Сегодня Верховная Рада может дать старт первой масштабной реформе системы здравоохранения за последние годы. Вчера парламентский комитет по вопросам здравоохранения одобрил для голосования во втором чтении законопроект №6327, который позволит запустить преобразования с начала следующего года. Изначально планировалось, что реформа коснется всех сегментов украинской медицины. Как работы первичного звена, то есть обычных семейный врачей, терапевтов и педиатров, так и специализированный помощи в больницах. Однако в ходе подготовки документа ко второму чтению его текст был существенно выхолощен. К примеру, пока что на уровне идеи останется внедрение принципа сооплаты, который подразумевал официальную частичную оплату за оказываемые медуслуги со стороны пациента. Минздрав пошел на принятие половинчатого законопроекта, чтобы запустить реформу хотя бы на первичном звене медпомощи. После принятия данного законопроекта основные изменения коснутся только этого звена медицины — будет на законодательном уровне изменена система финансирования семейные врачей — они будут получать деньги за свои услуги исходя из числа обратившихся к ним пациентов. Кроме того, законопроект содержит норму о создании Национальной службы здоровья, через которую будут финансироваться семейные врачи. О том, какие еще основные изменения могут быть запущены в украинской системе здравоохранения с 2018 года, в интервью РБК-Украина рассказал заместитель министра здравоохранения Украины Павел Ковтонюк.
- Что изменит в жизни простого украинца возможное сегодняшнее принятие законопроекта №6327, который дает старт полномасштабной реформе здравоохранения?
- Этот законопроект вводит честный механизм оплаты государством медицинских услуг, которые пациент может бесплатно получить в медучреждениях. Когда законопроект заработает, каждый украинец будет четко знать, какие медицинские услуги уже оплачены государством и в каком объеме, а за какие необходимо будет официально платить. То есть не будет ситуаций, когда у больницы нет на лечение денег, а пациент обязан давать их кому-то в карман. Это уйдет в прошлое. Мы придем к официальным безналичным отношениям между государством, врачом и пациентом.
Первым этапом этой реформы, если за нее сегодня проголосуют народные депутаты, станут изменения на уровне первичной медицинской помощи, то есть на уровне семейного врача, терапевта и педиатра. После принятия законопроекта каждый украинец сможет свободно выбирать для себя врача, а не зависеть от места своей прописки, к которому привязан тот или иной врач первичного звена.
Государство будет оплачивать таким докторам достойные деньги за лечение каждого пациента. Врач станет заинтересованным в привлечении к себе пациентов, поскольку он будет получать средства из госбюджета в зависимости от числа пациентов, которых он будет обслуживать.
Следующим этапом будет внедрение такого же механизма на вторичном (в больницах, - ред.) и третичном (высокоспециализированная медпомощь в областных и республиканских больницах, - ред.) уровнях. Больницы будут получать средства не за число имеющихся коек, а за число оказанных медуслуг. Будут работать такие два принципа — есть пациент - есть услуги - есть деньги, нет пациента - нет услуг - нет денег.
- Когда заработает первый этап этой реформы на уровне первичного звена? Ранее Минздрав обещал внедрить ее с 1 июля текущего года, однако этого так и не случилось...
- Этот этап начнет внедряться с 1 января 2018 года. Такой перенос сроков обусловлен правками народных депутатов в текст законопроекта.
- Какие услуги на первичном уровне будут бесплатными?
- У врача первичного звена все услуги будут бесплатными, включая консультационные услуги доктора, вакцинирование, базовые анализы и некоторые методы скрининга. Для этого с 1 января следующего года все украинцы должны будут подписать декларации о выборе врача. Его можно будет менять когда угодно. Но лучше выбирать врача надолго, на всю жизнь.
Кроме того, с 1 января 2018 года мы запускаем электронную систему здравоохранения. То есть для того, чтобы один и тот же пациент не числился сразу у нескольких терапевтов, данные обо всех пациентах, после подписания ими декларации, будут вноситься в электронную систему. Таким образом, у нас не будет «мертвых душ», за которые врачи будут получать средства из госбюджета. Электронная система уже готова. Мы могли ее запустить уже 1 июля текущего года.
- Откуда врачи первичного звена будут получать средства за свои услуги?
