Я думаю, что все мы помним о множество петиций, размещенных на сайте Белого Дома во времена "революции достоинства", которые касались поддержки Евромайдана. Таким образом, размещая соответствующие петиции и пытаясь собрать необходимое количество подписей, люди искали любые средства влияния на события, что происходили в Украине.
Я думаю, что все мы помним о множество петиций, размещенных на сайте Белого Дома во времена "революции достоинства", которые касались поддержки Евромайдана. Таким образом, размещая соответствующие петиции и пытаясь собрать необходимое количество подписей, люди искали любые средства влияния на события, что происходили в Украине.
Сегодня в Украине о таком виде коммуникации общества с органами государственной власти можно было только мечтать. Однако, недавно Президентом был подан в Верховную Раду законопроект №2299 от 03.03.2015, предусматривающий изменения в закон "Об обращениях граждан" в аспекте введения обращений граждан в электронной форме и возможности направления электронных петиций.
Безусловно, чтобы спрогнозировать целесообразность и эффект от предложенных изменений, следует обратиться к международному опыту внедрения электронных петиций в органы власти. Самым показательным в данном аспекте является пример США.
Для того, чтобы попасть на рассмотрение Президенту, петиция, размещенная на сайте Белого Дома, должна набрать 100 тыс. подписей за 2 месяца со дня появления. В США петиции подаются только Президенту, что вполне оправдано, поскольку именно он возглавляет вертикаль исполнительной власти согласно государственному устройству США. Стоит отметить, что свои "электронные подписи" под петицией могут ставить все желающие, не только граждане США.
В Латвии подпись под петицией имеют право ставить только ее граждане. Для рассмотрения петиции необходимо собрать 10 тыс. подписей, срок сбора которых неограничен. Направляются петиции исключительно в латвийский парламент и собираются через веб-сайты неправительственных общественных организаций.
Аналогично адресатом подачи петиций в Германии выступает парламент - Бундестаг. Однако повышен количественный ценз подписей - минимум 50 тыс. от любых физических лиц, которые достигли совершеннолетия, петиции размещаются на сайте Бундестага, и срок их рассмотрения не может превышать четыре недели.
В Великобритании петиции направляются в орган, отвечающий за вопросы, определенные в петиции. Минимум 100 тыс. подписей от подданных и резидентов Великобритании собираются через правительственный сайт сроком до 12 месяцев. В указанных странах для идентификации личности используется только личный e-mail.
Вернемся к законопроекту, который был подан Президентом Украины. Его основные положения:
1. Количественный ценз подписей - 25 тыс.
2. Петиция размещается на сайте Президента, Верховной Рады, Кабинета министров, органов местного самоуправления или сайтов общественных организации.
3. Срок сбора подписей в поддержку петиции - 20 дней.
Безусловно, законопроект имеет отдельные недостатки, однако хотелось бы остановиться на самой концепции введения института электронных петиций и ее перспективах в Украине.
Надо понимать, что рядовой гражданин Украины, не имеющий специальных знаний в отдельной области, не сможет подать качественную и конкретную по содержанию петицию. Такая петиция может иметь только сигнальный характер, как некий маяк или ориентир, на что стоит обратить внимание.
По моему мнению, оснований рассчитывать на то, что органы государственной власти и местного самоуправления будут действительно рассматривать все петиции, которые будут поступать от граждан, пока нет. Уровень взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления остается на низком уровне.
На сегодня существуют механизмы обращения в органы власти в традиционном письменном виде, однако особых проявлений быстрого реагирования на проблему от государственных органов довольно трудно дождаться. Граждане в таких случаях, как правило, действуют по принципу "подам заявление повсюду, где примут".
Без сомнения, Украина нуждается в реформах практически всех отраслей экономики, социальной сферы, системы власти в целом. Но для проведения соответствующих реформ нужны два основных компонента: политическая воля (которая, к сожалению, в большинстве случаев лишь декларируется) и проекты реформ.
Со вторым компонентом электронные петиции могут существенно помочь. На сегодня в Украине существует большое количество общественных организаций и активистов, которые не один год занимаются проектами возможных реформ в Украине. Как правило, это люди, имеющие практический опыт в соответствующих сферах, или эти вопросы находятся в сфере их научных интересов.
Однако реального влияния на законотворческий процесс такие организации сейчас не имеют. Введение института электронных петиций может дать шанс таким организациям донести свои наработки законодателю, что может качественно повлиять на улучшение законотворческой базы Верховной Рады.
На самом деле, сегодня никто не может сказать или достоверно спрогнозировать, каким образом электронные петиции будут функционировать, ведь это несомненная новация для украинской системы взаимодействия органов государственной власти и общественности.
Остается лишь надеяться, что этот шаг - действительно желание услышать украинцев, а не еще одно проявление имитации изменений в государстве.