ua en ru

Отчет Кабмина: экономика без тени самокритики

Отчет Кабмина: экономика без тени самокритики Кабмин Яценюка намерен отчитаться перед парламентом исключительно об успехах своей работы
Правительство основательно подготовилось к отчету о своей деятельности, запланированному на 16 февраля. Если в декабре в большей степени парламент предъявлял претензии к Кабмину из-за несоблюдения процедуры отчетности, то теперь депутаты могут две недели изучать результаты выполнения программы правительства и заслушивать министров в комитетах Рады. А, по мнению правительства, им есть что сказать: в стране достигнута макроэкономическая стабильность, постепенно активизируется производство, а потребительские и предпринимательские настроения улучшаются. Хотя сам экономический блок далеко не на первом месте в отчете. Документ, скорее, носит позитивный характер, самокритика в нем отсутствует. Эксперты лишь частично соглашаются с оценками правительством.

Правительство основательно подготовилось к отчету о своей деятельности, запланированному на 16 февраля. Если в декабре в большей степени парламент предъявлял претензии к Кабмину из-за несоблюдения процедуры отчетности, то теперь депутаты могут две недели изучать результаты выполнения программы правительства и заслушивать министров в комитетах Рады. А, по мнению правительства, им есть что сказать: в стране достигнута макроэкономическая стабильность, постепенно активизируется производство, а потребительские и предпринимательские настроения улучшаются. Хотя сам экономический блок далеко не на первом месте в отчете. Документ, скорее, носит позитивный характер, самокритика в нем отсутствует. Эксперты лишь частично соглашаются с оценками правительством.

Подготовились основательно

Кабинет министров Арсения Яценюка сменил акценты. Если в начале декабря - годовщину работы нынешнего состава правительства - министры отчитывались перед журналистами в клубе Кабмина,а в парламенте лишь состоялось выступление премьер-министра, то теперь, когда коалиция всерьез заговорила об отставке, процедуру решили соблюсти.

Ведь ранее большинство депутатов критиковали правительство не за работу или отсутствие результатов, а за нарушение процедуры отчетности. "Вопреки ожиданиям, отчета правительства сегодня не будет, - писал 11 декабря в своем Facebook лидер фракции БПП Юрий Луценко. - Закон предполагает предоставление отчета депутатам за 15 дней, потом отчет министров в профильных комитетах и только потом - официальное выступление премьер-министра с трибуны ВР. Ничего из этого Кабмином не сделано".

Конечно, дело не в процедуре. Говорить об отставке можно было сколько угодно, как и возмущаться деятельностью министров или процветающей коррупцией (накануне декабрьского отчета глава Одесской ОГА Михаил Саакашвили на антикоррупционном форуме обвинил премьера в причастности к масштабной коррупции), но входить в новый год без бюджета, без какой-либо налоговой реформы, было бы безответственно.

Теперь у депутатов будет две недели, чтобы изучить отчет и заслушать каждого министра в парламентских комитетах.

Кабмин подготовился основательно. Документ содержит 160 страниц и состоит из 11 разделов.

Каждый блок в своем названии имеет слово "новая", говорится это об экономической политике, или развитии молодежи и спорта, или международной помощи.

Приоритетным направлением для правительства, как следует из документа, является новая оборонная политика. Она включает целый ряд направлений - от отказа от внеблокового статуса, внедрения стандартов НАТО и создания основ для развития оборонно-промышленного комплекса до выполнения условий для полного вступления в силу Соглашения об ассоциации с ЕС и получения безвизового режима.

В который раз депутатам напоминают, что в 2015 году расходы на оборону и безопасность увеличены в 1,5 раза, фактически, профинансировано расходов на 95,8 млрд гривен. В 2016 году запланировано более 110 млрд гривен.

Чего не скажешь о сфере культуры. В подобных отчетах это традиционно один из последних разделов. Например, государство ограничилось поддержкой национального кинопроизводства в размере 267 млн гривен, а объемы капиталовложений увеличились в 19 раз и составили аж 49,5 млн гривен.

Реформаторская попытка

Стоит отметить, что и экономический блок в документе далеко не самый главный. Хотя именно на достижении макроэкономической стабильности, постепенной активизации производственной деятельности, улучшении потребительских и предпринимательских настроений в обществе правительство делает акцент во вступительной части отчета. "Подбивая итоги 2015 года, стоит сказать, что, несмотря на все сложные политические и экономические вызовы, задания по возобновлению макроэкономической стабильности и прекращения падения экономики правительство выполнило, - говорится в отчете. - Приоритетом на 2016 год станет возобновление экономического роста".

Еще в прошлом году был завершен первый этап реформирования налоговой системы. Под реформой подразумевается сокращение количества налогов и сборов с 22 до 11, что в результате оказалось формальностью, ведь ряд налогов, объединившись, сохранили свое действие. Кроме того, к новшествам относится и введение моратория на проверки и системы электронного администрирования НДС.

