С того момента, как президентским указом ГлавКРУ трансформировалось в Государственную финансовую инспекцию Украины (Госфининспекция), прошло более двух лет. О задачах Госфининспекции на 2013 г., что дала смена вывески на ведомстве, о взаимодействии с первыми лицами государства в интервью РБК-Украина рассказал руководитель Госфининспекции, ранее - глава КРУ Петр Андреев.
РБК-Украина: Спустя два года после реорганизации Вы можете сказать, что преобразование КРУ в Госфининспекцию действительно себя оправдало?
Петр Андреев: Дел меньше не стало, хотя количество проверок за прошлый год в сравнении с 2011 г. мы снизили почти на 30%. Всего за 2012 г. было проведено 9,5 тыс. контрольных мероприятий. 8,9 тыс. предприятий посетили инспектора, из них 5,3 тыс. - бюджетные учреждения. И на 8 тыс. предприятий были установлены финансовые нарушения, ущерб от которых составил 3,7 млрд грн. Из них при нашем участии возмещено 1,9 млрд грн.
Наша функция не поменялась - наводить порядок в сфере государственных финансов. В 2012 г., по сравнению с 2010 г., в девять раз уменьшилось количество выявленных нарушений, которые привели к потерям, и хищений - благодаря жесткой позиции Президента и премьер-министра. Ведь все финансово-промышленные группы, которые видят свой бизнес в государственном бюджете, - наши оппоненты. И самые устрашающие угрозы с их стороны звучат постоянно.
Общая сумма выявленных хищений за 2012 г. составила 0,8% от проверенных средств. Для сравнения: когда мы делали аудит состояния национальной экономики за 2008, 2009 гг и І кв. 2010 г., этот показатель составлял около 8%. В 2010 г. нам удалось его снизить до 5%, в 2011 г. - до 2,8%.
И это при общем сокращении аппарата на 30 %, когда штатное расписание составило всего лишь около 5 тыс. чел. Необходимо отметить, что размер зарплаты наших служащих не изменился.
РБК-Украина: Сколько сейчас получает ревизор-инспектор?
Петр Андреев: Оклад ведущего ревизора-инспектора составляет 1500-1800 грн. Это значит, что высокопрофессиональный труд сравнялся в оплате с низкопрофессиональным. И наших специалистов забирают в коммерческие структуры на куда большие деньги. А нам приходится брать студентов, учить, а через два года они уходят.
РБК-Украина: И сколько средств в бюджет возвращено в госбюджет, благодаря вашим действиям, в прошлом году?
Петр Андреев: В прошлом году мы возместили потери государства почти на 2 млрд грн. Из них 746,5 млн грн составили средства, возвращенные в бюджеты всех уровней.
Кроме этого, сегодня мы работаем с подконтрольными учреждениями на упреждение потерь госсредств. С этой целью, когда прошло сокращение, создали специальный отдел по мониторингу рисковых операций и госзакупок.
По результатам работы, организованной этим подразделением, в целом по Украине за 2012 г. упреждено потерь государственных средств на около
1,7 млрд грн, за январь-февраль 2013 г. - 243 млн грн.
Отмечу, это было сделано без выхода на объект контроля - путем ежедневного мониторинга рисковых госзакупок по данным, размещенным на сайте Минэкономразвития - «Вестник госзакупок» и в СМИ. Мы предупреждаем руководителей подконтрольных учреждений о возможных последствиях незаконных действий в сфере государственных закупок. И, как правило, руководители, получив такую информацию, отменяют результаты конкурсных торгов или разрывают договора и возвращают незаконно перечисленные государственные деньги.
Также наша контрольно-ревизионная работа направлена на риск-ориентированный подход. Для этого анализируются финансовые показатели подконтрольных объектов за три года и разбиваются по зонам рисков, с целью фокусирования на наиболее рисковых учреждениях. Это позволяет оптимизировать процедуру отбора объектов контроля для проведения государственного финансового контроля и, соответственно, уменьшить количество контрольных мероприятий.
РБК-Украина: Сколько человек было привлечено к ответственности в прошлом году в результате ваших проверок?
Петр Андреев: В прошлом году к административной ответственности привлечено всего 23 тыс. должностных лиц; к дисциплинарной ответственности - 6 тыс., к материальной - 1,6 тыс. должностных лиц. Почти 700 человек-нарушителей было уволено с занимаемых должностей.
За прошлый год в правоохранительные органы передано 2,7 тыс. материалов по злоупотреблениям должностными лицами. По этим материалам возбуждено 1,3 тыс. уголовных дел. Кроме этого, по результатам совместных проверок с правоохранительными органами возбуждено еще более 1 тыс. уголовных дел.
