Министр социальной политики Украины Павел Розенко надеется, что до конца текущего года Верховная Рада примет закон, необходимый для создания Национального агентства занятости. Это агентство, по словам министра, будет создано на базе Государственной службы занятости.
Министр социальной политики Украины Павел Розенко надеется, что до конца текущего года Верховная Рада примет закон, необходимый для создания Национального агентства занятости. Это агентство, по словам министра, будет создано на базе Государственной службы занятости.
Кроме того, министр ожидает, что в этом году будет принят новый Трудовой кодекс, а также он акцентирует на монетизации льгот. Все эти инструменты, в комплексе с более широкими реформами, по мнению Павла Розенко, помогут вывести из тени экономику, побороть безработицу и наполнить Пенсионный фонд.
"Теневая зарплата является основным ресурсом Пенсионного фонда, который мы недополучаем. 200 млрд (грн, что находятся в тени, - РБК-Украина) при нынешней налоговой базе - это как минимум 75 млрд грн поступлений в бюджет. А сегодня в Пенсионный фонд из государственного бюджета выделяется около 80 млрд - вот и решение проблемы дефицита пенсионного фонда", - сказал, в частности, в интервью РБК-Украина министр социальной политики Павел Розенко.
РБК-Украина: Недавно вы анонсировали создание Национального агентства занятости. Когда будет создано такое ведомство и чем его деятельность будет отличаться от уже существующей Государственной службы занятости?
Павел Розенко: У нас есть готовый законопроект, который мы уже презентовали. Мы должны пройти несколько этапов создания Национального агенства занятости.
Во-первых, общественное обсуждение сторон социального диалога - профсоюзов и работодателей, которые тоже являются участниками процесса создания рабочих мест. Мы услышим их реакцию, совместно доработаем законопроект, рассмотрим на Кабмине и передадим в Верховную Раду.
Мы задали достаточно высокий темп реформ в социальной сфере, нам есть чем гордиться и мы бы хотели, чтобы на законодательном уровне вопрос создания Национального агентства занятости был решен до конца 2015 года, и уже с 2016 года мы начали выстраивать новую структуру.
Основное отличие - это изменение функциональных обязанностей этого ведомства. Это переход от классической государственной службы, чем раньше была структура занятости, к мобильному офису, который предоставляет услуги и является посредником между человеком и работодателем.
Это совсем другая философия работы - не указывать и руководить или издавать приказы и постановления, а быть таким центром, где предоставляются услуги по трудоустройству, переобучению, переквалификации.
РБК-Украина: Что будет со службой занятости?
Павел Розенко: Национальное агентство будет создаваться на ее базе. Служба занятости сегодня есть вертикаль, которая проходит в каждый район.
Безусловно, мы не можем сказать, что мы это все уничтожим и будем выстраивать что-то новое. Агенство будет работать на базе вертикали службы занятости, но по совсем другим принципам.
То есть, мы возьмем материально-техническое обеспечение, помещение и все такое, но будем наполнять эти помещения и технику совсем другим содержанием.
РБК-Украина: Что ждет персонал в процессе реформы?
Павел Розенко: Вопрос в том, кто готов качественно выполнять эти функции. Сейчас Служба занятости имеет преимущественно профессиональных специалистов, которым надо просто изменить акцент работы. Подавляющее большинство сотрудников останутся.
РБК-Украина: По прогнозам Минсоцполитики, уровень безработицы к концу года вырастет до 11,5%. Как собираетесь решать эту проблему? Есть ли в бюджете дополнительные средства для обеспечения такого количества безработных?
Павел Розенко: Надо четко понимать, что ни служба, ни агенство занятости не создают рабочие места - их создает экономика, бизнес, работодатели. Поэтому бороться с безработицей можно только созданием новых рабочих мест.
Сегодня это можно сделать только тремя методами: реформы, борьба с коррупцией и привлечение в экономику внешних инвестиций, которые будут раскручивать экономический потенциал.
Безусловно задача службы занятости - поддержать человека, который потерял работу. Мы это делаем и будем делать - необходимые средства есть.
Также мы рассчитываем на помощь наших международных партнеров - будут работать акцентированные программы для отдельных категорий граждан, в частности, ребят, которые возвращаются из зоны АТО, а также временно перемещенных лиц.
РБК-Украина: Какой процент трудоспособного населения в Украине не имеет работы фактически?
Павел Розенко: 11% - это общее число безработных. Людей, которые зарегистрировались, значительно меньше. Сейчас в центрах занятости зарегистрировано более 500 тыс. лиц.
Фактически на сегодняшний день, по разным оценкам, 1,8-1,9 млн человек. Это корректная цифра, которая учитывает теневую безработицу и людей, зарегистрированных в центрах занятости.
РБК-Украина: Вы раскритиковали ранее принятый Верховной Радой закон №2676 об упрощении доступа к субсидиям, который ограничивает начисления субсидий для пенсионеров и инвалидов. Какими будут действия министерства, если закон все же будет подписан Президентом?
Павел Розенко: Мы уже передали свои аргументы в Верховную Раду и Администрацию Президента. У нас есть нормальный диалог и сегодня уже все поняли, что этот законопроект существенно ограничивает права человека. Это не просто мои слова - это выводы специалистов и юристов.