Последнее вызывало массу недовольства у бизнеса, протесты под парламентом. В правительстве и Государственной фискальной службе (ГФС) реакция на это было одна - это бизнес, участвующий в схемах. Они жалуются, потому что им не выгоден контроль со стороны государства.

В итоге новая система администрирования в течение года все-равно переписывалась. Даже в последних изменениях в Налоговый кодекс, принимавшихся в конце декабря параллельно с бюджетом, не обошлось без редактирования норм э/НДС. Однако ни Минфин, ни ГФС особо не афишируют показатели по выводу налога из тени. Ранее главный налоговик страны Роман Насиров говорил об увеличении среднемесячных сумм поступлений на 30% по сравнению с 2014 годом. Но бизнес продолжает говорить о сохранении "налоговых ям", хоть и не в таком объеме как ранее.

Регионам досталось

Также Минфин в отчете себе в актив записал достижение "финансовой самостоятельности местных бюджетов". Их доходы расширились за счет введения нового розничного акцизного налога, налога на недвижимость, в том числе, и коммерческой.

Часть налога на прибыль остается в распоряжении местных органов власти. "Еще в декабре 2014 года в налоговом законодательстве был осуществлен ряд шагов, которые в 2015 году позволили значительно упростить его, закрыть возможности для уклонения от уплаты налогов и, благодаря этому расширить, налоговую базу, как на центральном, так и местном уровнях", - добавляют РБК-Украина в пресс-службе Минфина.

Эти направления, а также возможность внеказначейского обслуживания, конкретизация сроков прохождения платежных поручений прописаны в коалиционном соглашении.

Можно сказать, что все это выполнено, но, по словам первого заместителя исполнительного директора Ассоциации городов Украины Александра Слобожана, не благодаря Минфину, а, скорее вопреки. "В апреле 2014 года была принята Концепция реформирования местного самоуправления, новые модели финансового выравнивания. Благодаря ей и тогда еще вице-премьеру Гройсману у нас появился и розничный акциз, и недвижимость и действительно, доходы увеличились. Но то, как в конце 2014 года сопротивлялся Минфин, еще посмотреть надо было", - говорит Слобожан. Правда, стоит отметить, что нынешнему министру финансов Наталье Яресько пришлось работать с законопроектной базой, наработанной ее предшественником Александром Шлапаком.

Но зато Минфин уже под полным контролем Яресько сумел отличиться, пытаясь в авральном режиме сокращать госрасходы. На этой неделе частично ошибки пришлось исправлять парламенту, некоторые - удалось решить еще на стадии обсуждений в комитетах перед принятием бюджета-2016.

Дело в том, что с нового года финансирование ПТУ госсобственности было передано на местный уровень. Но, когда в январе пришло время платить зарплаты, стипендии, делать проплаты за питание денег не оказалось, а Минфин, предлагая подобную инициативу, даже не провел инвентаризацию и не составил реестр таких ПТУ. В итоге - митинги под Кабмином, а речь, по данным Слобожана, шла о 805 учреждениях и нескольких тысячах студентов и преподавателей, и 2 уволенных чиновниках из Минфина.

Вчера парламент принял решение выделить дополнительную субвенцию в 2 млрд гривен и направить ее на финансирование ПТУ при годовой потребности в почти 6 млрд гривен. Дефицит будет покрыт за счет образовательной "школьной" субвенции, часть - из бюджета развития. "Вот гениальность решения. А хотели не только ПТУ бросить на нас, но и вузы госсобственности, - добавляет Александр Слобожан. - По льготному проезду граждан тоже история. Мы просим сейчас перевозчиков в долг возить и инициируем срочно законопроект, чтобы 2 млрд гривен из одной субвенции, которая должна была пойти на развитие территорий, уйдет на льготы".

Конечно, всего этого в отчете нет. Но то, что касается сбалансированности бюджетных поступлений и регионального аспекта у правительства в заслугах - сохранение единого налога в нынешнем виде за исключением корректировок в сторону увеличения ставки и снижения годового оборота. "Я бы на месте депутатов сказал: "Ребята, вы что? Это далеко не ваша заслуга!" Давайте вспомним, Минфин однозначно стоял на позиции отмены 3-4 группы. А налоги от предпринимателей важны для местных бюджетов, это - кровь бюджетов. Потери по такой реформе оценивались в более 7 млрд гривен и закрытие 240 тыс. ФОПов",-возмущен Александр Слобожан. По 12-балльной системе он оценивает работу по реформированию доходов местных бюджетов на ноль.

Просьбы не услышаны

В отчете полностью отсутствует самокритика. Себе в заслуги правительство записало сохранение спецрежима по НДС для аграриев до 2017 года. Пусть и частичное, но сохранение. Коалиционное соглашение предусматривает действие льготного налогообложения до 1 января 2018 года. Кроме того, в достижениях и снижение ставки ЕСВ до 22%.

