ua en ru

Отменят ли депутаты ответственность за незаконное обогащение

Отменят ли депутаты ответственность за незаконное обогащение Отдельные парламентарии утверждают, что такой законопроект - это очередная атака на НАБУ (Фото: РБК-Украина/Виталий Носач)

Действующим законодательством за такое правонарушение предусматривается лишение свободы сроком от двух до десяти лет, конфискация имущества и запрет занимать определенные должности.

На прошлой неделе депутаты от коалиции зарегистрировали в Раде законопроект, который предлагает внести изменения в Уголовный кодекс и переписать статью о "незаконном обогащении". По версии авторов документа, она должна отвечать принципу презумпции невиновности. И чтобы не чиновник должен был доказывать, что приобрел имущество законно, а правоохранительные органы доказывали обратное положение вещей. Уже вчера депутаты от "Народного фронта" отозвали свои подписи под проектом. А руководство фракции объясняет, что их коллеги внесли проект не посоветовавшись, и, хотя документ исправляет правовой казус, однако таким изменениям еще не время. Депутаты-антикорупционеры наоборот бьют тревогу, что началось очередное наступление на работу Национального антикоррупционного бюро. Как депутаты предлагают переписать статью Уголовного кодекса о "незаконном обогащении" и имеет ли шанс соответствующее предложение быть принятым, разбиралось РБК-Украина.

18 января группа депутатов от коалиции: Владислав Данилин и Александр Кирш от "Народного фронта", Геннадий Чекита и Андрей Шинькович от "Блока Петра Порошенко" зарегистрировали в Раде проект закона 7499 о внесении изменений в статью 368-2 Уголовного кодекса Украины с целью приведения ее положений к требованиям Конституции Украины.

Так, проектом предлагается убрать из Уголовного кодекса ответственность топ-чиновников за приобретение активов в значительном размере, если они не могут доказать законность происхождения этих активов, а также ответственность за передачу таких активов другому лицу. Зато, законодатели предлагают прописать, что ответственность будет наступать в случае незаконного приобретения топ-чиновником активов в значительном размере. Речь идет об активах, стоимость которых превышает одну тысячу необлагаемых минимумов граждан. По состоянию на 1 января 2018 года, это 881 тысяча гривен.

Если говорить об ответственности за такие нарушения, то действующим законодательством зпредусматривается лишение свободы сроком от двух до десяти лет, конфискация имущества и запрет занимать определенные должности.

Проект уже успели раскритиковать, в частности, общественная организация "Центр противодействия коррупции" (ЦПК). "Сейчас чиновника ждет наказание от двух до десяти лет лишения свободы за приобретение, например, машины, стоимость которой не соответствует официальным доходам его семьи. В этом и заключается преступление незаконного обогащения", - объясняет руководитель юридического отдела Центра противодействия коррупции Елена Щербан. "Вместе с тем, законопроект предлагает установить ответственность чиновника исключительно за незаконное приобретение имущества - например, без надлежащего договора или доверенности от владельцев имущества. Таким образом, приобретение государственными служащими, чиновниками автомобилей и квартир, которые стоят в сотни раз больше их официального заработка, если это сделано официально, скажем, в автосалоне - не будет предусматривать уголовной ответственности, если законопроект будет принят парламентом", - добавляет она.

К тому же, в ЦПК утверждают, что законопроект №7499 также легализует сокрытие коррупционного имущества чиновников с помощью оформления его на третьих лиц. Причем напоминают, что по нынешнему законодательству чиновника ждет ответственность даже в случае, если он "запишет" собственную дорогую недвижимость на родственников, скажем, тестя или сестру, но будет оставаться ее фактическим владельцем. Елена Щербан пояснила РБК-Украина, что норма о незаконном обогащении, которая действует сегодня, была имплементирована в Уголовный кодекс из Конвенции ООН о предотвращении коррупции, где отмечается, что "речь идет о получении активов, происхождение которых нельзя подтвердить официальными, законными источниками". Конвенция была ратифицирована Украиной.

Также в организации напоминают, что ответственность за незаконное обогащение была введена в 2015 году. И что это было одним из требований ЕС во исполнение Плана действий по визовой либерализации, а также одним из обязательств Украины перед МВФ, закрепленного меморандумом.