- Они будут получать эти деньги через Национальную службу здоровья из государственного бюджета. В бюджетной резолюции, которая также сегодня планируется к рассмотрению народными депутатами, заложена сумма среднего тарифа в 370 гривен, которую будет получать врач первичного звена за каждого пациента. Это средний тариф. Сумма колеблется в ту или иную сторону, в зависимости от различных факторов. К примеру, если это будут дети, пенсионеры, то тариф будет выше, если молодые люди – несколько ниже. Это разительно отличимая сумма от 210 гривен, о которых мы ранее говорили и за которую нас сильно критиковали. Мало того, в бюджетной резолюции заложена и сумма на 2019 год — тогда врачи будут получать за каждого пациента в среднем по 450 гривен в год.
370 гривен в год означает, что врач первичного звена будет получать в год около 700 тысяч гривен на свою практику. Такая сумма получается, если врач наберет максимально разрешенное число пациентов в 2 тысячи человек. Если этот врач будет работать в большой поликлинике, то деньги будут поступать на поликлинику. Если он будет работать в статусе физлица-предпринимателя, то есть будет иметь свой отдельный кабинет или небольшую амбулаторию, то врач будет получать эти средств напрямую на свою практику. Но он будет из них оплачивать зарплату медсестер, коммунальные услуги и так далее.
- Когда реформа затронет вторичное и третичное звено системы здравоохранения?
- У больниц есть два года для того, чтобы подготовиться к изменению системы финансирования. В течение 2018-2019 годов мы будем проводить пилотные проекты, чтобы полноценно запустить реформу в этих сегментах с 2020 года.
Первичное звено мы готовим к реформе примерно год, а вторичное и третичное звенья будем готовить два, поскольку для этого требуется более серьезная проработка и подготовка реформы.
- Правильно я понимаю, что ранее озвученная реформа о переходе к сооплате будет готовиться все эти два года?
- К сожалению, народные депутаты во время доработки законопроекта о реформе системы здравоохранения убрали из него механизм сооплаты. Это плохо. Но надо начинать хоть с чего-то.
- Механизм сооплаты предполагал, что в Украине будет три списка медуслуг — один список включал бы в себя бесплатные для пациентов медуслуги, второй включал бы в себя медуслуги, за которые пациенты платили бы частично, а вторую часть оплачивало бы государство, а третий включал медуслуги, за которые необходимо было бы платить пациенту 100% их стоимости. Что осталось от этой идеи?
- Теперь будет два списка. В первый — гарантированный пакет медуслуг, который ко второму чтению переименовали в программу государственных гарантий — будут включены медуслуги, за которые государство будет оплачивать их 100% стоимости. Второй список будет включать медуслуги, которые государство не сможет оплатить. То есть ситуации, когда государство могло бы оплатить 70% стоимости медуслуги, а пациент доплатить оставшиеся 30%, теперь не будет.
- В таком случае расскажите, какие медуслуги государство будет оплачивать?
- Каждый год государство будет формировать программу государственных гарантий, которая будет приниматься как дополнение к госбюджету. В нее будет включен перечень медуслуг и тарифы, которые будут покрываться за счет государственного бюджета.
- За что будут платить украинцы?
- Пока сложно ответить на этот вопрос. Возможно, какие-то срочные случаи оказания медпомощи будут входить в перечень бесплатных медуслуг, а какие-то плановые операции не будут входить.
Ранее мы планировали включить в гарантированный пакет медпомощи на 100% все случаи экстренной, первичной, паллиативной медпомощи, а также все срочные случаи на вторичном и третичном уровне.
Теперь же, согласно внесенным правкам, в программу государственных гарантий будут включены все вышеуказанные виды медпомощи. Но на практике, в зависимости от того, сколько у нас будет денег, мы будем вынуждены сидеть и выписывать, что сможем покрывать на 100% за счет государства, а за что пациенту придется платить самостоятельно.
- Извините, но как раз в этом случае я не вижу никакой реформы. Украинцы и сейчас фактически оплачивают на уровне 100% за услуги на вторичном и третичном уровне. Только после реформы эти платежи станут официальными, и не более того.
- Если у нас через два года будет мало денег на медицину и государство не сможет оплачивать услуги на вторичном и третичном уровнях по нормальному тарифу, то этот риск, к сожалению, есть. Поэтому мы надеемся, что мы вернемся к вопросу сооплаты до 2020 года, когда будет вводиться программа госгарантий. Нам нужно будет вернуться к этому вопросу в той или иной форме. Но сейчас мы посчитали, что необходимо начать реформу хотя бы с первичного звена.