Сегодня у меня есть обращение от областных администраций и органов местного самоуправления со всей Украины о том, что реализация законопроекта №2676 приведет к нарушению прав людей.
Все эти документы будут переданы Президенту Украины и, я думаю, что он сам не допустит нарушения прав граждан на социальную защиту.
РБК-Украина: В Верховной Раде зарегистрирован проект нового Трудового кодекса. Когда он может быть принят?
Павел Розенко: Мы просили Верховную Раду не затягивать с рассмотрением этого вопроса. Это одна из ключевых реформ, которую поставило перед собой правительство, что зафиксировано в коалиционном соглашении.
Безусловно, к проекту Трудового кодекса есть очень много вопросов и предложений. Он разрабатывался не один год различными министерствами социальной политики в разные составы, с помощью экспертов международной организации труда.
В свое время проект получил достаточно высокую оценку международного сообщества. Этот законопроект уже достаточно плотно проработан и безусловно хотелось бы, чтобы Верховная Рада дала старт этой реформы.
Министерство социальной политики, со своей стороны, будет подключаться к процессу доработки данного законопроекта. Ко второму чтению мы готовы все спорные вопросы вычистить и продискутировать с народными депутатами.
Мы бы очень хотели, чтобы проект Трудового кодекса был принят в целом до конца 2015 года. Ведь, кроме принятия проекта кодекса, нам придется еще принять целый ряд нормативных документов, которые будут развивать этот документ.
Поэтому принятие трудового кодекса является основным приоритетом моей команды и команды Министерства в целом.
РБК-Украина: Какие методы борьбы с нелегальной работой и зарплатами в конвертах предусмотрены новым кодексом?
Павел Розенко: Сегодня законодательством уже установлены достаточно жесткие нормы наказания за нелегальную работу или зарплату в конверте.
Но без стимулирующих вещей карательные меры никогда не срабатывают.
Поэтому сейчас очень важно, и правительство над этим работает, не только наказывать, но и иметь доверие бизнеса, чтобы дать ему возможность выходить из тени. А это целый комплекс вопросов: уменьшение налогового, фискального и регуляторного давления, борьба с коррупцией в органах власти и доступ бизнеса к государственным средствам и участию в прозрачных тендерных процедурах.
Это и реформа судебной системы, ведь сегодня бизнес продолжает страдать от рейдерских захватов, которые совершаются, в основном, через судебную власть. То есть, это комплексная реформа, а не только изменение трудового законодательства или ужесточение санкций в отношении работодателя.
РБК-Украина: Какой процент экономики сегодня находится в тени?
Павел Розенко: На сегодня около 50% экономики Украины находится в тени. По оценкам экспертов, около 200 млрд грн ежегодно выплачивается в виде теневой зарплаты.
Именно теневая зарплата является основным ресурсом Пенсионного фонда, который мы недополучаем. 200 млрд при нынешней налоговой базе - это как минимум 75 млрд грн поступлений в бюджет. А сегодня в Пенсионный фонд из государственного бюджета выделяется около 80 млрд - вот и решение проблемы дефицита пенсионного фонда.
Поэтому детенизация - это вопрос №1 как для экономической, так и для социальной сферы, потому что мы реально недополучаем ресурс, который мог бы возвращаться к людям в виде зарплат и пенсий.
РБК-Украина: Когда может произойти монетизация льгот на проезд?
Павел Розенко: Мы имеем понимание и поддержку этой реформы Министерством инфраструктуры. С Андреем Пивоварським мы проводим мозговые штурмы и дискуссии по этому вопросу.
Более того, несмотря на сложность данного процесса, его поддерживают и местные органы власти. Диалог заключается в том, что мы ни у кого ничего не забираем. Мы не отнимаем ни у кого право бесплатного проезда, оно будет оставлено льготникам, но будет реализовываться несколько иначе, чем сейчас.
Сейчас человек ездит бесплатно, но бесплатного ничего не бывает, поэтому возмещение идет по линии государство - автотранспортное предприятие - а это коррупционное звено. Поэтому лучшим будет механизм, когда мы оставляем бесплатный проезд, но человек заходит в общественный транспорт, платит за услугу, а государство ему непосредственно возмещает этот проезд, независимо от того, воспользовался человек этой услугой или нет. Он получит деньги на руки и будет сам решать, или проехать одну остановку на троллейбусе или пройти пешком и использовать эти средства на покупку лекарств, продуктов и так далее.
Я бы хотел, чтобы такая система начала работать с 2016 года, но все зависит от финасового состояния страны и возможностей.
РБК-Украина: О каких суммах выплат идет речь?
Павел Розенко: О сумме говорить еще рано. Мы именно проводим расчеты и очевидно, что это будет адресная помощь, которая будет предоставляться всем без исключения льготникам, как это делается сейчас.
Например, мне непонятно, почему право на пользование льготами в общественном транспорте получают люди с доходом 10-15 тыс. грн. Я думаю, что такие пенсионеры могут спокойно заплатить за проезд.
Поэтому мы будем ограничивать в праве пользования льготами людей с высокими доходами. Это даст нам больший ресурс для того, чтобы заплатить тем, кто действительно в этом нуждается.
Беседовала Юлия Молочко