Отчет Кабмина: без российского газа, но с политическими играми
Правительство уверено, что заслуг в секторе украинской энергетики у него более чем достаточно. Именно о победах, которые заключаются, по мнению чиновников, в отказе от импорта российского газа, введении экономически обоснованных тарифов и масштабных реформах энергорынка, кабинет Яценюка собирается отчитаться 16 февраля перед парламентариями. Впрочем, в энергетике правительству не удалось добиться главного - деполитизации системы управления отраслью, уверены эксперты.
В энергетическом секторе Кабмин поставил перед собой амбициозные цели - вывести отрасль из кризиса и реформировать систему ее регулирования. Согласно отчету, с решением ключевых задач, задекларированных и в программе правительства, и в коалиционном соглашении кабинет Арсения Яценюка не только справился, но и добился главного - освобождения украинской энергетики от импорта российских энергоресурсов. В списке выполненных обещаний приоритетными чиновники считают " начало реформирования системы управления единой газотранспортной системы" , а также "переход к рыночным тарифам на газ и электроэнергию".
"Газпром" остался без влияния
Добиться энергетической независимости страны Кабмину удалось за счет фактически полной переориентации энергетики на работу с европейскими газовыми поставщиками. В отчете отмечается, что Украина, отказавшись от закупки природного газа из РФ еще во втором полугодии 2015 года, всего за 2015 год сократила импорт по этому направлению более, чем на 57% - до 6,1 млрд куб. м. В тоже время, в ЕС Украина увеличила закупки газа почти в 2 раза - до 10,3 млрд куб. м.
Свои заслуги правительство видит и переориентации поставок угля - в прошлом году его импорт из России удалось снизить почти на 70%, - до 628 тыс. т. Замену российскому топливу Украина нашла в ЮАР, всего за год, увеличив поставки угля в 2 раза - до почти 900 тыс. т.
Впрочем, с такими успехами Кабмина на энергетическом поприще согласны далеко не все. Эксперты критикуют чиновников за то, что геополитические интересы превалируют в решении "газового вопроса". "О какой энергетической независимости можно говорить? Ведь правительство ставит вопрос не о том, как вообще снизить зависимость украинской энергетики от газа, а о том, как отказаться именно от российского топлива. В результате теперь Украина зависит от европейских поставок", - уверен директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАНУ Валентин Землянский.
Однако, как бы не критиковали кабинет Яценюка, впервые за всю историю украинской независимости правительству действительно удалось разрушить "диктатуру" "Газпрома" в сегменте поставок энергоресурсов.
Для сравнения, еще 10 лет назад, в 2005 году, по данным НАК "Нафтогаз-Украина", страна потребляла 78 млрд куб. м, из которых львиная доля - 60 млрд куб. м импортировались из РФ и Средней Азии. В докризисном 2007-м - Украине понадобилось почти на 10 млрд куб. м меньше "голубого топлива", но доля импорта превышала 60%. В период с 2011 по 2013 год, страна закупала 40-45 млрд куб. м газа, преимущественно из России. Уже к 2014 году общий импорт природного газа снизился до почти 20 млрд куб. м, из них доля российских энергоресурсов была в меньшинстве - меньше 40%.
Отказ от закупки газа в России и переориентация на работу с европейскими поставщиками существенно сократили рынок сбыта "Газпрому", что не могло не отразиться на снижении стоимости топлива на всем рынке. Еще, к примеру, в 2012 году, Украина платила самую высокую цену в Европе за российский газ - 432 долларов/тыс.куб.м. Германия - на тот момент крупнейший импортер российского топлива - получала газ по цене в 419 долларов/тыс.куб.м.
Уже во втором квартале прошлого года, "Нафтогаз" сообщал, что средневзвешенная цена закупки газа из Европы (в пункте поставки) составляла 275 долларов/тыс. куб.м. "На данный момент "Нафтогаз" закупает газ по цене меньше, чем 200 долларов без учета транспортировки", - заявил в ходе селекторного совещания 15 января министр энергетики Владимир Демчишин.
Справедливости ради стоит отметить, что в стране сократился и уровень потребления газа. В своем отчете правительство причисляет снижение объемов использования традиционных энергоресурсов к своим заслугам, отмечая, что в 2015 году страна потребляла лишь около 34 млрд куб. м, то есть, на 21% меньше, чем годом ранее. Однако то, что Украине требуется меньший объем энергоресурсов, скорее, неудача правительства, чем достижение: страна потеряла 20% своей экономики, а спад промпроизводства только в 2015 году превысил 13%.
