Петро Белз: мы делаем рынок нефтепродуктов простым и понятным, но не всем это нравится
Украинский рынок нефтепродуктов давно живет в состоянии турбулентности: особенно в сегменте крупного опта. В отличие от розничного рынка крупный опт стал ареной ценовых войн, смены участников рынка, скандалов и разбирательств.
Одна из компаний, стремительно ворвавшаяся на рынок за последнее время – "Анвитрейд" (Wexler Group), известна тем, что поставляет в Украину до трети всего потребляемого дизтоплива по единственному действующему в стране продуктопроводу.
"Анвитрейд" активно выступала за то, чтобы крупнейший покупатель дизтоплива в стране – "Укрзализныця" поставляла горючее по формульной цене с привязкой к котировкам PLATT’S, чего собственно и удалось добиться. Буквально в понедельник железнодорожная компания подписала первый такой договор.
Еще "Анвитрейд" обвиняли в монополизации рынка, в том, что она принадлежит одиозному политику Виктору Медведчуку, а выйти на рынок ей якобы помогала Служба безопасности Украины.
В интервью РБК-Украина на все эти обвинения ответил генеральный директор компании Петро Белз, а также рассказал о дальнейших планах "Анвитрейд" и о том, что ожидает рынок нефтепродуктов.
- "Анвитрейд" и Wexler связывают с группой предпринимателя Нисана Моисеева и с пророссийским политиком Виктором Медведчуком. Это ваши бенефициары?
- У меня дружеские и деловые отношения с Нисаном Моисеевым. Что касается Виктора Медведчука – ну, это просто сказки конкурентов.
- Но Моисеев поставляет вам нефтепродукты…
-- Да, Протон поставляет топливо Векслеру. А мы это топливо покупаем по предоплате. Протон Нисана Моисеева – крупный самостоятельный международный трейдер с миллиардными оборотами. "Анвитрейд" и группа компаний Wexler – компании, которые начали работать с восстановлением работы трубопровода. Вот и вся конспирология.
- Тем не менее в СМИ вас связывают с Медведчуком, отмечая ваш невероятно быстрый рост на рынке.
- Мы в рынке с 2013 года. Мы быстро вошли в рынок благодаря постоянной и усердной работе, и четкому выполнению всех договорных обязательств.
- Но рынок же не был пустым. И тут вдруг вы занимаете на нем ключевую долю. Как это вышло?
- Мы более гибкие и работаем с каждым покупателем, независимо от его статусности и/или положения на рынке. Цена у нас всегда конкурентная, качество стабильно хорошее. Образно говоря, у нас, у "Анвитрейда" может купить по большому счету топливо каждый, кто имеет деньги. Например, вы захотели заниматься этим бизнесом, или оптимизировать поставки на свои предприятия или АЗС, пришли к нам, подписали договор, сегодня-завтра вы заплатили, и завтра же мы вам уже отгрузили. Это прозрачно, доступно и очень удобно для людей. Таким образом, мы получили много конечных потребителей. Тогда как раньше, до того, как заработало наше предприятие, для того, чтобы купить, скажем, у белорусов или россиян нужны были длинные и сложные процедуры. Мы максимально упростили бизнесу доступ к ресурсу.
- Как вообще так вышло, что ваша компания получила доступ к "трубе"?
-- "Труба" - ТОВ "Прикарпатзападтранс", - предприятие, которое предоставляет услуги по прокачке и транспортировке дизельного топлива. Мы в связи с тем, что имели опыт работы с нефтепродуктами, понимали рынок, помогли в восстановлении работы этого предприятия.
Например, в первый год работы было найдено и ликвидировано более 200 врезок в трубопровод. Затем на границе с Беларусью был установлен контрольный узел учета; ликвидированы промежуточные потери продукта. Заменено техническое сырье в трубе на Евро-5.
Разумеется, после восстановления работы предприятия, мы оказались "ближе" к продукту, Протон стал поставщиком топлива, а Wexler стал первым покупателем.
Было принято решение увеличить возможности автоналива, проведены ремонты резервуаров, замена очистных труб, то есть полностью восстановлена работа предприятия. Разумеется, для нас были определенные бенефиты в том, что мы имели, скажем так, первоочередной доступ к реализации этого продукта.
Соответственно, запуск продуктопровода, дал конкурентную цену за счет логистики. Ни для кого не секрет, что трубопроводный транспорт является самым дешевым видом транспорта в мире.
Имея лучшую цену, у нас стоял на повестке дня только вопрос реализации открывшихся возможностей. Кроме того, мы не пытались "съесть" все сами. Мы не тянули на себя все объемы. Мы не монополисты. Вы посмотрите какие у нас контракты. На сегодняшний день все имеют возможность работать, покупать и работать так же как и мы.
- Тем не менее в СМИ вас обвиняли в том, что вам помогла утвердиться на рынке Служба безопасности Украины?
-- Ложь полная. Давайте факты: где, кто, кого. Я не слышал ни одного случая, чтобы СБУ осуществляла какое-то давление на компании, которые занимаются реализацией дизтоплива. Я впервые об этом слышу вообще. Мы не используем админресурс для давления на конкурентов, это не правильно. Есть же старое доброе выражение "не рой другому яму, потому что сам туда можешь попасть".