В 2012 г. по нашим материалам правоохранительные органы составили протоколов о коррупции на 245 должностных лиц.
РБК-Украина: Каковы результаты проверки Госрезерва?
Петр Андреев: После частичной проверки в 2010-2011 гг была сменена почти половина должностных лиц. Создана система внутреннего финансового контроля, поскольку ее отсутствие вело к хищениям.
Это требование ЕС - создание органов контроля во всех органах центральной власти в целях упреждения хищений. Во всех центральных органах власти, кстати, такие подразделения уже созданы. А сейчас мы их помогаем создавать в регионах. Разработана методика, этика контролеров, есть вся нормативная база - и это хорошее подспорье в работе госуправленцам.
Во втором квартале запланирована комплексная ревизия Госрезерва.
РБК-Украина: А формирование тарифов вы контролируете?
Петр Андреев: Только в ходе оперативных мероприятий. Или по запросу местных органов власти - по коммунальным тарифам, например. Часто затратами коммунальщики считают то, чего нет. Так, потери в сетях водоснабжения достигают 40%, а поставщики воды это списывают на расходы. При таком подходе ни на что и никогда не хватит средств.
В конце концов, настало время заняться реформированием советских ЖЭКов, закончить приватизацию жилья, дать гражданам право самим определять себе поставщиков услуг. Приватизировали квартиры - а прочее пространство дома осталось ничьим. Это надо исправить и как можно скорее.
РБК-Украина: Будете ли проверять итоги большой приватизации?
Петр Андреев: Да, на 2013 г. мы включили эту проверку себе в план, подали на Кабмин. Намерены полностью провести ревизию ФГИУ, дать оценку приватизации и проведению конкурсов. Учитывая, что работа на упреждение дала хорошие результаты, мы и здесь планируем применить данную методику.
Плюс право, данное руководителями государства главе Госфининспекции на участие всех заседаниях Кабмина и предварительный аудит документов, позволяет нам уже сейчас работать на упреждение. Все проекты нормативных документов сейчас обязательно проходят предварительный аудит Госфининспекции.
РБК-Украина: Оборонку проверяли?
Петр Андреев: За 2006-2012 гг. установлено более 6,5 млрд грн финансовых нарушений. Но это результат комплексной работы с правоохранительными органами.
РБК-Украина: Вы чувствуете поддержку Президента?
Петр Андреев: Когда я проходил у него собеседование, то он сказал, что моя задача - навести порядок в государственных финансах. Виктор Янукович гарантировал мне, что никто из чиновников не будет давить, звонить и пр. И за три года ни одного такого звонка нам не было. Такая же позиция у премьер-министра Николая Азарова.
Но, увы, даже при такой поддержке, еще остается ряд проблем.
Я говорил, что если мы проинформировали орган управления, а там ничего не предпринимают, чиновники продолжают работать - и из года в год мы устанавливаем одни и те же нарушения, одними и теми же лицами, то такие горе-руководители, с нашей точки зрения, автоматически становятся соучастниками преступления. Иначе мы порядок не наведем никогда.
В случае выявления фактов невыполнения должностными лицами своих прямых обязанностей, государство в одностороннем порядке должно расторгать контракты с такими чиновниками. Для этого надо внести изменения в закон о госслужбе. Тогда мы сможем очистить ряды госслужащих от таких людей.
И к нам уже обращаются сотрудники многих ведомств, жалуются, что их заставляют подписать некие документы, с просьбой проверить эти документы на предмет соответствия законодательству. И уже на этом этапе мы предотвращаем преступления. Чиновники уже не хотят брать на себя ответственность за чьи-то инициативы.
РБК-Украина: И много обращений?
Петр Андреев: В том числе - от граждан. Хоть это и выходит за рамки наших функциональных обязанностей. Был случай, когда с пенсионера требовали откат за пересчет пенсии. Была проведена соответствующая проверка, виновные - уволены.
РБК-Украина: По Родовид Банку было выявлено 22 млрд грн хищений. Сколько возвращено?
Петр Андреев: Мы восстановили активов почти на 4 млрд грн. Аннулировали договоры, занижавшие стоимость активов, много кредитных соглашений было расторгнуто. Это позволило спасти ситуацию. Но расследование по уголовному делу продолжается в правоохранительных органах.
В 2010 г. решениями судов нас отстранили от проверок банков, поскольку у нас нет допуска к банковской тайне. Мы обращались в НБУ, в парламент. Пока безуспешно. Сегодня даже Кабмин при нашей помощи не может проверить банки, в которых является собственником - для этого надо внести изменения в соответствующие законы. Коммерческие банки пусть регулятор проверяет, а госбанки - должны быть под нашей юрисдикцией.