Вместе с тем, сделав акцент на реверсных поставках газа, правительству удалось подготовиться к и прошлогоднему и к нынешнему отопительным сезонам. Так, к январю прошлого года запасы газа на 17% превышали показатели 2014 года и составили около 14 млрд куб. м, а к концу декабря 2015 года в украинских подземных хранилищах аккумулировано 15,3 млрд куб.м.
Считают в Кабмине, что страна преодолела и угольный кризис, разразившийся к началу текущего отопительного сезона, когда из-за боевых действий на Донбассе стало невозможным обеспечить поставки угля на склады теплоэнергетических станций. Еще в октябре дефицит угля оценивался в более, чем 2 млн т. Кабмин отчитался, что и с этой проблемой справился - к началу 2016 года на складах теплогенерирующих предприятий аккумулировано практически в 2 раза больше угля, чем в январе прошлого года - 2,8 млн тонн.
Обеспечить бесперебойные поставки энергоресурсов правительству удалось, в том числе, и за счет "привлечения финансовых ресурсов". Действительно, на закупку 1 млрд куб. м газа в отопительный период правительство направило 300 млн евро, полученных в кредит от ЕБРР. Впрочем, об этом займе в отчете ни слова не указано. Упомянули чиновники лишь о 300 млн евро, которые международные банки выделили Украине для проведения модернизации магистрального газопровода "Уренгой-Помары-Ужгород". Так, на эти цели 150 млн евро ЕБРР выделил еще в декабре 2014 года, а в июле прошлого года правительство подписало кредитное соглашение на аналогичную сумму с ЕИБ.
Провальная политика
Особое внимание в своем отчете Кабмин уделяет газовому сектору. Достижением чиновники считают утвержденный план реформ в этом сегменте отрасли, согласованный с Секретариатом Энергетического сообщества и Всемирным банком. Для того, чтобы обеспечить "интеграцию украинского рынка газа с европейским, внедрить принципы свободной конкуренции и защитить права потребителей", правительство инициировало принятие парламентом профильного закона "О рынке природного газа", а также начало "реформу системы корпоративного управления НАК «Нафтогаз-Украины»".
В соответствии с ней, был утвержден новый устав компании, управление НАКом было передано Министерству экономики и развития торговли. "С целью предотвращения политического вмешательства в работу НАК", планируется сформировать независимый наблюдательный совет, в который могут войти как чиновники, так и представители бизнеса и эксперты. "Сейчас продолжается отбор 3 независимых членов набсовета", - говорится в отчете Кабмина.
Впрочем, несмотря на реформы и попытки исключить политическую составляющую из системы управления энергосектором, вопрос зависимости отрасли от "большой политики" Кабмину снять так и не удалось. "Использование политических инструментов все еще превалирует в системе управления энергетической отраслью, - считает старший аналитик Dragon Capital Денис Саква. - Если не исключить политическую составляющую, сложно говорить о последовательных реформах в этом секторе. Ведь со сменой чиновников, стратегия может снова поменяться".
"Полный провал", - так охарактеризовал работу правительства в секторе энергетики Валентин Землянский. "Отрасль управляется, исходя из политических интересов, - считает эксперт. - Приняли закон о рынке газа, которым имплементируется 3-й энергопакет, но мы еще второй энергопакет до конца не реализовали, а также не принят целый ряд подзаконных актов, которые должны обеспечить действие норм закона. На рынке по-прежнему отсутствует конкуренция - трейдерам для того, чтобы продать газ, по законодательству, нужно иметь 50-процентный страховой запас и 20-процентную финансовую гарантию. То есть, если я хочу продать, условно, 1 млн кубометров газа, 70% его стоимости должно быть заморожено на счету".