"Это точно не благодаря Минфину. Минфин рассчитывал бюджет без учета сниженной ставки ЕСВ, уже предусмотренной законодательством. Не собирался и упрощать администрирование. Даже когда президент в декабре поручил доработать нормы. Кабмин настолько выхолостил нормы по НДС, что если бы не депутаты, то не известно, что было бы",- говорит старший экономист Центра CASE-Украина Владимир Дубровский.

Хотя исполнительный директор Европейской бизнес-ассоциации Анна Деревянко считает, что это - все же совместный труд парламента и правительства. Она признает, что снижение нагрузки на работодателя - было основным требованием бизнеса, но просьбы улучшить администрирование пока так и не были услышаны. "Общая ситуация и восприятие не радужные. Страна остается бедной, а бюджет разворовывается и кардинальных изменений в системе борьбы с коррупцией так и не произошло, - добавляет Деревянко. - А еще и глобальная конъюнктура не способствует росту экономики, рост тарифов, продолжающиеся военные действия. Инвестиции придут тогда, когда будет реальная борьба с коррупцией и судебная реформа".

Реализация реформ очевидно не даст моментального эффекта-результат будет через 2-3 года. Хотя Дубровский уверен, что если все изменения в системе НДС и ЕСВ заработают, то уже по результатам года экономика покажет умеренный рост.

О первых итогах детенизации зарплат, по мнению замминистра финансов Елены Макеевой, можно будет говорить после 1 квартала. "Минфин только приветствует заявления многих компаний о планах повышения зарплаты благодаря уменьшению налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, которые сегодня звучат", - добавляют в пресс-службе Минфина.

Поражения и немного побед

В то же время, если Минфин в отчете говорит о реализации этапов налоговой реформы, то эксперты считают ее полностью провальной и за этим должна последовать пусть и не отставка министра финансов, но профильного замминистра точно. "В проведении любой реформы ответственным должен быть один человек, а не так как получилось, - уверена Макеева. - Проблематика бизнеса, которая выявлена, и на которой потом строилась наша реформа, да и альтернативная депутатская, это - заслуга Минфина. О проблемах бизнеса мы говорили на встречах с целевой командой реформ, куда мы приглашали депутатов, но никто, кроме Андрея Журжия (члена налогового комитета, "Самопомич") туда не ходил".

Работа над Налоговым кодексом продолжится, говорит РБК-Украина Елена Макеева, а Минфин не оставит попыток найти компромисс с парламентом. Это один из приоритетов Минфина, как и реформирование ГФС. В рамках подзаконных актов правительство намерено пересматривать работу контролирующего органа, менять методологию проведения проверок, а в таможенном направлении - оценку рисков. Вчера закончила работу техническая миссия МВФ по таможенным вопросам и среди рекомендаций, помимо первоочередной - назначения куратора на таможню, принятие законопроекта об уполномоченном экономическом операторе, получение статуса которого дает право льготного таможенного оформления.

Пока об этом только ведутся разговоры вот уже как несколько лет. Но Елена Макеева обещает, что в феврале законопроект уже будет подан в Раду.

Но даже начальные этапы реформирования налоговой системы, говорится в отчете Кабмина, уже позволил облегчить ведение бизнеса в Украине, снизить временные потери на декларирование налоговых обязательств и улучшили инвестпривлекательность.

Только рейтинги и статистика говорят об обратном. Например, "Индекс экономической свободы" показал, что у Украины наихудшие показатели среди стран, а такие тоталитарные страны как Россия и Беларусь имеют лучшие результаты. Наша же страна опустилась в рейтингах и находится на уровне Боливии, Анголы и Чада.

"Изменение бизнес-климата - это результат одновременного действия многих факторов. И в сферу регулирования Минфина входят обеспечение макростабильности через снижение фискальных рисков для экономики и увеличение резервов НБУ, оздоровление банковского сектора, в частности, решение вопроса "плохих кредитов", а также налоговое и таможенное законодательство и администрирование налогов. В 2015 году Минфин достиг значительного прогресса по всем этим направлениям, - реагируют в пресс-службе Минфина. - Другими, не менее важными составляющими является создание действенной и честной судебной системы, реформирование правоохранительных органов, борьба с коррупцией, а также доступ предприятий к банковскому кредитованию".

Добавим, что эксперты среди побед Минфина все-таки называют запуск проекта E-data и реструктуризацию долгов, что на время снимет нагрузку на бюджет. Пока попыткой, а не реформой называют процесс сокращения госрасходов, в том числе и с помощью верификации получателей соцпомощи. "Эта работа должна была быть постоянной в течение года, а она фактически активизировалась только в сентябре", - говорит Владимир Дубровский.

Большей похвалы из экономического блока удостоился Минэкономразвития, команду которого решил оставить министр Айварас Абромавичус. Еще с прошлого года РБК-Украина источники в правительстве говорили о его отставке по причине блокирования многих его предложений. Тем не менее, все-таки в актив и его, и МЭРТ можно записать электронные закупки и, главное, чтобы новый министр не "отмотал" реформу назад; дерегуляцию; агрессивную, в хорошем смысле слова, позицию Украины на внешних рынках.