложнее.
Однако, в любом случае, мы пытаемся говорить с руководством парламентского комитета по вопросам здравоохранения о том, чтобы все-таки рассмотреть наш пакет законопроектов на ближайшем заседании комитета в качестве приоритетного. Такое заседание может состояться либо в сентябре, после того, как нардепы выйдут из отпуска, либо во время экстренного заседания парламента, которое, как мне известно, должно состояться до конца августа.
Также Министерство здравоохранения обратилось к Президенту (Петру Порошенко) с просьбой признать данные законопроекты приоритетными. Это может ускорить их продвижение в парламенте.
По нашим ощущениям, готовность комитета рассматривать есть. Вопрос состоит только в нескольких спорных позициях. Мы этого не боимся.
Дискуссия будет разворачиваться, скорее всего, вокруг организационно-правовой формы медучреждений. Мы готовы к этой дискуссии.
РБК-Украина: Почему вы думаете, что будут дискуссии вокруг этой позиции?
Александра Павленко: Как известно, был подан альтернативный законопроект. В нем вопрос организационно-правовой формы стоит в приоритете, как мне кажется.
У нас были попытки собрать руководство комитета, мы назначали дату встречи. Но поскольку сейчас у них отпускной период, организовать полноценное собрание не удалось.
РБК-Украина: Недавно народный депутат Андрей Шипко подал несколько своих законопроектов, также направленных на реформирование системы здравоохранения. Эти документы не являются вторым альтернативным пакетом к пакету Минздрава?
Александра Павленко: После подачи этих законопроектов я связалась с Андреем Шипко. Его пакет законопроектов направлен на попытки решения некоторых проблем в работе медучреждений, связанных со страхованием пациентов.
РБК-Украина: Для достижения компромисса с законопроектом Олега Мусия, Минздрав готов отказаться от своего пакета законопроектов?
Александра Павленко: Над своим пакетом законопроектов мы долго трудились, привлекали очень большое количество специалистов. Чтобы убедить премьер-министра (Арсения Яценюка), что в нашем пакете заложен первый шаг к реформированию, было приложено много усилий. Чтобы законопроекты получили статус правительственных, нам потребовалось пройти сложные этапы согласований.
К разработке нашего пакета были привлечены юристы Ernst&Young, которые на рынке позиционируются как высокооплачиваемые специалисты. Но они тратили свое волонтерское время, помогая Минздраву. И не только они.
После всего расставаться со своими законопроектами мы точно не намерены. Более того, если подойти к вопросу концептуально, то за основу нужно брать более объемный законопроект, детально расписанный.
Я бы не сказала, что у Олега Мусия автономизация медучреждений расписана более полно. Есть какие-то штрихи, которые можно внести в наш пакет.
По большому счету, это могло родиться не в виде альтернативного законопроекта, а как поправки к нашему. И мы были к этому готовы.
РБК-Украина: Почему между командой Минздрава и руководством профильного парламентского комитета настолько сильное противостояние, откуда столько нелюбви, что ли?
Александра Павленко: У нас нет нелюбви к кому-либо. Просто мы представляем кардинально разные ветви власти - законодательную и исполнительную.
Законодательная власть функционирует по другим принципам. Это избирательный орган, где каждый заинтересован в капитализации своего имиджа.
К сожалению, ради популизма многие пользуются приемами дешевого пиара, когда темы практически "высасываются из пальца". Если бы нардепы, в том числе, руководство и члены профильного комитета были "заряжены" на реформы, законопроекты рождались бы намного раньше, чем это делается в Кабмине и Минздраве.
Напомню, законодательная инициатива - это не самая первая и главная задача органа исполнительной власти. Мы также ждем, и уже достаточно давно, от профильного парламентского комитета утвержденный план реформаторских законопроектов.
В хорошем смысле слова, это должно было стать союзничеством вокруг реформ. Выполнение такого плана - не самая приятная, так сказать, "черная работа", но нужно, наконец, закатать рукава и ее сделать. Вот и все.