- Помимо того, законопроект о реформе здравоохранения после первого чтения предполагал, что в Украине будут признаны международные протоколы лечения. Осталась эта норма?
- Нет, ее убрали из текста законопроекта. Я надеюсь, что народные депутаты внесут эту норму в виде правки с голоса сегодня при его рассмотрении. Депутаты в ходе доработки документа ко второму чтению соглашались с нами, что необходимо внедрять эту норму, но не соглашались с нашим вариантом ее внедрения на практике. Мы считаем, что это необходимо делать, признавая источники этих протоколов на английском языке, то есть, признавая оригиналы международных протоколов, которые приняты авторитетными медицинскими международными организациями. Народные депутаты с этим не были согласны, они предлагали другие механизмы. В переговорах мы пришли к решению, что Минздрав не согласен ни с одним из предложенных депутатами вариантов, поэтому в результате эта норма исчезла из текста законопроекта.
- Правильно я понимаю, что из законопроекта оказались выхолощены очень многие принципиальные вещи, как-то механизм сооплаты, признание международных протоколов лечения и так далее?
- Нет. Многое осталось. К примеру, очень важно, что в законопроекте остался механизм гарантированного пакета медуслуг, хотя бы под названием программы государственных гарантий. Это очень важно. Такого механизма сегодня нет вообще. Сейчас мы говорим, что у нас все бесплатно, а после принятия законопроекта мы будем говорить, что есть только пакет бесплатных медуслуг. К сожалению, в этом пакете у нас не будет инструмента частичного покрытия.
Кроме того, в тексте законопроекта ко второму чтению осталась Национальная служба здоровья. После принятия реформы Кабинет министров своим решением создаст это ведомство.
- Что случится, если сегодня народные депутаты не примут законопроект о реформе здравоохранения?
- Тогда его рассмотрение состоится уже только осенью. А это создает большие риски для внесения нового механизма финансирования первичного звена медпомощи в госбюджет на 2018 год.
- Параллельно с законопроектом о реформе здравоохранения № 6327 Минздрав подавал в Верховную Раду законопроект №6329, который вносил правки в Бюджетный кодекс. Однако народные депутаты отклонили его при рассмотрении в первом чтении. Насколько я понимаю, Кабинет министров недавно внес этот документ вновь в Верховную Раду уже под другим номером. Заработает ли реформа без принятия этих правок?
- Я не уверен, что парламент успеет его рассмотреть сегодня. В таком случае, это состоится уже осенью. Данный документ является дополняющим к законопроекту о реформе здравоохранения, но без него она не заработает с 1 января. Этот законопроект вносит правки в Бюджетный кодекс, которые позволяют заработать новому механизму финансирования. Кроме того, данный документ можно принять вместе с госбюджетом на 2018 год.
- Если сегодня Верховная Рада не примет во втором чтении законопроект №6327 о реформе здравоохранения, то сможет ли заработать реформа первичного звена медпомощи с 1 января следующего года? Ведь новые механизмы финансирования должны быть учтены при подготовке проекта госбюджета на 2018 год, которая уже сейчас, вероятнее всего, идет, и которая может опираться только на действующие законы, а не их проекты.
- Если сегодня народные депутаты не проголосуют за реформу, то ее воплощение в жизнь с 2018 года будет под большим вопросом. Необходима будет политическая воля, чтобы вновь разработать необходимый законопроект и принять его до момента внесения проекта госбюджета Кабинетом министров в Верховную Раду до 15 сентября.
- Какие фракции Верховной Рады будут сегодня голосовать за реформу здравоохранения?
- Увидим в зале. Я надеюсь на поддержку тех фракций и внефракционных депутатов, которые нас поддерживали во время принятия законопроекта в первом чтении. Кроме того, время между первым и вторым чтением мы использовали для работы с народными депутатами, которые либо воздержались, либо были против при голосовании в первом чтении. Очень многие из них согласились с необходимостью принятия реформы. Некоторые из них не голосовали в первом чтении просто потому, что у них остались вопросы к содержанию реформы. Я думаю, что у нас есть потенциал для принятия реформы здравоохранения во втором чтении.