Уже через неделю, 24 января, двое авторов проекта от НФ отозвали подписи под проектом. Так депутат Данилин утверждает, что отозвал свою подпись под законопроектом с целью приведения его положений требованиям Конституции. Депутат Кирш также отзывает свою подпись, однако отмечает, что делает это, считаясь с мнением граждан, а от своей идеи не отказывается. "Меня весьма удивили странные обвинения общественных деятелей, которые считают себя прогрессивными реформаторами. Но поскольку большая часть комментаторов с ними согласилась, я принял решение отозвать свою подпись под законопроектом. Желание народа для депутата закон, даже если народу нравится фактически отмена Презумпция невиновности - со всеми вытекающими. Пусть такая дикая отмена пока сохраняется, но лично я остаюсь при своем мнении", - написал Кирш в своем блоге в издании "Главное" 23 января.

Однако, на сайте Верховной Рады Кирш до сих пор числится среди авторов проекта.

Также депутат добавил, что, предлагая такие изменения в Уголовный кодекс, руководствовался принципом презумпции невиновности. "Почему же, едва ли я вспомнил о этой Конституционной презумпции невиновности в одном из законопроектов, профборцы с коррупцией обиделись на меня только за то, что я оказался среди подписавших проект, согласно которому карается незаконное! А было - если подозреваемый не смог доказать законность. Разница в том, что сегодня человек по умолчанию верблюд, пока не докажет иное, а в моем варианте ему должны доказать его верблюдность (незаконность)", - отмечает Кирш.

Стоит отметить, что статьей 62 Конституции действительно предусмотрено, что "никто не обязан доказывать свою невиновность в совершении преступления".

На звонки РБК-Украина, чтобы обсудить подробнее причины их действий, ни один из депутатов не реагировал. Не удалось изданию пообщаться и с авторами проекта от БПП, чтобы понять, не собираются ли последние отозвать и свои подписи. Ведь соответствующий проект 7499 автоматически будет включен в повестку дня следующей сессии Рады, которая стартует в феврале.

В НФ подтвердили изданию, что Кирш отозвал свою подпись. "Он (Кирш, - ред.) ссылается на статью Конституции, которой предусматривается презумпция невиновности. С юридической точки зрения он приводил в соответствие с действующим законодательством, но он увидел, что есть реакция общества, которая настроена по-другому, поэтому он написал, что отзывает свою подпись", - говорит лидер фракции НФ Максим Бурбак. Однако он добавил, что таким изменениям в Уголовный кодекс сейчас не время. Также соратник Арсения Яценюка Бурбак уверяет, что законопроект не имеет шансов быть проголосованным в сессионном зале. "Он не имеет шансов. Я уверен, что этот законопроект не будет в повестке дня. У нас около 4 тысяч законопроектов. Вы все видите в повестке дня? … Некоторые депутаты занимаются юридическим спамом. Так что мы будем это обсуждать?" - добавил депутат.

Другой нардеп фракции НФ Антон Геращенко, близкий к главе МВД Арсену Авакову, объяснил РБК-Украина, что его коллеги не согласовывали свое намерение регистрировать законопроект с фракцией. "Что тогда комментировать, если законопроект коллег из "Народного фронта", которые не посоветовались с фракцией, совсем не посоветовались, не получили никаких мыслей своих коллег по незаконному обогащению, они его отозвали. Так там и комментировать нечего", - говорит Геращенко.

В то же время, не под запись в НФ рассказали, что с депутатами были проведены воспитательные мероприятия, поэтому последние были вынуждены отозвать свои подписи. Во-вторых, такие инициативы по ограничению деятельности работы НАБУ пошли бы не на пользу имиджу фракции. "Конкретно в этом случае получили по голове оба этих кадра и отозвали законопроект. Потому что нельзя быть идиотами и регистрировать такие законопроекты. Потому что это навредит государству, имиджу фракции, им лично", - говорит собеседник. К тому же, собеседник утверждает, что ни Кирш, ни Данилин не разбираются в сути вопроса, особенно в вопросе конституционности и в аспектах презумпции невиновности. "Ноги растут из идеи того, что есть люди, которым эта норма мозолит. И в нашей (фракции, - ред.), и в БПП. Не так трудно их обнаружить. Есть уголовные дела, которые расследуются по этой статье. И вместо того, чтобы пойти в суд и там доказывать свою невиновность, решили, что пойдут таким путем и просто изменят положения", - добавляет источник и утверждает, что такую ​​инициативу не удастся провести через парламент, даже если депутаты из президентской фракции не отзовут свои подписи. Во-вторых, по его словам, через парламент будет сложно продавить такую ​​норму, так как против нее и международные партнеры, и украинское общество.