Играть на критике всегда легче. А еще легче дождаться, когда кто-то подаст свой законопроект, как в нашем случае, открыть его, увидеть идею, подрихтовать, а после этого выйти на телеканалы.
РБК-Украина: У Минздрава есть план, как обойти эту PR-критику профильного комитета и вынести пакет законопроектов о реформе на пленарное заседание Верховной Рады?
Александра Павленко: Профильный комитет и весь парламент - разные вещи. Как мне кажется, зал можно настроить положительно.
Министр (Александр Квиташвили) еще задолго до подачи законопроектов на регистрацию встречался с представителями разных фракций. Безусловно, мы будем вновь проводить презентации и разъяснительную работу, когда законопроекты попадут на пленарное заседание.
Очень важно представление законопроектов. Оно остается за правительством, надеемся, что Кабмин сможет убедительно донести необходимость реформаторских законопроектов.
Убеждена, в зале есть реформаторские настроения. И депутаты-популисты не смогут "сделать погоду".
РБК-Украина: Но без одобрения профильного комитета очень сложно законопроекту попасть на рассмотрение зала. Как вы этого добьетесь?
Александра Павленко: Наш законопроект был представлен практически во всех регионах. Медики нас поддерживают. Мы провели серьезную работу для продвижения законопроектов в облздравах.
И, если депутаты реально работают с медсообществом, то лучше начать с нами обсуждать суть предлагаемых изменений. Я надеюсь, что за лето негативные настроения в профильном комитете пройдут. Мы над этим работаем.
РБК-Украина: Принятие этих законопроектов является обязательством Украины перед МВФ. Не хотите использовать этот фактор, чтобы надавить на нардепов?
Александра Павленко: Честно говоря, я противник давления. Все, что делается "через колено", возвращается таким же негативом.
Конечно же, МВФ нас поддерживает, это - аргумент. Но, независимо от позиции МВФ, реформаторские идеи в отрасли предлагались не раз, начиная с 2005 года.
Реформа нам необходима, чтобы вывести очень многие факторы в медицине "из тени".
РБК-Украина: Насколько верно, что МВФ будет помогать Минздраву разрабатывать проект бюджета системы здравоохранения на три года?
Александра Павленко: Минздрав совместно с экспертами намерен пересмотреть подходы к формированию бюджета на год. У нас есть статьи расходов, по которым ни в одном регионе нам не могут дать вразумительный ответ, на что именно тратятся деньги.
К примеру, есть такая бюджетная статья как повышение квалификации. Звучит неплохо, но на самом деле в большинстве случаев является профанацией.
Нам необходимы новые подходы к формированию бюджета системы здравоохранения. Я не говорю о сокращении или урезании средств.
Наоборот, есть идеи, например, увеличить расходы на первичную медпомощь, но путем профессиональной оптимизации. Во всем мире считается, что основная помощь должна происходить на первичном уровне - в поликлиниках, чтобы человек в дальнейшем не обращался к более дорогостоящей медпомощи, на вторичном или третичном уровнях медицины.
Бюджет на три года пока не рассматриваем. Это больше обсуждение, скажем так, системного, стратегического планирования.
О тендерах
РБК-Украина: Не могу не спросить о госзакупках лекарств и медизделий. Минздрав уже подготовил полную нормативно-правовую базу для закупок у международных организаций?
Александра Павленко: Мы серьезно продвинулись в этом вопросе. Кабмин, наконец, принял разработанное нами постановление, которое описывает детально дальнейшие шаги Минздрава по выбору международных поставщиков.
Без этого постановления мы не могли приступить к серьезной официальной переписке с международными организациями. Неофициальная работа велась, чтобы заранее понимать, какую номенклатуру препаратов они готовы нам поставить.
Для ускоренного принятия постановления мы пошли по процедуре, которая предусматривает голосование в правительстве и быстрый сбор подписей заинтересованных министерств и ведомств. Как правило, в 99% случаев сначала собирают подписи, а потом документ выносится на рассмотрение Кабинета министров. И не всегда получает позитивное решение.
Наш министр, понимая актуальность этого документа, внес его с голоса - и Кабмин за него проголосовал. Сейчас мы прошли процедуру сбора подписей полностью. Документ 7 августа ушел в Кабмин на подписание.