Неудовлетворительной считают эксперты работу Кабмина и в формировании эффективной регуляторной базы, хотя и отмечают, что оценивать действия правительства рано. "До сих пор нет закона о национальном регуляторе (НКРЭКУ- ред.), соответственно, это не позволяет вывести его из под ручного режима. Также уже не первый год не могут принять закон, регулирующий рынок электроэнергетики. Разумеется, принятие законов - задача парламента, но разработать качественные законодательные инициативы Кабмину также ничто не мешает, - уточнил РБК-Украина Денис Саква. - Хотя стратегическое направление выбрано правильное. "О рынке газа" работает лишь 2 месяца. Это слишком небольшой срок, чтобы говорить о результатах. Думаю, правительство сделало адекватный шаг и в решении наболевшего тарифного вопроса - удалось улучшить окупаемость энергоресурсов, снизить уровень недофинансирования бытовых абонентов, несмотря на то, что это проблемный социальный вопрос".
Вместе с тем, сами чиновники в оценке своих подходов в реализации тарифной политики остались немногословны. В отчете правительство лишь отметило, что переход к рыночным тарифам на газ и электроэнергию уже осуществлен. Вспомнили в кабинете Яценюка исключительно о введении предельных розничных цен на газ для населения, установленных с 1 октября 2015 года по 31 марта 2016 года, не касаясь тарифообразования в остальных сегментах отрасли.
Энергетики поставили оценку
Уверены в Кабмине, что продолжается реформирование и сектора ЖКХ. Суть реформы - в принятии закона "Об особенностях осуществления права собственности во многоквартирном доме", "обеспечение экономически обоснованных тарифов на услуги ЖКХ", выплата компенсации разницы в тарифах и введение перерасчета стоимости услуги централизованного отопления с учетом температуры окружающей среды. Реформа в ЖКХ, в действительности, плачевного финансового-экономического состояния сектора не отменяет. Суммарные убытки предприятий ЖКХ составляют более 12 млрд гривен по итогам 2015 года, а долги теплоэнергетических компаний за газ составляют около 20 млрд гривен.
Очевидно, что энергетики успехи Кабмина не оценили и поводов для высоких оценок деятельности правительства не нашли. "Стало только хуже. Все, что делает Кабмин Яценюка - укрепляет и без того монопольное положение НАК "Нафтогаза" на рынке. Нас, теплоэнергетиков, сознательно загоняют в долги - государство не рассчитывается с нами по тарифной разнице, а нам за долги того же правительства НАК начисляет штрафы и пеню. Мы обращались и к премьеру, и к президенту - бесполезно", - пожаловался президент межотраслевой ассоциации "Укртеплокоммунэнерго" (объединяет крупнейшие теплогенерирующие предприятия) Арсентий Блащук.
По его словам, тарифы на тепловую энергию, установленные отраслевым регулятором, все еще нельзя назвать экономически обоснованными. "По бытовым потребителям тариф покрывает наши затраты на генерацию и поставку тепла на 89%, а по бюджетным учреждениям - на 92%. По нашим расчетам, разница в тарифах составляет 3 млрд гривен", - уточнил Блащук.
"Практически ничего не сделано для обеспечения стабильной работы теплоэнерго и водоканалов. Штрафы и пени этих предприятий перед энергоснабжающими организациями в разы превышают фактические долги. В то же время, население не платит за просрочку оплаты коммунальных услуг", - отметила руководитель жилищно-коммунальных программ гражданской сети "Опора" Татьяна Бойко.
По ее словам, несмотря на то, что реформа в сфере управления многоквартирным жилфондом начата, правительство до сих пор не приняло целый ряд необходимых подзаконных актов. "Нет постановления Кабмина о порядке списания многоквартирных домов с баланса бывших балансодержателей. Некоторые города, которые саботируют реформу, формально "прикрываются" причиной отсутствия подзаконного акта, чтобы не передавать техническую документацию на дом ОСМД. Не принято важнейшего документа, без которого невозможно завершить реформу - закона о внесении изменений в ЗУ "О ЖКУ" (в 1581-д). Проблема в том, чтобы этот закон заработал, нужно еще около 20-ти подзаконных актов", - подчеркнула эксперт.
Примечательно, что, оценивая работу правительства, официально критиковать деятельность Минэнерго и его главы Владимира Демчишина участники рынка и эксперты отказались. Анонимно энергетики говорят, что "министр, под видом деолигархизации отрасли, сосредоточился лишь на войне с энергохолдингом ДТЭК Рината Ахметова". Сам Владимир Демчишин не стал комментировать РБК-Украина результаты своей работы в отрасли, сославшись на то, что намерен предоставить полный отчет депутатам профильного комитета парламента уже в пятницу, 5 февраля.