Источники в президентской фракции также заверили издание, что парламент не проголосует за такие предложения. Хотя депутат из профильного парламентского комитета по законодательному обеспечению правоохранительной деятельности Николай Паламарчук утверждает, что предложение его коллег вполне рациональное и соответствует принципу презумпции невиновности. Поэтому он будет поддерживать такую ​​инициативу. "Группа депутатов предлагает очень простое решение. По уголовному праву доказывание, что человек совершил преступление, лежит на государстве, на правоохранительных органах, а не на гражданине. В гражданском праве наоборот - вы должны доказать право (собственности, - ред.) на ту или иную вещь. Я считаю, что это правильный законопроект. Нельзя отменять презумпцию невиновности в уголовном праве", - отмечает депутат.

Поддерживает позицию депутата из президентской фракции и член комитета по предотвращению коррупции Игорь Луценко ("Батькивщина"). Он объясняет, что на сегодня статья УК о незаконном обогащении не работает в Украине из-за несоответствия ее принципу презумпции невиновности. "Доказывать самому лицу, что он делал это законно, противоречит базовым принципам нашего права", - говорит Луценко. "Это инициатива тех, кто пытается конкурировать и бороться с НАБУ. Но еще есть третья сторона - объективная справедливость. И если НАБУ пытается кавалерийским наскоком в нарушение базовых принципов показать эффективность борьбы с коррупцией, это рано или поздно развалится в нормальных судах. Надеюсь, что они у нас когда-нибудь будут", - добавил он.

Другой член антикоррупционного комитета, депутат от Радикальной партии Игорь Попов утверждает, что статья о незаконном обогащении не работает, и за три года ее действия не было ни одного приговора в суде. "Эта статья о незаконном обогащении не работает. Скоро будет ровно три года, как она вступила в силу. И я не знаю ни одного приговора по этой статье. Единственное дело, которое более или менее резонансное, которое находится на рассмотрении в суде, это дело прокурора Кулика, которое разваливается на глазах. Причина - статья выписана как нерабочая, декларативная", - объясняет депутат.

Вместе с тем, Попов считает, что для того, чтобы статья о незаконном обогащении работала лучше, нужно четко в законодательстве прописать дату, с которой будут расследоваться дела по незаконному обогащению. Другой вопрос, что НАБУ должно браться за расследование дела о незаконном обогащении только после того, как НАПК проведет полную проверку деклараций чиновников и выявит определенные несоответствия между доходами и расходами. Если чиновник не предоставит надлежащие объяснения об источниках происхождения его имущества, тогда дело должно передаваться по подследственности в НАБУ или Нацполицию.

Отдельные парламентарии не видят никаких противоречий в законодательстве и утверждают, что этот законопроект - это очередная атака на НАБУ. "Когда это регистрируют представители БПП и "Народного фронта ", понятно, что это скоординированные действия руководством фракций. Через эту статью взлетит вся идея контроля незаконного обогащения. Это дальнейшие действия по атаке на всю антикоррупционную политику. Если не удается атаковать НАБУ, то давайте атакуем предмет деятельности. Это главная статья, по которой должно работать Антикоррупционное бюро", - говорит член антикоррупционного комитета, внефракционный нардеп Виктор Чумак. Депутат указывает, что угрозой принятия соответствующего проекта станет то, что никто не будет проверять, откуда чиновник взял деньги, чтобы приобрести то или иное имущество. Зато правоохранители будут обязаны проверять, получил ли чиновник имущество способом, не предусмотренным законом. То есть "украл", "рейдернул" и так далее.

Еще один член антикоррупционного комитета, народный депутат от БПП Сергей Лещенко утверждает, что, в случае одобрения проекта, все дела о незаконном обогащении, которые ведет сейчас НАБУ, будут закрыты. "Дела будут закрыты. Все изменения в законодательство, которые улучшают положение человека, трактуются в его пользу. В случае принятия этой статьи состоится фактически декриминализация этих преступлений и дела будут закрыты в отношении тех, кто уже под следствием. Я это расцениваю как очередное нападение на Антикоррупционное бюро, однако теперь в части не взятия под контроль самого ведомства, а выбивания из-под него законодательной базы, то есть декриминализации преступлений, расследуемых этим ведомством", - говорит депутат.