Первые итоги децентрализации: бюджетный рост и трансфертные дыры
Правительство не выполняет ряд обязательств, закрепленных новой редакцией Бюджетного кодекса. Несмотря на это, некоторые регионы идут с существенным опережением графика по сбору средств с местного розничного акциза. В то же время, с налогом на недвижимость ситуация неоднозначная.
Украина прошла первый этап бюджетной децентрализации, сообщил вчера премьер-министр Арсений Яценюк. По его словам, местные бюджеты увеличили свои доходы на четверть и в январе-феврале получили 13 млрд грн.
Минфин, который решил рассекретить показатели по местным бюджетам уточнил, что прирост поступлений, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составил 2,54 млрд грн - без учета неподконтрольных территорий. При этом, в январе, по сравнению с 2014 годом в целом, по Украине падение промпроизводства составило более 21% (рост только по 5 областям, в основном - западным), сельхозпроизводства - 2,4%, строительства - 36,7%.
Поступления от налога на доходы физлиц подросли...
Новая редакция Бюджетного кодекса предусматривает, что в столице остается 40% налога на доходы физлиц (НДФЛ), в городах областного значения и районах - 60%, а в областных бюджетах - 15%. Фактические отчисления по НДФЛ за первые два месяца 2015 года выросли более чем на 12% - до 6,7 млрд грн. Эксперты объясняют такой рост поступлений инфляцией.
В 15 регионах темпы роста по этому показателю - выше среднего по Украине. В лидерах - Киев (+22,8%). По Донецкой и Луганской областям Минфин зафиксировал падение отчислений на 14,4% и 28,7%, соответственно.
... от земельного налога - тоже...
По налогу на землю, который с 1 января тоже стал местным, перечислено более 2 млрд грн, что на 16,8% больше, чем в январе-феврале 2014 года. "Это очень мало. Только инфляция - 25%, а ставки индексируются на этот показатель. По Закарпатской и Ровненской областям - 25% это как раз инфляция, 5% - за счет инвентаризации земель, новых арендаторов, выявление неплательщиков", - сказал РБК-Украина аналитик по земельным вопросам Ассоциации городов Украины (АГУ) Ярослав Рабошук.
В Луганской области рост поступлений от земельного налога составил 6,9%. А в Донецкой области зафиксировано падение на 3,7%.
Впрочем, не исключено, что местные органы власти перестраховывались, закладывая заведомо заниженные планы. Да и поступлений могло бы быть больше, если бы изменения в кодекс принимались своевременно - хотя бы за полгода до Нового года, а не в конце декабря. Органы местного самоуправления не успели подать расчеты по новым ставкам, поэтому на текущий год пока остаются в силе ставки 2014 года.
... и от розничного акциза - тоже
За счет акциза с розничной торговли и налога на недвижимость местные бюджеты по состоянию на 1 марта получили 541,5 млн грн и 21,2 млн грн соответственно. В среднем каждый украинец заплатил 12,6 грн розничного налога.
Первый замминистра финансов Игорь Уманский сообщил, по 10 областям за два месяца годовые планы по розничному налогу выполнены почти на четверть, хотя в январе новая система только тестировалась. По его данным, Киевская область годовой план уже выполнила, Закарпатская область - выполнила на 60%, Донецкая - на 75%.
Ресурс при введении розничного акциза рассчитывался в Минфине по заниженному плану - 8,1 млрд грн. И теперь Минфин не доводит до местных властей предельные показатели, поскольку их утверждение - в компетенции местных советов.
"Большинство не осознало своей ответственности, и что Минфин в дальнейшем не будет их корректировать. С этим придется бороться как на уровне центральной власти, так и, в первую очередь, на местном уровне", - сказал РБК-Украина Игорь Уманский.
