как парламент планирует преодолеть препятствия в создании Бюро расследований
На прошлой неделе Министерство юстиции подало в Раду проект изменений к закону Украины "О Государственном бюро расследований". Проект может решить проблему блокировки отбора руководителей территориальных органов и руководителей департаментов центрального аппарата ГБР. Отбор был приостановлен из-за отсутствия в законе квалификационных требований к претендентам. Кроме того, предлагается, чтобы орган не начинал работу, пока не будет сформирована половина штата его следственных и оперативных подразделений. До сих пор не завершен и отбор руководящего состава Бюро, который длится уже около года. Почему затягивается создание Государственного бюро расследований, и как на процесс создания органа повлияет правительственный законопроект - в материале РБК-Украина.
Подбор кадров
Государственное бюро расследований - правоохранительный орган, который будет расследовать уголовные производства, в которых фигурируют правоохранители, судьи и высшие государственные служащие - от министров до начальников главных управлений. Также Бюро получит полномочия расследовать уголовные дела в отношении должностных лиц Национального антикоррупционного бюро, руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры или прокуроров САП и военные преступления. Важно заметить, что Бюро окончательно возьмет на себя функцию досудебного (предварительного) следствия от прокуратуры. А значит - забирает часть полномочий у генерального прокурора Юрия Луценко.
Закон "О Государственном бюро расследований" вступил в силу еще 1 марта 2016 года, однако сам орган еще не создан. Хотя в законе указано, что он должен заработать с 20 ноября этого года. Поэтому у конкурсной комиссии еще полгода времени, чтобы избрать руководство и около 1,5 тысячи работников штата ГБР.
Правительство 10 мая предложило парламенту проект изменений в закон о Государственном бюро расследований №6430, разработанный Министерством юстиции. В частности, его нормы могут решить вопрос со сроками начала работы органа. Так, изменениями предлагается, что орган сможет заработать, если будет выбрано не менее половины штата следователей и оперативных подразделений ГБР. Поэтому в случае, если конкурсная комиссия не справится со своими задачами до 20 ноября, срок отбора будет продлен до момента формирования не менее половины штата.
Такую норму в парламенте трактуют по-разному. Кто-то называет это желанием затянуть начало работы органа, кто объясняет, что правоохранительный орган не сформирован на половину, не может эффективно работать. "Это все делается, чтобы не создать его вообще или затянуть процесс создания ГБР", - объясняет РБК-Украина член конкурсной комиссии, народный депутат Николай Паламарчук (БПП).
"Когда у нас говорят: "Вот мы создали НАБУ, назначили Сытника". А что может один Сытник? Пока не будет создан орган хотя бы на 50 процентов от штата, и люди не пройдут обучение, говорить о том, что орган создан, вообще нельзя", - отметил внефракционный народный депутат Виктор Чумак.
Оправдывают эту норму и сами правоохранители. Так, председатель НАБУ Артем Сытник уверяет, что это логично, когда работа органа запускается при условии формирования половины его штата.
"Норма более чем логична. Наличие документа о создании ГБР и наличие фактически созданного ГБР - это немного разные статусы. Когда 16 апреля у меня был на руках документ о создании НАБУ, это был просто документ, а самого НАБУ не было. И мы только в декабре 2015 года - через восемь месяцев - запустили работу", - пояснил РБК-Украина Сытник.
Важной нормой законопроекта является дополнение в части квалификационных требований к кандидатам на должности руководителей территориальных органов и руководителей департаментов центрального аппарата ГБР. В связи с отсутствием этих требований в законе формирование штата было заблокировано. Документом предлагается, что директором территориального органа может быть гражданин Украины, которому исполнилось 30 лет, с высшим юридическим образованием, имеющий стаж работы в отрасли права не менее пяти лет и опыт работы на руководящих должностях не менее двух лет, владеющий государственным языком и не является членом ни одной политической партии. Подобные требования и к руководителю подразделения центрального аппарата Государственного бюро расследований. Это может быть гражданин Украины не младше 27 лет, с высшим образованием и стажем работы в соответствующей сфере не менее трех лет и опытом работы на руководящих должностях не менее одного года.
Также правительственным законопроектом предлагается расширить полномочия директора Бюро в части дисциплинарных взысканий. Сегодня законом предусмотрено их введение Дисциплинарной комиссией. Правительственным проектом предлагается, чтобы такие взыскания вводил директор органа.
Не менее важным предложением правительства является устранение четких рамок формирования денежного обеспечения сотрудников ГБР. Сейчас предусмотрено, что должностной оклад составляет не менее 70% зарплаты работника Бюро, а доплаты - не более 30%. Устранение такой нормы может привести к начислению "заоблачных" зарплат. Также проектом изменений предлагается дополнить закон отдельной статьей о принятии присяги сотрудниками ГБР, о которой забыли в ноябре 2015 года, когда принимали закон.
