ru ua

Пенсионная реформа: сейчас или никогда

Пенсионная реформа: сейчас или никогда Реализация пенсионной реформы запустит механизм реформирования во всей экономике
Реформа системы пенсионного обеспечения в Украине нужна была "на вчера". Критическая ситуация в Пенсионном фонде, демографические вызовы, когда уже сегодня количество пенсионеров превышает число работающих, - нам дальше оттягивать уже некуда.

Реформа системы пенсионного обеспечения в Украине нужна была "на вчера". Критическая ситуация в Пенсионном фонде, демографические вызовы, когда уже сегодня количество пенсионеров превышает число работающих, - нам дальше оттягивать уже некуда.

Правительственный законопроект имеет хорошую основу, более того - он учитывает лучшие зарубежные образцы реформирования пенсионной системы. Он предусматривает введение обязательного накопительного уровня пенсионного страхования. По сути, это новый финансовый инструмент, позволяющий человеку обеспечивать свою старость благодаря выбору финансового учреждения, где будут храниться сбережения, выбору сценариев инвестирования, а на перспективу - и выбору возраста выхода на пенсию.

Кроме того, сбережения населения являются основным катализатором стимулирования экономического развития в государстве и роста благосостояния населения, поскольку они направляются на инвестиции в экономику. Связь между темпами экономического роста и нормой сбережений подтверждается исследованиями: благодаря низкой эластичности потребления к изменению дохода, повышение темпов экономического роста создает резерв для аккумуляции непотребленных доходов - сбережений.

Конечно, идеальных законов нет. Не является исключением и правительственный пенсионный законопроект. И, несмотря на многочисленные популистские заявления отдельных политиков и некоторые законодательные пробелы проекта, реформу нужно запускать. Тем более, есть время до 2017 года, чтобы навести порядок в финансовой системе.

Даже в действующем законодательстве об общеобязательном государственном пенсионном страховании предусмотрен ряд предохранителей для предотвращения рисков будущим пенсионерам.

Например, с целью максимального сохранения пенсионных активов запрещено держать в денежных средствах на текущем банковском счете, на банковских депозитных счетах и в сберегательных сертификатах банков более чем 50% общей стоимости пенсионных активов, при этом не более 10% общей стоимости пенсионных активов в обязательствах одного банка. Относительно облигаций предприятий-резидентов, то здесь действует ограничение до 40%, облигации местных займов - до 10%.

Среди самых удачных предложений правительственного законопроекта стоит отметить и нормы относительно назначения всех видов пенсий по нормам единого закона и отмену специальных пенсий. На них заслуживают лишь люди, которые рисковали своей жизнью ради Украины.

Положительный эффект будет иметь и постепенное освобождение солидарной системы от несвойственных для нее выплат (так называемых доплат к пенсиям - "дотягивание" до минимального уровня более 7 млн пенсионеров), а также введение с 1 января 2017 года II уровня системы пенсионного обеспечения - обязательной накопительной. Она постепенно снизит нагрузку на солидарный уровень и привлечет долгосрочный инвестиционный ресурс на развитие экономики.

При условии введения обязательного накопительного уровня, человек сможет выбирать, в каком возрасте идти на пенсию. Например, он считает, что для этого достаточно накопил средств. Человек заходит на сайт, включает калькулятор и видит, сколько накопил пенсионных начислений. Если считает, что их достаточно, может принять решение выйти на заслуженный отдых.

И все же законопроект №2767 требует некоторой доработки. Например, целесообразно исключить нормы касательно особенностей участия в накопительной системе общеобязательного государственного пенсионного страхования лиц, которым по состоянию на 1 января 2017 года исполнилось 35 и более лет, но не достигшие 55-летнего возраста. Условия участия должны быть одинаковыми для всех возрастных категорий.

Более того, нормы относительно ограничения срока подачи соответствующего заявления для участия в накопительной системе являются дискриминационными и сужают права соответствующей категории лиц.

Стоит исключить из проекта положения относительно Накопительного пенсионного фонда. Очевидно, что создание государственного учреждения, которое будет осуществлять администрирование накопительной системы потребует значительных расходов государственного бюджета. Но это только одна сторона медали. Появление такого фонда создаст коррупционные риски в части инвестирования накоплений и их использования.

В дискуссиях вокруг пенсионной реформы любят вспоминать опыт социальной защиты в скандинавских странах - Швеции, Норвегии. Человек там действительно полностью защищен - получает большую зарплату, чувствует себя хорошо, даже когда является инвалидом. Однако мы должны учитывать, откуда берутся средства на социальные начисления - эти страны имеют одно из крупнейших фискальных нагрузок. Наше государство этого себе позволить не может.

Украина должна идти путем той же Словакии, которая провела реформу публичных финансов. Одновременно с пенсионной реформой там перестроили системы здравоохранения и социальной защиты. И это сделали перед налоговой реформой, чтобы залатать дыры, через которые утекают государственные средства. Реализовав пенсионную реформу, мы запустим механизм реформирования во всей экономике.