Сбои - на совести нардепов и чиновников Минфина
Уманский считает, что в среднем общая динамика имеет неплохие показатели. "Но, если смотреть по отдельным бюджетам, у кого-то идет колоссальное недовыполнение, у кого-то уже больше половины плана выполнено. Некоторые местные бюджеты принимают такие решения, что даже на голову не налезают. Например, Хмельницкий. Изначально в законодательстве заложены льготы по необлагаемой площади - 60 кв. м на квартиры и 120 кв. м на дома. А они решили, что по домам все, что свыше 500 кв. м облагается (налогом), по квартирам - 250 кв м. В итоге, объекта налогообложения нет и, соответственно, поступлений не будет", - подчеркнул первый замминистра финансов.
Немаловажную роль в такого рода историях сыграла неготовность местных властей к администрированию новых налогов, сказал эксперт по вопросам бюджета АГУ Сергей Слобожан. Он напомнил, что Минфин утвердил форму декларации лишь в конце января, а вся ответственность за невыполнение лежит на местных органах власти. Потому 70% небольших населенных пунктов вообще не запланировали акцизный налог в своей доходной части.
"Недвижимость - политический фактор. Многие власти боятся вообще вводить, чтобы не было социальных бунтов. Но тенденция такова, что когда начнут видеть, что один населенный пункт получает реальные деньги на свое развитие, а другой - нет, то начнут вводить", - отметил Сергей Слобожан.
С этим согласен эксперт в сфере фискальной децентрализации Сергей Марченко, который считает, что местные власти пересмотрят планы по доходам.
Игры с розничным акцизом...
Свое слово во всей этой истории с новыми налогами сказал налогово-таможенный комитет Рады, собравший на профильные слушания представителей Минфина, Государственной фискальной службы (ГФС), экспертов и участников рынка подакцизных товаров.
В комитете отметили, что акцизный розничный налог противоречит европейским нормам, поскольку, по сути, акциз уплачивается только производителями или импортерами подакцизных товаров. В то же время, бизнес с достаточным пониманием отнесся к введению розничного акциза, поскольку в стране идут военные действия и необходимо наполнять бюджет.
Под действие этого налога, по данным ГФС, подпадают 77,3 тыс. субъектов торговли алкогольными напитками, 70,5 тыс. - табачными изделиями и около 7 тыс. АЗС.
"Нефтепродукты имеют такое отличие, что стоимость бензина входит во все. Мы не пришли к полному пониманию проблемы, я уж не говорю о том, как сложно его администрировать. Налог ввели, потому что так нужно было, мы залезли в карман к каждому гражданину, а 5% - это одна гривна с одного литра. Может, вместо того, чтобы вводить новый налог, нужно что-то с тенью делать", - сказал на слушаниях президент Ассоциации операторов рынка нефтепродуктов Леонид Косянчук.
По его словам 30% рынка занимают контрабанда и фальсификат.
Введение розничного акциза - негативный фактор, заявил РБК-Украина директор юрдепартамента "Сокар Энерджи Украина" Сергей Тащи. "Он имеет природу, который в принципе нарушает природу налогообложения в Украине. Система его формирования - цена реализации плюс 5%, то есть, сумма НДС включена в базу формирования этого налога", - пояснил Сергей Тащи.
Розничный налог сложен в администрировании, о чем свидетельствуют первые три месяца работы по новым правилам, сказал директор отдела корпоративных вопросов JTI Украина Александр Когут. А одной из проблем является отсутствие кассовых аппаратов во многих розничных точках.
"Фактически торговые точки с кассовыми аппаратами и без них уже три месяца работают в неравных условиях, и реализуют табачную продукцию по разным ценам. Новый налог стал неожиданностью для потребителей, которые привыкли ориентироваться на максимальные розничные цены, указанные на пачках сигарет, и отказывались платить дополнительные 5%", - сказал Александр Когут.
С точки зрения упрощения ведения бизнеса, введение дополнительного 5%-ного налога выглядит странным, считает директор по корпоративным связям Efes Ukraine Валентин Бойницкий. По его словам, этот налог стал "отдельной новой и большой головной болью для предприятий розничной торговли", и дерегуляции он не способствует.
"Одна из основный функций акциза - ограничение потребления определенной группы продуктов. Поэтому акциз обычно и вводится на группы продуктов, злоупотребление которыми вредит здоровью.Но, поскольку доходы от нового налога остаются в местных бюджетах, местные власти заинтересованы максимально увеличивать поступления от него, то есть, увеличивать продажи подакцизных продуктов", - сказал Валентин Бойницкий.