Не первая попытка
В Министерстве юстиции, которое является автором законопроекта, не смогли прокомментировать РБК-Украина собственную инициативу. Однако, правительственный проект закона - не единственный, который есть в парламенте.
Еще в апреле 2016 года группа депутатов от фракций БПП, "Батькивщина" и НФ, представленные в конкурсной комиссии, зарегистрировали проект изменений относительно усовершенствования некоторых положений закона, которым регулируется деятельность ГБР (№4451).
Уже тогда проект предусматривал дополнение в части квалификационных требований к кандидатам на должности руководителей территориальных органов и руководителей департаментов центрального аппарата ГБР, без чего работа комиссии по отбору штата органа заблокирована вот уже в течение года, а также отдельную статью относительно принесения присяги работниками Бюро.
Проект так и не был включен в повестку дня работы Верховной Рады. Уже на следующей сессии - в ноябре 2016 года - нардеп Паламарчук снова регистрирует аналогичный, но несколько дополненный проект относительно уточнения отдельных положений профильного закона о ГБР (№5395). Так, кроме вышеуказанных норм, этим документом предлагается увеличить денежное обеспечение руководящего и рядового состава ГБР, а также ввести печать органа. В январе этого года проект наконец был включен в повестку дня сессии, но до сих пор не вынесен на голосование, хоть он и решает вопрос блокирования формирования штата ГБР, на чем постоянно акцентировали внимание члены конкурсной комиссии.
Автор проекта объясняет затягивание принятия соответствующих норм нежеланием создавать ГБР, ведь даже если конкурсная комиссия за несколько месяцев изберет руководящий состав органа, он не сможет работать без штата. "Без этого законопроекта мы не можем двигаться дальше, проводить конкурс, поскольку нет квалификационных требований к этим людям. Конкурс просто встанет и не будет работать. Это позволит или вообще не создать Государственное бюро или создать его через пару лет. Даже если мы изберем председателя, первого заместителя и заместителя, то они же все равно не будут работать. Они же не могут втроем выполнять работу за полторы тысячи человек", - заверил РБК-Украина Николай Паламарчук.
Что касается отбора руководства ГБР, то еще 5 декабря прошлого года конкурсная комиссия определила 19 кандидатов, которые были допущены к заключительному этапу конкурса на должность руководителя Бюро. По данным правительственного портала, все они сейчас прошли спецпроверку, поэтому следующими этапами отбора должна стать проверка на полиграфе и финальное собеседование. В мае Кабмин наконец утвердил порядок проведения психофизиологического исследования с применением полиграфа в ГБР, поэтому конкурсная комиссия может переходить к этому этапу отбора.
Явные кандидаты
Среди наиболее узнаваемых фамилий кандидатов, борющихся за кресло главы ГБР, - действующий главный военный прокурор Анатолий Матиос, заместитель прокурора города Киева Анатолий Корж, экс-заместитель прокурора Киева Александр Буряк, народный депутат Юрий Македон (БПП), помощник президента 2014-2016 годах, первый заместитель руководителя Главного департамента стратегического планирования и оперативного обеспечения Администрации президента Алексей Горащенков
В частности Горащенкова, а также руководителя управления процессуального руководства департамента по расследованиям особо важных дел в сфере экономики Генеральной прокуратуры Украины Ольгу Варченко называют фаворитами конкурса и наиболее приближенными людьми к президенту. "У нас главные (фавориты, - ред.) Варченко и Горащенков из Администрации президента. Или первая будет головой, а второй - первым заместителем, или наоборот. Это абсолютно не важно. Люди согласованные с Банковой", - рассказал изданию нардеп Виктор Чумак (внефракционный).
Соответствующую информацию РБК-Украина подтвердил еще один собеседник - один из бывших участников отбора на должность главы ГБР, который пожелал остаться неназванным. "Директором ГБР будет человек, приближенный к президенту", - отметил собеседник и добавил, что этим человеком может быть или Горащенков, или Варченко. Стоит заметить, что изначально конкурсная комиссия отказала Варченко в участии в конкурсе на основании ее несоответствия квалификационным требованиям. Ей на момент подачи документов не было 35 лет, чего требует закон. Но она обжаловала такое решение.
Среди фаворитов отбора собеседник РБК-Украина также называет фамилию главного военного прокурора Анатолия Матиоса. "Матиос - это наиболее известная фигура в плане профессионализма и работы. Не будучи приближенным к первым лицам государства, этот человек мог бы занимать должность заместителя генерального прокурора при разных генеральных прокурорах? К тому же, наладить работу самой структуры сможет человек, который знает саму структуру и суть этой работы изнутри", - говорит собеседник и добавляет, что все же против Матиоса настроенные люди приближенные к президенту.
По словам Николая Паламарчука, при идеальных условиях на отбор руководства органа понадобится еще около двух месяцев, а за полгода, при постоянной работе комиссии, можно было бы избрать и весь штат.