РБК-Украина: Вы упоминали о взаимодействии с главой Кабмина. Насколько часто вы встречаетесь Николаем Азаровым?
Петр Андреев: Довольно часто - и с Николаем Яновичем, и с Виктором Федоровичем. С Президентом - почти каждый месяц. Он заслушивает наши отчеты. Ряд нарушений мы смогли предотвратить только благодаря вмешательству Президента и премьера. А с Николаем Яновичем видимся до трех раз в неделю и благодаря совместной работе в конце прошлого года решили вопрос по задолженностям зарплат.
Нашу работу усложняет необходимость предварительного уведомления тех, кого мы проверяем, о своем визите. Будто говорим: «Жгите документы». Так было при проверке «Укравтодора» в Херсоне и Николаеве, когда были уничтожены именно те документы, которые были нам необходимы. Прокуратура уже установит - был ли там поджог.
Или компания пропустила через себя сотни миллионов. Мы за 10 дней уведомляем о проверке, а компания тут же перепродается подставному лицу - такая история была в Ивано-Франковске.
Можно говорить о демократии, но наша служба призвана защищать интересы людей, интересы бюджета.
РБК-Украина: С портами разобрались?
Петр Андреев: Да, но по Одесскому порту ситуация не изменилась - частные оффшорные компании продолжают арендовать все гидротехнические сооружения, портовые краны. Как результат, все грузопотоки идут через эти компании. А от госкомпании осталась одна вывеска.
И тут снова вопрос к чиновникам: когда заключали контракт с руководителем порта, не видели, что там написано? Как и финпланы по портам утверждались не до августа предыдущего года, а в августе текущего года - как это делали в правительстве Юлии Тимошенко. Как можно при таком утверждении финплана проверить работу порта? И почему руководитель госпредприятия вообще работает без финплана? При том, что часто это - предприятия-монополисты, дающие до 40% поступлений в доходную часть госбюджета. Какой доход они дадут без финансового плана?
РБК-Украина: Вы говорите об этом Президенту?
Петр Андреев: Конечно. Проводятся даже специальные заседания Кабмина. Но все это через нервы, а такие вопросы должны решаться автоматически.
РБК-Украина: Вам нужно больше полномочий, чтобы КПД работы Госфининспекции был более высоким?
Петр Андреев: Нужно автоматические принятие решений и больше внезапности. Как в Донецке было - приехали проверять, а нам тычут бумажку, что все распущены на два месяца и нас не ждут.
Нигде в мире контролирующие органы не предупреждают о своих проверках за 10 дней. Во Франции, например, фининспектор приходит на предприятие, требует документы. И если за 15 минут они не предоставлены, он составляет акт о препятствовании в работе инспектора - и прокурор возбуждает уголовное дело.
А если будет уголовное преследование за препятствование в нашей работе, то ситуация резко поменяется. С моей точки зрения, нужна уголовная ответственность с лишением права занимать должностные посты.
РБК-Украина: У Вас были инициативы по сокращению бюджетных программ?
Петр Андреев: Вопрос оптимизации количества бюджетных программ мы регулярно поднимаем по результатам проведенных контрольных мероприятий.
Как контролирующий орган мы четко понимаем ограниченность «государственного кошелька» - госбюджета. А, соответственно, и важность целевого и эффективного использование бюджетных ресурсов.
В свое время наша Служба выходила с инициативами сокращения, оптимизации количества бюджетных программ. Например, в 2010 и 2011 гг мы предлагали сократить путем объединения в среднем около 60 бюджетных программ. Речь шла о программах, одинаковых по своей сути, но распылённых между несколькими исполнителями - министерствами и ведомствами, за которыми отсутствует должный контроль и координация по их исполнению.
Например, программа по закрытию шахт. Когда мы вышли на проверку, обнаружили, что шахта закрывается на протяжении последних 10 лет, а деньги выделяются и выделяются. И что любопытно: по документам шахта закрыта, а наши работники приходят и обнаруживают, что она работает. Идет добыча угля, его отгрузка. При этом в планах Минэнергоугля этой шахты нет, но деньги на ее ликвидацию выделяются.
Или шахта затоплена, а на нее закупают технологическое оборудование. Но при проверке оказывается, что и оборудования нет. Спрашиваем: «Где?». «Утонуло», - отвечают. И таких примеров - колоссальное количество по всем отраслям.
Услышаны ли наши инициативы? Считаю, что да. Госбюджеты на 2012 и 2013 гг стали тому подтверждением, количество бюджетных программ в 2012 г., по сравнению с 2011 г., сократилось на 340 единиц.
Такая тенденция прослеживается и в 2013 г. - количество бюджетных программ составляет 559, что на 17 меньше, чем в 2012 г.
Беседовал Алексей Беловол