РБК-Украина: Когда Кабмин принял это постановление?
Александра Павленко: 22 июля 2015 года. Остальные нормативно-правые акты, которые необходимы для закупок у международных организаций, большей частью уже на завершающем этапе. После Минюста проекты выносятся на голосование правительства.
РБК-Украина: Как обстоит сотрудничество с Антимонопольным комитетом? Жалобы в этот госорган часто существенно тормозят закупки лекарств.
Александра Павленко: До запуска тендеров полным ходом нам необходимо грамотно выстроить процесс. Необходимо понимание, как происходит обжалование, где нюансы заложены, что есть смысл обжаловать, что нет смысла, чтобы ложно не обжаловались те тендеры, задержки с проведением которых ведут к серьезной недостаче сложных препаратов. Хотя думаю, что рынок на все способен.
В ближайшие дни мы планируем провести мероприятие под началом АМКУ, где соберутся представители всех регионов. На нем послушаем методические рекомендации АМКУ по практике рассмотрения подобных жалоб.
Потому что многие вопросы могут быть сняты на этапе формирования документации конкурсных торгов (ДКТ). И в ней, как правило, заложены подводные камни. Не всегда обжалуется сам результат. Чаще всего обжалуется сама ДКТ.
Многие влиятельные группы не хотят изменений в тендерных закупках, в частности, госзакупки у международных организаций. Мы прекрасно понимаем, что жалоб в этом году, скорее всего, будет не меньше, чем в прошлом. Может быть и больше.
Нам бы хотелось, чтобы представители облздравов заранее ознакомились с рекомендациями, которые мы распространим по медучреждениям. Меня, конечно же, интересует, чтобы юристы Минздрава были готовы к такой работе.
РБК-Украина: То есть, какого-то системного решения данной проблемы не предвидится? Принятие какого-то нового нормативно-правового документа?
Александра Павленко: Нет. Это невозможно. Это право рынка - обжаловать. Наша задача - как можно лучше формировать ДКТ.
РБК-Украина: Александр Квиташвили не раз говорил, что он хочет отдать функции госзакупок в другой специализированный госорган. Почему затягивается эта передача?
Александра Павленко: Да, такая опция записана в Коалиционном соглашении. Мы абсолютно не против это сделать.
Изначально обсуждалось, что будет создан госорган, который в целом возьмет на себя все госзакупки, чтобы ни одно министерство не было обременено такими хозяйственными операциями. Ведь любые торги - это закупка, фактически купля-продажа. Министерства должны заниматься политикой и регуляторкой.
Кстати, передача госзакупок заложена в предлагаемой нами реформе системы здравоохранении. В конечном итоге, за Минздравом должны остаться только функции регулятора политики в отрасли. Все. Но это расписано на несколько лет.
РБК-Украина: В начале года были заблокированы закупки лекарств и медизделий из-за того, что поставщики вовремя не могли зарегистрировать/задекларировать свои оптово-отпускные цены в Минздраве. Изменилась ли ситуация?
Александра Павленко: Регистрация цен, так называемое референтное ценообразование, необходимо для того, чтобы цены в Украине и соседних странах не слишком отличались в сторону увеличения.
Нам на время пришлось отказаться от референтного ценообразования, которое считалось хорошим инструментом для страны. Но, учитывая кризис в экономике, постоянные скачки валютного курса и, как следствие, обязательство участников рынка чуть ли не каждый месяц подавать новые цены, а процедура эта не быстрая, они фактически все время находились в перманентном декларировании.
Сейчас мы разрабатываем новую нормативную базу, связанную с референтным ценообразованием и инструментами в вопросах цены. Наш внутренний дедлайн - до 28 августа подготовить соответствующий документ на рассмотрение группы по дерегуляции. В его разработке нам помогает Ассоциация производителей инновационных лекарств "АПРАД".
Беседовал Дмитрий Уляницкий
Вторую часть интервью с первым заместителем министра здравоохранения Украины Александрой Павленко читайте завтра, 13 августа