Лишиться полномочий
Но пока ни с избранием руководства органа, ни с формированием его штата не спешат. По информации РБК-Украина, главным противником создания ГБР является Генеральная прокуратура. Ведь с момента создания Бюро прокуратура теряет полномочия ведения следствия. "Если бы генерального прокурора звали не Юрий Витальевич Луценко, то ГБР был бы создан уже давным давно. В связи с тем, что Юрий Луценко ничего другого в деятельности прокуратуры, кроме следствия, не умеет и не знает, то ему нужен какой-то инструмент, о котором бы он мог кричать в обществе. Этим инструментом является досудебное следствие. И именно следствие должно перейти в ГБР, в случае его создания, от Генеральной прокуратуры", - объясняет нардеп Виктор Чумак. "Этот орган будет создаваться очень долго, пока будет там (в ГПУ, - ред.) Юрий Витальевич Луценко и Петр Алексеевич Порошенко", - добавил он.
Если ГБР таки будет создано, то следующим шагом по переформатированию работы Генпрокуратуры должно стать лишение ГПУ права осуществлять процессуальный надзор, считает член комитета Рады по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности Игорь Мосийчук. "Больше всего этот монстр не хочет расставаться со своими властными полномочиями. Образование ГБР означает то, что органы прокуратуры потеряют право проводить следствие. Они прекрасно понимают, что после этого следующим шагом парламентариев будет лишение прокуратуры права на процессуальный надзор. Я считаю это нонсенсом, когда прокуратура осуществляет надзор за следователями. Поэтому они боятся запуска ГБР", - объясняет он.
В Генпрокуратуре отказались отреагировать на критику со стороны народных депутатов. Однако еще в декабре прошлого года сам генпрокурор поддерживал передачу следствия из прокуратуры в Государственное бюро расследований. "Следствие должно уйти из Генеральной прокуратуры в ГБР. Если мы создадим ГБР в январе, оно заработает в следующем ноябре. Тогда мы сможем до конца года получить дееспособную структуру, которая заберет отсюда следствие. И наконец, советская модель, когда следователь и прокурор сговариваются в одном кабинете, будет уничтожена", - заявил тогда в интервью "Цензор" Луценко. Хоть в январе ГБР не создали, но в феврале этого года генпрокурор все-таки выражал надежду, что ГБР должна заработать до конца 2017 года.
Иного мнения заместитель Луценко Анжела Стрижевская. Она еще в ноябре 2016 года заявила, что ГПУ инициирует предоставление ей права расследовать подследственные ГБР уголовные производства вплоть до 20 ноября 2019 года. Стрижевская такой подход объяснила тем, что до конца этого периода ГБР не сможет полноценно заработать, а соответственно не целесообразно передавать полномочия следствия от ГПУ. "Предлагается продлить действие отдельных положений до 20 ноября 2019 года", - заявляла заместитель генпрокурора.
О том, что Луценко не против поделиться полномочиями подтверждают и в его окружении. "Луценко каждый день говорит - быстрее бы передать (следствие в ГБР, - ред.), приводя собственный пример со времен тюрьмы, когда его на цепи вели следователь и прокурор. А все кричат - "зрада"", - поделился с РБК-Украина источник в Генпрокуратуре, пожелавший остаться не названным.
Однако в БПП считают, что на пути запуска ГБР стоит не только Генеральная прокуратура, но и Национальное антикоррупционное бюро. Дело в том, что Бюро получит полномочия расследовать уголовные дела и в отношении должностных лиц Национального антикоррупционного бюро и Специализированной антикоррупционной прокуратуры. "Во-первых, уж кто не хочет этот законопроект, так это НАБУ. Потому что ГБР имеет право работать и по ним. А они сейчас как Боги, что хотят, то и делают", - подчеркнул Николай Паламарчук.
В НАБУ заверили РБК-Украина, что никакого давления и работы препятствующей запуску работы органа не осуществляют. "Должен быть орган, который должен нас контролировать. Мы здесь ничего плохого не видим. Сейчас это делает Генеральная прокуратура. После создания ГБР эти полномочия перейдут к ГБР, и мы считаем, что неправильно было, чтобы не было альтернативной подследственности в отношении работников НАБУ. Здесь у нас нет возражений", - пояснил председатель НАБУ Артем Сытник. По словам председателя ведомства, если руководство органа смогут выбрать уже в ближайшее время, то по наиболее оптимистичным сценариям, на налаживание работы и подбор штата ГБР может уйти не меньше года. "До создания ГБР нам еще очень далеко. Я, как человек, который прошел путь создания правоохранительного органа с нуля, а ГБР по количеству больше чем НАБУ, то если сегодня изберут руководителя, то запуск работы (возможен, - ред.) минимум с мая-июня 2018 года", - добавил он.
Вместе с тем, Сытник не исключил, что конкурс по избранию руководящего состава Государственного бюро расследования могут запустить "с нуля". "Не известно, он (конкурс, - ред.) вообще закончится положительно или нет. Выберут ли кого-то. Нельзя исключать варианта нового конкурса. Теоретически может произойти все", - подчеркнул глава НАБУ.