В ГФС и Минфине проблемы видят в части уклонения от уплаты розничного акциза. Так, большинство АЗС декларируют от 50% до 70% реализованного топлива, как топливо для коммерческого использования, с которого налог не взимается. Поэтому, для исключения неоднозначной трактовки норм, в Налоговый кодекс вскоре будет внесено уточнение и определение - кого считать конечным потребителем.
В то же время, налоговый комитет предлагает рассмотреть возможность полной отмены розничного акциза. В виде компенсаторов предлагается ввести новый налог по ставке 1% и распространить его на все товары, которые реализуются через розницу. Это должно и упростить администрирование и увеличить отчисления в бюджеты до более чем 9 млрд грн.
"Мы считаем, что налог на реализацию подакцизных товаров должен быть временным, и уже сейчас необходимо думать об альтернативных способах наполнения местных бюджетов. Мы анализируем предложение ввести 1% налог на все виды потребительских товаров, но на данном этапе считаем его недоработанным. Такой налог также будет налогом на реализацию, а это противоречит прогрессивным налоговым практикам и намерениям упростить правила ведения бизнеса в Украине", - подчеркнул Александр Когут.
Хотя в другой табачной компании РБК-Украина сказали, что предложенный комитетом вариант более целесообразен.
Глава комитета Роман Насиров добавил, что пересмотр каких-либо норм возможен по итогам полугодия.
... и налогу на недвижимость
На 1 января 2015 года БТИ передали Госреестру информацию лишь по 40% (1,9 млн) объектам. Потому администрировать налог на недвижимость проблематично, считают в парламентском комитете. Соответственно, его уплату необходимо приостановить и возобновить после того, как закончится полное формирование базы Госреестра.
Александр Слобожан удивлен подобным заявлениям. Он считает, что проблем с налогом на квадратные метры нет. В Налоговом кодексе указано, что налог может взиматься как на основании документов, подтверждающих право собственности, так и данных Госреестра. ГФС и местные органы власти имеют право запрашивать документы и в Госреестре, и в БТИ, пояснил эксперт.
Правительство устроило межбюджетную блокаду
Таким образом, бюджетная часть реформы децентрализации выполняется. Но при этом правительство блокирует утверждение нормативов для распределения межбюджетных трансфертов.
Новая редакция Бюджетного кодекса предусматривает, что до 1 марта правительство должно было провести инвентаризацию всех документов, регламентирующих применение нормативов при осуществлении расходов. Речь идет, в частности, о показателях расходов на бюджетные учреждения, что позволило бы экономить бюджетные средства.
"Любой мэр мог бы сказать, что есть норматив и тот, кто не додал, ответственен за это. А так - мутная вода. Грубо говоря, 2 грн выделили, 20 коп. из них - себе в карман. И все, по отчетам чиновник - герой, потому что деньги дал. А кто против этого - агент Кремля, как сейчас модно о всех несогласных", - сказал Александр Слобожан.
Он подчеркнул, что новый нормативный подход сразу покажет коррупционную составляющую. Это, разумеется, невыгодно министерствам, так как нельзя будет издать приказ, например, о праздновании чего-то или проведении тендера с участием заинтересованных лиц.
Вместо этого, подчеркнул Слобожан, Кабмин хочет протащить формулировку, которая позволяет разрешить местным органам власти финансировать медицину и образование за счет своих ресурсов, если есть факт недофинансирования из Киева.
"Если уж забрали часть ресурса на центральный уровень, то пусть как хотят, так и выкручиваются, но медицина и образование должны быть профинансированы", - резюмировал Александр Слобожан.
С ним согласен Сергей Марченко, который сомневается, что в 2015 году правительство будет готово перейти на новые нормативы. "Будут рассчитывать по формуле 2014 года", - сказал эксперт.
Сейчас объем недофинансированных субвенций составляет около 3 млрд грн, а концу года он может достичь 8 млрд грн, прогнозируют специалисты.