- Но, тем не менее, вы используете ваше положение на рынке…
- Ну это не админресурс. Мы не идем к чиновникам, не платим им деньги, не просим налоговиков начать какие-то дела или проверки, мы не идем в СБУ. Люди занимаются своей работой, мы занимаемся своей. Мы покупаем топливо и продаем. Не больше, не меньше. Мы не принимаем участия в политике, не связаны с Виктором Медведчуком, Петром Порошенко или Дональдом Трампом. Мы делаем свою работу.
- В Украине не бывает бизнеса отделенного от политики…
- Бывает, когда вы занимаетесь бизнесом, а не политикой. Если вы получите продукт хорошего качества и по хорошей цене - перед вами станет вопрос только правильной реализации этого продукта.
- Да, но завтра может прийти налоговая, СБУ, прокуратура….
-- Вы думаете, к нам не приходит налоговая? Вы думаете, к нам не приходит СБУ? Просто, мы не делаем из этого информационных кампаний и не используем это для разного рода манипуляций обязательствами по поставкам или платежам перед партнерами, поставщиками, покупателями.
- Ну тем не менее вам позволяют работать, вас никто не остановил…
-- У нас нет контрабанды, мы не демпингуем, не повышаем цены после тендеров, не срываем поставок. Мы платим официальные зарплаты и не маленькие. Если ты видишь, что работаешь правильно - правда всегда будет сильнее.
- Какая доля рынка у вас сегодня?
-- Мы видим, что доля наших поставок от общего потребления в Украине составляет около 15%. В разрезе разных месяцев статистика может изменяться. В январе "Анвитрейд" продал потребителям чуть больше 30 тысяч тон. Это при том, что весь украинский рынок в январе составил около 300 тысяч тонн.
- Какую долю рынка вы хотите занять в ближайшие годы?
- Мы такие задачи перед собой не ставим. Я вам расскажу, какой у нас подход к работе, какое у нас видение. Наша задача - правильно выстроить рабочий процесс, от которого кроме финансовой выгоды будет еще и моральное удовлетворение. Мы не ставим себе цель быть первыми. Мы хотим стать лучшими: нормально работать, получать удовольствие от работы, от общения с людьми, с партнерами.
- Вы планируете выходить на розничный рынок?
- Планируем, это логичное развитие бизнеса. Обязательно сообщим, когда подойдем к конкретике.
- За последнее время цена топлива очень выросла, как думаете, почему?
- Росла нефть, рос доллар – росла цена топлива. Сейчас происходит обратный процесс.
- Весной вас обвиняли в срыве формульного тендера для "Укрзализныци". С чем это связано?
- Ничего подобного не происходило. Это такой же бред, как и то, что мы структура Медведчука. Я не удивлюсь, если появится там еще кто-то. Я не знаю что это такое, это такие ходы журналистов, конкурентов, “доброжелателей”, или это просто натура некоторых людей, я не знаю. Кто тянет, того и погоняют.
По нашему мнению "Укрзализныця" - это стратегическое предприятие, от работы которого зависят все, в том числе и мы. Не понимаю тех людей, которые своими интригами пытались довести "Укрзализницю" до угрозы остановки из-за отсутствия топлива.
"Укрзализниця" не должна каждый день бегать по рынку и искать ресурс. Они должны быть обеспечены топливом, по правильной – прозрачной и всем понятной формульной цене, и все.
- Вы импортер нефтепродуктов. Но импорт создает угрозу зависимости от одного поставщика и не позволяет успешно развиваться отечественному производителю. Как вы оцениваете это?
-- Когда в 2015 году ввели запрет на поставку топлива вагонами по железной дороге из России, началась паника. Но буквально за 2-3 дня ее удалось преодолеть и наладить альтернативные поставки в Украину. Если мы хотим побороть энергетическую зависимость, топливную зависимость от России, нам надо развивать собственную добычу и переработку.
Сегодня Украина покупает дизель в Беларуси, который произведен из российской нефти. Литва, Польша, Румыния, Болгария все производят из российской нефти. Даже Индия, и та перерабатывает российскую нефть. Мы разве готовы заплатить на 30-40 долларов дороже за тонну дизеля, который произведен из той же российской нефти? Может, и готовы, но это уже не бизнес, а политика. А политикой, как я вам уже сказал, мы не занимаемся, и заниматься не собираемся.
- О каких 40 долларах вы говорите?
- До того, как начала работать Прикарпатзахидтранс премия белорусов достигала, если не ошибаюсь 40 долларов. На сегодняшний день белорусы предлагают цену с премией 8 долларов на тонне. Почему Беларусь на сегодняшний день предлагает с премией плюс восемь долларов? А раньше так не предлагала. Почему? Потому что не было другого источника поставки. Украина всегда была и на сегодняшний день остается премиальным рынком для всех нефтетрейдеров, топливных трейдеров. Украине обязательно нужно думать о собственном производстве нефтепродуктов. Нет другого пути, кроме собственного производства, для обеспечения независимости.
- Если все-таки, нефтепродуктопровод будет перекрыт, насколько на внутреннем рынке подорожает топливо?
-- Сразу на 20 долларов, а в общем на долларов 30-40 в опте. Стелла - соответственно, еще больше. Увеличатся поставки из Беларуси и Литвы, возобновит поставки Польша. Увеличатся поставки водным транспортом с НПЗ Румынии, Греции и Туркменистана. Источник сырья не поменяется. Только украинцы опять начнут платить больше.